О блудной страсти и старости

                Всякое искушение проявляется через свойственную ему страсть. Существует множество страстей, действующих на душу. Они порождения первородного греха наших праотцов, отпавших от Бога. Вследствие этого, в человеческом естестве стали развиваться многочисленнее похоти и соблазны – причины всякого согрешения. В святоотеческой литературе достаточно подробно описаны известные тяжкие или смертные грехи и механизм их действия. В основе природы греха лежит страстность или стремление к удовольствиям и наслаждениям.  Оно не было заложено в Адаме при творении, а, следовательно, является противоестественным для человеческой природы.
                Нам предстоит разобраться в одной из самых сильных страстей – блудной похоти. Она отличается от всех остальных тем, что поражает и душу, и тело. Причем, если в основе иных соблазнов лежит жажда наслаждений, то блудная страсть действует через плоть и помыслы, часто не контролируемые разумом, как во сне, например. Она, как змея, имеет два клыка – плоть и чувства, которыми разит душу.  Действия плотских искушений обусловлено падшей природой человека, поскольку в основе его рождения лежит половое влечение родителей. Сексуальное влечение неотделимо от нашего естества. Соответственно, как часть природы, оно не подлежит уничтожению или исцелению по желанию самого человека. Ее действие или бездействие находится исключительно во власти Бога, как Творца человека. Чтобы обуздать силу плоти, нам важно понять природу блудной страсти, а также выяснить, зачем Господь попустил ей действовать в нас.
                Для этого необходимо разобраться, как грех передается новорожденному и через него следующему поколению. Во время зачатия плода Бог посылает ему душу. Соединившись с плотью, она заражается первородным грехом матери. Именно в момент зачатия происходит рождение нового человека, а непосредственно роды лишь удостоверяют этот факт. Поэтому церковь справедливо признает аборт детоубийством.  По учению отцов, грех прекращается только со смертью. Именно, поэтому, жить и не грешить человек не может. Наиболее сильно привязывает душу к мирскому, именно блудная страсть, поскольку она действует не только через помыслы, но и через тело, возбуждая половое влечение. Эта страсть может изнурять, зародившись как от блудных мыслей, так и от движения плоти, которое понуждают совершить действия сексуального характера для снятия неприятных и болезненных ощущений. Это, так сказать, физический механизм блуда. Но есть и другая его сторона.
                Господь сказал своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). Это значит, что у каждого есть свой крест, взяв который, он обязан следовать за Христом. Что же это за крест? Этот крест и есть те самые страсти, которые живут в душе и заставляют страдать. Заповедь Спасителя призывает следовать за Ним, что означает распять их  на кресте, то есть вступить с самим собой в непримиримую и жестокую брань, о которой Апостол Павел сказал: «Мне мир распялся и аз миру» (Гал.6:14). Христос нес Свой крест, чтобы на нем распяться, и тем самым спасти весь мир и каждого. Однако мы не можем буквально претерпевать страдания на кресте, да от нас этого и не требуется. Вместо крестных мук Господь дал нам страсти и искушения, которые мы несем в себе, как крест, до конца дней.
                Эта пожизненная ноша – тяжела, болезненна и весьма мучительна. От любой страсти, кроме блудной, человек, так или иначе, но может избавиться силой воли, потому что она действуют через помыслы. Избавиться от блуда гораздо тяжелее, потому что он заложен в нашей физиологии как потребность пить, есть, спать, оправлять естественные надобности. Сексуальная страсть заложена в каждом. Изменить свою природу никто не в состоянии, ибо никакая система сама себя не исправляет. Для этого нужно действие внешней силы. Поэтому побороть половое влечение, человек способен только с Божьей помощью. Христос сказал: "Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит."(Мф.19:12).
                Это означает, что последовавший за   Христом, должен вступить в борьбу с блудом и с помощью  благодати побороть его распятием  в сердце.  Высший венец за победу духа – Царствие Небесное, получит тот, кто добровольно вступил в борьбу с собой и вышел из нее победителем. Это не значит, что человек в состоянии полностью «убить» в себе половое влечение, поскольку это невозможно. Речь идет о том, что вставший на путь брани с блудной похотью и, не оставивший ее до самой кончины, уподобляется мученику, и сама борьба вменяется ему Судом Божиим как победа над врагом.      
