Пути Господни неисповедимы...
По соседству со мной сидела женщина лет шестидесяти пяти, одетая продуманно, удобно для дороги и по сезону. Она повернула ко мне лицо и сказала что-то, я ответила, и мы понемногу разговорились. У неё приятное интеллигентное лицо педагога (как подумалось мне, и оказалась права), негромкая, плавная речь с какой-то своеобразной простой убедительностью. Запоминались глаза с необыкновенным фисташковым оттенком – умные, добрые и живые.
После незначащих фраз разговор перешёл, неизвестно почему, на темы, которые волновали каждую из нас. Что-то удивило меня в разговоре с ней, я уточнила раз, другой. Она охотно объяснила, рассказывала о вещах ещё не известных мне, обстоятельствах своей жизни, сложившихся просто и мудро одновременно. Её отношение ко многим сторонам общечеловеческого и своего бытия взволновало и заинтересовало меня. Оказалось, что Анна Васильевна ехала в Москву по делам церкви, добровольно взяв на себя заботы о её восстановлении в родном селе. Уровень нравственной и духовной культуры сквозил в её словах. Чувствовалось, что её озабоченность проблемами не была душевным порывом, а сложившимся мировоззрением, подчинившим себе образ жизни и наполнив его высоким смыслом.
К концу поездки стало понятно нам обеим, что эта встреча не единственная, необходимо продолжение. Мы познакомились. Так я встретилась впервые с Анной Васильевной Алёшиной-Лукониной и получила приглашение посетить её в селе Григоровское Калужской области, где и находится её храм.
И вот наступил день нашей второй встречи, день посещения Григоровское. Мы с мужем изучили предстоящий путь и двинулись к нужному времени на нашей везде проходящей, надежной машине. Путь в сорок километров от Калуги до села проходит асфальтированной дорогой на город Суворов среди холмов, лесов и полей. Живописные картины природы дополняют селения: деревни, посёлки, дачные участки. Много птиц.
Село Григоровское распахнулось перед нами внезапно, в хаотичном беспорядке разбросав новые и старые строения по зелёным склонам безлесых холмов, пряча в низине основную свою часть. Законченность ландшафта придают темнеющие вдали участки лесов, колоритно обрамляющие село.
Справа от основной дороги, над крышами домов скромно желтится своим куполом с изящным крестом главка церкви. Присмотревшись внимательнее, понимаешь, что выбранное для неё место самое высокое и, если б не разрушенность всего церковного комплекса, дающая ей тёмную монолитность с характерными очертаниями, она была бы видным и главным украшением села, как и было в прошлом. «Наш Храм». - Так любовно говорит о церкви Казанской Божией Матери Анна Васильевна.
Позже, побывав в доме Анны Васильевны, крепком, бревенчатом, чистом и просторном, мы, спускаясь под горку и поднимаясь вновь в душистом, тёплом липовом зелёном запахе села, приближаемся к церкви. Встречающиеся по дороге люди приветливо здороваются с Анной Васильевной – её знают, наверное, все в селе.
Население постарше помнят Анну Васильевну ещё с детства. Ведь она здесь родилась и выросла, юной девушкой отсюда она уехала на учёбу в педагогическое училище и красивой стройной учительницей вернулась с «красным» дипломом назад, в родительский дом. И затем несколько лет работала в школе соседней деревни. Здесь она вышла замуж, здесь же родилась её дочь.
Здесь испокон веков жили её предки, проводя свой земной круг, и останки которых хранит эта деревня русская земля.
Здесь же похоронены её родители, прожившие недолго и оставившие Анну Васильевну вскоре после Великой Отечественной войны одну, без обычно большой в крестьянских семьях, родни.
Семейные обстоятельства Анны Васильевны сложились так, что в 1951 году с молодой семьёй она покидает родные места, продав свой дом, и возвращается назад в село только в 1989 году, прожив и проработав, в связи с работой мужа, в других местах страны. Но родные места невозможно забыть, они притягивают к себе, зовут…
Анна Васильевна давно на пенсии, муж – участник ВОВ, умер в 1982 году от инфаркта сердца, дети – сын и дочь – взрослые, давно выучились, получили высшие образования, имеют свои семьи и устроенный быт в Москве. И хотя все живут отдельно, держатся дружно, вместе, к тому же забота о купленном сельском доме с участком земли требует общих усилий.
Родное село встретило их тогда новыми жителями, среди которых много приезжих семей, новыми порядками, разрушившими бывший традиционным крестьянский уклад с серьёзной работой на полях. Конечно, изменилась и Анна Васильевна. Сорок лет разделяет жизнерадостную, полную надежд на счастье и любовь молодую учительницу, какой она была раньше, и женщину – мудрую, познавшую разочарования и радости нелёгкого жизненного пути, но, не потерявшую веру ни в себя, ни в людей. Ею был пронесён по жизни и не утрачен огонёк души своей – веры в Бога, а также сохранены свои надежды и тихие радости из нашего суетного мира.
Обретя силу духа и открыв для себя краешек высот Православной церкви Анна Васильевна неожиданно пришла к своему Храму. Да, это, по истине, была дорога длиною в жизнь.
А Храм на холме ещё стоял, невзирая на своё полуразрушенное состояние. Он, будто, ожидал её, призывая к помощи. Построенный в 1673 году, Храм до сих пор считается Историческим памятником Русской культуры и ждёт обновления. Ведь когда-то, в своей действующей старине, в качестве приходской церкви с колокольней, трапезной, приделом он являлся редкостным живописным архитектурным ансамблем. На фоне села Григоровское он смотрится большим, и даже в беспощадной разрушенности своих куполов и стен – следов непростой жизни – врос он в эту землю настолько мощно, что до сих пор величав своей плотью, былой нарядностью и силён своим духом.
