В одном мгновении видеть вечность

Бийский художник Заур Ибрагимов о себе говорит, что он в Крыму родился, в Азии учился, а Алтаю пригодился!


Ольга Павлова

(Газета "Творческий Алтай", 1999 год)

"В одном мгновении видеть вечность"

 Этот девиз романтиков как нельзя лучше характеризует творчество члена Союза художников России, старшего преподавателя художественно-графического факультета Бийского пединститута, и.о. Доцента кафедры ИЗО - Заура Маметовича Ибрагимова. Он - участник многих городских, краевых и Всероссийских выставок, его работы хранятся в музеях Бийска, Барнаула, Новосибирска, в частных собраниях США, Австралии, Германии. Число его персональных выставок в Бийске и других городах Сибири приближается к десяти.

 Родина Заура Маметовича - Симферополь. Судьба крымских татар, насильно выселенных с родных мест, коснулась и его семьи. Отец тогда был на фронте. А мама с тремя детьми оказалась в Средней Азии. Воспоминания детства нашли отражение в серии графических работ, каждая из которых - сюжет для отдельного рассказа. Но и в самых тяжёлых ситуациях вера в доброту людскую, бережная любовь к маме помогали, спасали хрупкую детскую душу от ненависти. Не отделяя свою судьбу от истории страны, художник изобразил своё видение - не наблюдателя, но участника событий тех лет.

 Конечно, такие картины могли появиться в пору зрелости автора. А вначале были годы учёбы в Ташкентском республиканском художественном училище, служба в армии и поступление в Ташкентский театрально-художественный институт. Вскоре после его окончания друзья-художники предложили посетить далёкий сибирский город Бийск. И вот в этом году З.Ибрагимов отмечает своеобразный юбилей - тридцатилетие со дня приезда в наш город. Удивительное разнообразие природы Алтая, Бийск, несмотря на повсеместную Российскую урбанистическую усреднённость, сохранивший очарование провинциальности - вот источники вдохновения мастера.

 "Рисунки, гравюры, картины З.Ибрагимова, проникнутые жизнелюбием, сердечностью, нежным лирическим настроением, располагают к себе так же, как и личность их автора, светлая, обаятельная, покоряющая душевной чистотой и цельностью," - пишет о нём искусствовед, сотрудник музея, и.о. Доцента кафедры ИЗО пединститута Л.И.Новикова.
 
 Беседуя с Зауром Маметовичем, я постоянно делала для себя "открытия". Мир художника, его неутомимая натура раскрывались всё новыми и новыми гранями. Занятие чеканкой, витражным искусством, оформление внутренних интерьеров зданий в городе и сёлах... Результатом многолетнего кропотливого труда явилось освоение практически всех техник графики. Рисунки - карандашом, углём, соусом, пером - от набросков до завершённых выставочных работ.
 Многие графические листы посвящены теме зимы. И белая бумага воспринимается здесь как чистый, нетронутый снег, а чёрные летящие штрихи намечают силуэты домов, деревьев. Во всём - та самая изысканная простота, недосказанность, которая очаровывает и притягивает зрителей.
 
 Храмы Сибири... С какой любовью, тонко и тщательно выполнены рисунки Бийских церквей! В восприятии художника-графика русское храмовое зодчество предстаёт исполненное строгой гармонии и стройности.

 Среди многочисленных серий портретов интересны изображения великих художников: Леонардо да Винчи, Рембрандта, Дюрера, Рафаэля, Веласкеса. По замыслу автора каждый из них находится в своей мастерской за созданием очередного шедевра. А вот - портрет ученика Н.Рериха писателя А.П.Хейдока. Девяностосемилетний старец - лик уходящей эпохи, полный скорби, мудрости и умиротворения. На втором плане картины видны силуэты двух влюблённых, уходящих в космические дали - это финал одной из последних повестей писателя "Грешница".

 Гравюра - давнее увлечение З.Ибрагимова. В 70-е годы в технике линогравюры им создано немало эстампов: пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых композиций. В 80-е приходит увлечение офортным искусством. Гравюра на металле сложнее и глубже, чем и привлекательна для мастера. И вновь - поиски выразительных возможностей, приведшие к наиболее сложной и трудоёмкой из всех гравюрных техник - меццо-тинто.

 Романтика так называемой "чёрной манеры"позволяет передавать в картинах тончайшие нюансы светотени, легчайшие градации тонов, зовёт подняться над реальным миром, почувствовать средствами изобразительного искусства поэзию и музыку мироздания("Грядущее", "Материнство", "У очага")

 Акварель, как материал, переходный от графики к живописи, тоже интересен З.Ибрагимову, но в поисках колористической и фактурной выразительности он пробует сочетать его с пастелью. Пейзажные работы, выполненные в этой технике, отражают благородство, некоторую идилличность и благоговение перед красотой природы ("Грибная пора", "Кучерлинское озеро", "Замки духов", "Шаманский остров").

 Но самое интересное, по утверждению художника, как раз то, чего ты ещё не знаешь. И потому, наверное, появляются экспериментальные работы с использованием смешанной техники, небывалое в станковом искусстве слияние живописи и декора. Здесь объёмность, живость изображения достигается применением мозаики и таких материалов, как яичная скорлупа, пшено, горох и прочее. Здесь фактура выступает как основа для выразительности натюрморта.

 Такие работы выполняются, например, на листе фанеры. И ещё одна тонкость: зрителей в этих картинах поражает своеобразная цветоотдача. Художник, используя секреты старых мастеров, особым способом разводит краску для росписи. И дары щедрой природы предстают во всей своей красе ("Ягоды Алтая", "Сирень", "Натюрморт с грибами").

 Рассказывая о трудовом пути Заура Маметовича, нельзя не сказать о его педагогической деятельности. Свободное владение аудиторией, высокий методический уровень и профессионализм позволяют З.Ибрагимову сотрудничать с преподавателями не только города, но и региона. Крупным вкладом художника в учебно-методическом плане для кафедры ИЗО пединститута можно считать создание фильма "Рождение портрета". Он повествует о возникновении законченного изображения, начиная с первых штрихов. Выпущены и два авторских учебно-методических пособия: "Анатомический атлас" (по пластической анатомии) и "Линогравюра. Офорт", где наряду с иллюстрациями всемирно известных художников, представлены работы студентов БиГПИ. Совсем недавно выставка картин учащихся худграфа открылась в Бийском музыкальном училище, став итогом занятий на спецкурсе по художественно-печатной графике. Авторы работ - ученики З.М.Ибрагимова.

 Его творческое кредо - работа на контрасте. По мнению художника, это необходимо для выживания сегодня, для противостояния негативизму жизни и обретения равновесия в душе своей.

( На фото: семья художников - Заур Ибрагимов и Людмила Иванова, а также мой преподаватель пединститута, краевед Наталья Цехановская. Город Бийск)

 
 


Рецензии
Удачи, Оля в твоих изысканиях!
С теплом Лидия

Лидия Калашникова   06.08.2025 09:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Лида! Творческих находок!

Нел Знова   07.08.2025 15:12   Заявить о нарушении