                Блуд, как и всякий грех, может совершаться помыслами и действием. Поэтому, если человек не грешит в силу увечья или физической немощи, то это не значит, что он не будет осужден как блудник, если предавался похоти в уме. Главное поле блудной брани находится в сердце, а не в окружающем мире. Как пример тому, можно привести одну поучительную историю из отечественного Патерика.
                В первых веках древней Восточной церкви в один женский монастырь поступила юная послушница, отроковица. Ее жизнь в монастыре протекала в посте и молитвах, а своим поведением юная девица являла ангельскую чистоту и скромность, служа в страхе Божьем сестрам и матушке игуменье. Так она прожила в обители долгие годы, пока тихо не преставилась ко Господу. За святость жизни ее знали и любили не только в монастыре, но в близлежащей округе. Слух о ее кончине быстро распространился, и в обитель стал стекаться народ для прощания с почившей девой. Прошло некоторое время. Игуменью стали одолевать мысли о посмертной участи  души почившей сестры. Она дала обет и усердно три дня без пищи и воды молила Господа открыть ей судьбу послушницы.  На исходе третьего дня она видит такую картину. Пол в ее келье разверзся, открыв во глубине огромную огненную реку, текущую меж высоких и мрачных скал. Смрад и жар стояли в келье невыносимые. Река несла в себе души грешников, которые одна за другой выныривали из пламени, вопили о пощаде и снова погружались в пламень реки как в воду. Вдруг игуменья увидела среди несчастных свою воспитанницу, и обомлела. Она такого исхода участи девицы никак не ожидала. Едва опомнившись, матушка спрашивает,
- дочь моя, как ты здесь, почему? Что случилось? Ты же была чиста и невинна, никого и делом не обидела, и словом не укорила. Все подвиги несла в чистоте, посте и молитве. За что тебя постигла такая кара?
Несчастная отвечает,
- не знаешь ты всего матушка! Я сохранила девственность и ничем тяжким на виду не согрешила, но был у меня один грех, который я унесла с собой в могилу. Этот грех меня и осудил на вечные муки.
- что случилось, дочь моя?
- когда мне исполнилось 16 лет к нам в обитель, если помнишь, приезжал один молодой крестьянин из соседней деревни. Он привозил разные припасы для трапезной. Его красота и молодость пленили меня. Я влюбилась до беспамятства, и предавалась с ним в уме ласкам и любовным утехам. Даже когда он перестал у нас бывать, я не могла его забыть, и продолжала любоваться им в душе, пока смерть не приняла меня. Стыд не позволил мне открыть этот грех на исповеди. Тело я сохранила в девственности, а душу – не уберегла, и вот теперь осуждена на вечные муки.
                Сказав это, несчастная опять погрузилась в огненную пучину,  и видение исчезло. Наутро игуменью наши в пустой келье всю в слезах. С того дня она велела сестрам молиться о спасении души погибшей девицы.
                Эта история – наглядное свидетельство неисповедимого правосудия  Божьего, Который судит не только за дела, но и за помыслы. Причем, последнее – страшнее.
                Теперь важно понять, почему Бог не искоренил в людях блудную страсть. Ведь, Воплощение Христа было призвано восстановить человеческую природу в ее первозданном виде, то есть привести в состояние бесстрастия. Суть Промысла Божьего в следующем. Спасение души невозможно без духовной брани, ибо не венчается тот, кто не подвизается, то есть не борется со своими страстьми и похотьми. Самая сильная брань, возводящая в высокий подвиг – борьба с блудной страстью. Это обусловлено тем, что она действует вне зависимости от возраста и физического состояния, а следовательно, нападет до самой смерти. Таким образом, борение и подвиг сопровождают человека до самого конца. Следовательно, блуд служит ко спасению всем восстающим против него, и им, как победителям на ристалище, Господь вручает венцы славы и вводит в Царство Небесное. Если действие блудной похоти старческой немощью или здоровьем, то нет борьбы плоти, а значит и нет венца победителя. Поэтому, желая не просто спасения, а и высокой награды каждому, Господь попускает бесу блуда нападать на человека не только через тело, но и через помыслы, и посрамивший его в брани, сподобляется особой милости Божьей.
