Крузенштерн или Лисянский?

Именем Крузенштерна названы парусник, корабли,  улицы морских городов, морские учебные училища и ВУЗы... А мне обидно за Ю.Лисянского, которому изначально предлагалось возглавить ту самую, первую в России кругосветную экспедицию.
Зная заносчивость,  обидчивость и самолюбие своего товарища, Юрий уступил командование экспедицией Ивану Крузенштерну.
Хочу немного остудить восторги, относящиеся к исследователю, мореплавателю Ивану Крузенштерну, на которого свалились все достижения экспедиции 1803-1806 гг вокруг света, потеснив труды более подробные и более тщательно исследованные его напарником, Юрием Лисянским.
Начну с того, что Иван Крузенштерн выходец из обрусевших немецких дворян. Заносчивый, горделивый, обласканный  министром иностранных дел, Горчаковым, благоволящем всему иностранному.
Юрий Лисянский, учившийся с Крузенштерном в одной академии, был сыном протоирея, что считалось по тем временам, ниже по сословию. Не смотря на то, что изначально  возглавить экспедицию было предложено Лисянскому, зная характер Крузенштерна, Юрий отказался от этой чести в пользу Ивана.
Два судна, «Надежда» и «Нева» отправились на Дальний Восток с двумя миссиями.
«Надежда» Крузенштерна должна была наладить дипломатические отношения с Японией, а «Нева» с Лисянским должна была обследовать острова Тихого океана и выяснить положение дел в Русской Америке, на Аляске.
Выйдя из Кронштадта  шлюпы до о-ва «Святой Екатерины» шли вместе, но на «Неве» мачты потребовалось сменить из-за их плохого качества. Лисянский простоял 5 недель, пока менял фок и грот. Здесь русские матросы наблюдали жестокую работорговлю, что велась в этом порту.
Проходя мыс Горн, шхуны на какое-то время потеряли друг друга из вида. Лисянский зашёл на о-в Пасхи, на котором была запланирована встреча с "Надеждой". Но Крузенштерн сильно потрепавшийся у мыса Горн, пошёл дальше, решив  ремонтироваться на Камчатке. Лисянский, прождав, как было условлено, две недели, время даром не терял, обследовал тщательно берега острова. На Маркизовых островах снова встретились перед долгой разлукой, т.к. дальше они следовали каждый со своей миссией.
На борту у Крузенштерна находился дипломат, камергер двора его Величества со своей свитой, Николай Петрович Резанов.
Сразу по выходу из Европы, на борту возник острый спор: кто главнее и кто кому подчиняется. Визит в Японию окончился ничем. Японцы уже 150 лет никого не пускали в свою страну и ни с кем ни торговали. Продержали Резанова 5 месяцев хоть и в хороших условиях, но в полной изоляции, не дав ни разу аудиенции.
Вернувшись  на Камчатку, Резанов покинул «Надежду». А Крузенштерн продолжил исследование западного берега Японии, Курилов, Юго-востока Сахалина.
Тем временем, «Нева» посетила Русскую Америку». Обнаружив, что о.Ситка постоянно подвергается нападениям индейцев, уладила конфликт мирным путём и силами команды основала крепость Ново-Архангельск. Почти год команда помогала русско-Американской компании.
В августе 1805г. с грузом пушнины «Нева» отправились в Китай, где уже с этой миссией прибывала «Надежда».
В феврале 1806г. оба судна отправились домой. «Надежда»  с заходами в европейские порты, а «Нева», рассчитав провизию и экономно её используя, прошла без заходов до самой Англии. Это был первый в мире такой переход, на который были затрачены 142 дня.
Придя в Кронштадт, Лисянский принёс свой подробный отчёт в Адмиралтейство. Но ожидая в первую очередь отчёт Крузенштерна, отчёт Лисянского не был принят.
Обидевшись, Лисянский ушёл в отставку (но предварительно, поучаствовав в Русско-Турецкой войне) и издал свой отчёт за границей.
Этот отчёт быстро был переведён на несколько языков, и прославил Лисянского вне своей родины.
Хочу ещё пару слов сказать о Резанове.
Это весёлый, деловой человек, знающий пять языков, хороший предприниматель. Но не вышло у него наладить с Японией контакты не по его вине. Сама страна Восходящего солнца не хотела открываться миру.
Однако, Резанов, узнав как голодают люди в Ново-Архангельске, купил у местного англичанина судно, которое назвал «Юноной», полное провиантом, привёл его на Аляску. Тут же заказал новое судно, «Авось». Далее двумя этими судами пошёл в Калифорнию, в Сан-Франциско очаровал губернатора и его прелестную дочь Кончиту.  Обручившись с нею, он пошёл к родным берегам, чтобы  через императора договориться с Папой Римским о женитьбе на Кончите. Проводы его были пышные. Оба судна были завалены продуктами для жителей Аляски. Вот только до С-Петербурга Резанов не доехал: умер по пути под Архангельском.
Кончита  осталась верной любимому до самой смерти, прожив оставшиеся годы в монастыре.


Рецензии