По техническому паспорту числится Храм как: «Казанская церковь в селе Григоровское в 10 верстах от Перемышля по Одоевскому тракту при колодце Яндовище». Не забыто также, что: «Построена Казанская церковь благочестивым боярином Богданом Матвеевичем Хитрово». Б. М. Хитрово был известен не только в Калужской губернии, но и при дворе Алексея Михайловича Тишайшего, служа в звании оружейничего и заведовавшего Оружейным приказом царя. А его изображение приписано в правом углу храмовой иконы Троицы и обнаружено в 1926 году в иконостасе собора Лютикова монастыря, как его строителя и ктитора;. (;- В.А. Пухов, История города Калуги, издательство «Золотая аллея», 1998г., прим. автора)
С фамилией Хитрово – целым кланом потомков – связана помещичья, купеческая, культурная и духовная жизнь Калужской области, начиная с 17 века, корни которого уходят в глубь истории этих земель.
В то время церковь обеспечивала пять деревень. Все деревни остались на своих местах, правда, некоторые из них обветшали, другие обновляются, но своих церквей, также как и раньше, не имеют. Анна Васильевна вспоминает: « Церковь была красивая, богатая – батюшка на Пасху за богослужение менял одежду двенадцать раз. Деятельность её была тесно связана с активностью прихожан, в том числе, местных помещиков Горенкиных, чья усадьба была в д. Белая, в трёх километрах отсюда, а также Жебелёвых и Чекалёвых. Колокольный звон её был сочным и настолько мощным, что слышен был на все деревни, а сильное эхо, отдаваясь от земли, казалось, сотрясал её, пугая детей». Помнит Анна Васильевна и то время, когда колокола сбрасывали на землю, и голоса их никто не слышал с конца 20-х годов прошлого столетия.
Ярко остался в памяти Анны Васильевны и последний священник – Иоанн Зерцалов, чья могила сровнена с землёй и пребывает в неизвестности где-то у стен Храма. Он был высоким, худощавым, ещё не старым, интеллигентным человеком, единственным в селе имеющим часы и радио (наушники). Учительница приходской школы всегда посылала к нему детей узнать время для начала занятий. Здание школы (до недавнего времени клуб) разрушается рядом с церковью. Бывший дом священника цел, правда, перестроен новыми хозяевами. Он одноэтажный, средней величины, деревянный, просторен, стоит несколько особняком, рядом с церковью. (Беспрепятственно видела его вблизи. Дом заселен, прим. автора.) Сохранился сливовый сад, за которым отец Иоанн ухаживал, как вспоминают жители, с большой любовью. Свои последние годы батюшка переживал здесь, в селе, хотя у него и была возможность уехать в Москву, к детям, получившим хорошее образование и работающим: сын – врачом-хирургом, дочь - преподавателем. «У меня характер плохой, надо жить отдельно». - Так говорил он, приходя в гости к Лукониным, Евстратовым и в некоторые другие дома. Его угощали чаем, вели разговоры.
Отец Анны Васильевны – Василий Андрианович и мать – Мария Антоновна были религиозны. В доме были книги. Отец читал Евангелие, Молитвослов, наказывал дочери читать эти книги. Анна Васильевна сохранила их, они интересны ещё и дарственными надписями от 1906 года и своим издательством С-Петербурга 1903 года, и они являются у неё настольными.
И вот мы стоим у стен Храма, видим начало его обновление. С 1993 года, исключительно на народные деньги, из которых большую часть, по возможности, внесла и вносит Анна Васильевна со своими детьми. При организационной помощи сельской администрации удалось реставрировать купол и установить крест, покрыть крышу, обновить фундамент, сделать небольшую пристройку на входе в Храм с боковой стороны, поставить новые рамы с остеклением и ажурными решётками. Внутри выполнены штукатурные работы Алтаря с покраской. Частично оборудован Иконостас и имеется необходимое убранство для проведения служб.
С этой целью на большие религиозные праздники и разные требы Анна Васильевна организует привоз священника из соседнего прихода - отца Георгия, находящегося в десяти километрах от села Григоровское.
«Нет своего батюшки, своего хозяина – священника, который стал бы духовным наставником селян, так нуждающихся в нравственной поддержке душ своих. Снова затеплилась бы лампада, возобновились богослужения на этой окраине Перемышльского района и колокол созывал бы своих прихожан из глуши и бездорожья разбросанных деревень. Потихоньку возрождались бы религиозные традиции нашей русской православной культуры жителей».- Такие мысли постоянно жили в душе Анны Васильевны, сподвигая её в дорогу в Калужскую областную Епархию.
Начало положено, самый трудный участок пути восстановления церкви Казанской Божией Матери силами церковного Совета, возглавляемого Анной Васильевной Лукониной – Алёшиной, пройден. Дело – за продолжением.
А Храм стоит, ждёт. За ним история и впереди вторая жизнь, которая должна состояться, так как наследники богатой духовной культуры русского народа, такие, как Анна Васильевна, живы и действуют, а их ряды пополняются.
Послесловие:
С описанных выше событий прошло двадцать лет. Дело по восстановлению церкви Казанской Божией Матери в селе Григоровское Калужской области благополучно завершилось. Благодаря стараниям сельской общественности под руководством Анны Васильевна Лукониной-Алёшиной, а затем под руководством её сына Александра Калужская областная Епархия помогла восстановить Храм до рабочего состояния и назначила Батюшку на пять ближайших деревень, как было раньше. (Такие пришли свежие сведения, примеч. автора).
Об АВТОРЕ:
ФОТО
Об авторе Сборника.
Из Биографической справки.
С 2017 года Л.С. См
Свидетельство о публикации №225073000034
Лиза Молтон 30.07.2025 00:54 Заявить о нарушении