                Распятие связано с тяжелыми физическими и душевными муками. Взять свой крест и последовать за Христом – значит добровольно пойти на физические и душевные страдания ради Него. Поэтому, вступая в борьбу с блудом, человек добровольно, как и наш Спаситель, восходит на свой крест и тем уподобляется Христу. Распятый, никакими похотями уже не одолевается, а только мучается и страдает. Вступивший в непримиримую борьбу с этой похотью, совершает мученический подвиг, и, словно вознесенный на крест, он пытается, как от земли,  оторваться от плоти, то есть от блудной страсти. Очень немногие готовы взять на себя сей тяжкий крест. Людям это не под силу, но Богу все возможно. Поэтому, борьба с блудом имеет и еще одно важнейшее значение – она учит, что без Бога человек немощен, слаб и бессилен.
                Со временем действие блудной страсти ослабевает в силу возраста и болезней. Святитель Иоанн Златоуст писал: "Для прелюбодеев, развратников, корыстолюбцев,  чревоугодников старость полагает конец наслаждению; а для людей, живущих добродетельно, она служит к умножению наслаждений", имея ввиду, что благочестивая жизнь с годами только усиливает наслаждение Божественным, умаляя плотские удовольствия. Даже у пожилых, страстное влечение никуда не исчезает, но переходит в иное качественное состояние – похоть мысли. Преподобный Максим Исповедник говорил, что можно подвизаться в самых строгих аскетических подвигах и с их помощью смирить страсть, но нельзя побороть силу страсти, которая присуща нам по природе.
                Несмотря на старческую немощь, под действием этой силы человек продолжает испытывать страстные желания несмотря на то, что реализовать их уже не может. Здесь «похоть плоти» переходит в «похоть очес», как говорил апостол Иоанн (1Ин.2:16). Незабвенный Александр Сергеевич, когда воспел божественным пером: «Любви все возрасты покорны», – знал, о чем говорил. Сведущие поймут, о чем я. Тем не менее,  Человеколюбец Бог, желая спасения каждому, попускает, чаще всего в старости, разные болезни и немощи, чтобы, страдая, он хоть в малом уподобился распинаемому на кресте и, тем самым, искупил вину перед Создателем, пусть и в малой доле. Физические мучения также необходимы в деле спасения, как и душевные, поскольку страдания тела и души – неотъемлемая часть крестной смерти, через которую в мир пришло избавление. Страдая, человек вольно или невольно распинается, и дай Бог, чтобы он понимал, что распинается по человеколюбию Христа, Который желает, чтобы каждый получил свой шанс на спасение, взойдя на небо через крест. Другого пути к Отцу Сын нам не оставил. 
                В заключении необходимо показать, в чем состоит брань с блудом и победа над ним. Помимо всей тяжести вреда, который он причиняет душе, блуд обладает еще одним крайне опасным свойством. Поражая подвижника, он ввергает его в уныние и отчаяние, побуждая оставить благочестие и вернуть к прежнему греховному образу жизни. При этом, бес похоти внушает примерно такие мысли: «Видишь, согрешил, мерзко пал, погряз в тине смрадного греха, осквернил плоть и душу. Как будешь пред Господом стоять, как Ему молиться, как смеешь теперь подвиги нести и имя Всевышнего призывать! Нет тебе прощения, осквернитель и хулитель креста Господня и Святого Его».
                Часто страдалец поддается внушению лукавого и гибнет, оставляя путь ко Христу, считая себя недостойным и грешным. Это самое пагубное действие блуда, ибо оно ввергает душу в вечную погибель.  Чтобы избежать этого, нужно правильно относится к неизбежному падению, а именно воспринимать силу блудной похоти  как неизбежное следствие падшей природы. Но это не значит, что мерзость блудодеяния можно оправдывать влечением плоти. Смысл искушения состоит в том, чтобы верная душа припадала ко Христу после каждого падения.  Бог будет судить не за то, сколько раз плоть согрешила, а зато, сколько раз душа не покаялась. И с каждым покаянием блудная страсть будет ослабевать, а власть разума над похотливыми желаниями  возрастать.  Не грешить не может никто, а каяться обязан всякий. И кто, отверг спасительное врачевство покаяния, тот не имеет участи в милости Божьей и Царствии Небесном.


Рецензии