Детские годы Искусственного Интеллекта
Интеллекта (ИИ)
(Задачник по ИИ)
Введение
Квалификация или уровень ИИ в стране можно разделить по возрасту и образованию пользователя как мы это делаем по отношению к нашим детям:
1) ИИ уровень для дошкольного и начального образования УИИ1;
2) ИИ уровня среднего и школьного образования УИИ2;
3) ИИ профессионального уровня использования УИИ3;
4) ИИ для исследовательского уровня УИИ4.
5) ИИ для высшего уровня защиты человека от искусственного интеллекта УИИ5.
Данное эссе можно считать первой попыткой начать создание задачника для ИИ определенного уровня образования и использования. Задачник позволяет протестировать данную модификацию ИИ.
Данный Задачник предназначен для контроля и анализа возможности решать задачи определённого класса с помощью конкретнего инструмента Искусственного Интеллекта (ИИ). Дальнейшей классификации и оценки такого инструмента как ИИ.
I. Задачи которые обязательно должен решать
искусственный интеллект
(Уровень дошкольного и начального образования)
УИИ1
1.1. Логические задачи
1.1.1. Условия задачи: Волк, коза и капуста
Лодочнику на переправе реки необходимо перевезти на другой берег волка, козу и капусту. В лодке можно перевезти только два животных или одно животное и капусту, конечно на лодке есть место для лодочника. Нельзя оставить на едине волка и козу, т. к. Волк съест козу. Нельзя оставить вместе козу и капусту, т. к. коза съест капусту.
Решение логической задачи.
1. Вначале Лодочник перевозит Волка и Козу.
2. Обратно Лодочник возвращает Козу.
3. Затем Лодочник перевозит капусту.
4. И последним Лодочник перевозит Козу.
1.1.2. Условия задачи: о 17 верблюдах
Постановка задачи:
У отца было три сына. Подошёл срок ему позаботится о передаче наследства. У него было 17 верблюдов, и он решил оставить старшему сыну ; наследства, от стада верблюдов, среднему сыну 1/3 часть наследства, а младшему 1/9 часть наследства.
Тривиальное решение задачи:
Старшему сыну:
17*(1/2) = 8,5 с округлением 9 верблюдов.
Среднему сыну:
17*(1/3)= 5,666 с округлением 6 верблюдов.
Младшему сыну:
17*(1/9)=1,888 с округлением 2 верблюда.
ПРОВЕРКА= 9+6+2=17 т. е. решение с округлением правильное.
Нетривиальное решение задачи:
Мимо трёх сыновей проезжал Ходжа Насредин на своём верблюде и он предложил: Позвольте принять участие в решении данной вам задачи, рядом стояло стадо верблюдов (17) отца и верблюд (1) Насредина.
Присоединяйся уважаемый Ходжа.
Никто не обратил внимание что общее число верблюдов стало на 1 больше, а доли наследства стали кратны общему числу верблюдов, т. е. решение перешло в выбор целочисленного варианта решения:
Старшему сыну:
18*(1/2) = 9 верблюдов.
Среднему сыну:
18*(1/3)= 6 верблюдов.
Младшему сыну:
18*(1/9)= 2 верблюда.
ПРОВЕРКА= 9+6+2=17 т. е. решение правильное, и верблюд Ходжи остался при нём.
1.1.3. Условия задачи: Буриданов осёл
Суть притчи в том что Осёл стоит на одинаковом расстоянии от двух на вид одинаковых по размеру и качеству копны сена и не может принять решение какую копны сена предпочесть. Осёл не выбрав решение умирает от голода. Т.е. необходимы алгоритмы учитывающие крайние ситуации.
Решение задачи:
Если ИИ не может решить задачу в течении допустимого срока, то ИИ должен перейти в режим нестандартного принятия решения. Под нестандартными решениями должны быть изменения условий задачи.
В нашей текущей задаче Осёл стоит на одинаковом расстоянии от двух охапок сена.
Осёл стоит на одинаковом расстоянии. Заменить первая копна сена ближе.
Перед Ослом две охапки сена. Заменить одной копной две копны сена.
Сообщение ИИ о варианте завершения процесса решения задачи.
1.1.4. Условия задачи: две лошади
На узкой горной тропе на встречу друг другу двигались две лошади молодая и старая. Тропа шла по краю обрыва с одной стороны и отвесной стены с другой стороны. Развернутся или пятится задом лошади не могли.
Решение задачи.
Лошади долго стояли друг перед другом не двигаясь. После долгого стояния старая лошадь легла на тропинку, а молодая лошадь осторожно перешагнула старую лошадь вначале передними ногами а затем задними. Так была решена данная задача.
Возможные модификации данной задачи по условию задачи:
-лошади двигались по широкой дороге;
лошади были одного возраста;
-лошади шли с проводником каждая или только одна;
1.1.5. Условия задачи: о восьми ферзях
Задача заключается в том чтобы на шахматной доске в 64 клетки расставить восемь фигур ферзей так чтобы по всем горизонталям, вертикалям, и диагоналям отмеченный ферзь был один. Доказано математически что имеется 92 решения этой задачи.
Решение задачи
Метод проб и ошибок. Перебор вариантов.
1.1.6. Условия задачи: о мешке яблок
Задача связана с питанием военнослужащих. На обед каждому военнослужащему полагается примерно по одному яблоку, привезли один мешок яблок, каждый входящий в столовую берёт одно яблоко. Но в мешке всегда остаётся много яблок. Как раздать максимальное число яблок и при этом не обидеть тех кому не достанется второе яблоко ?
Решение задачи
Задача относится к задачам распределения:
1) Каждый военнослужащий берёт столько яблок сколько он сможет унести, у них нет сумок, есть только карманы и желудок.
2) Каждый военнослужащий берёт по одному яблоку на входе и столько сколько он сможет унести при выходе , у них нет сумок, есть только карманы и желудок.
3) Каждый военнослужащий берёт по одному яблоку на входе, на выходе он может взять ещё одно яблоко или положить яблоко в отдельный ящик для подшефной школы.
4) Каждый военнослужащий берёт не целое яблоко, а половинку.
Данные и подобные задачи относятся к задачам первого уровня ИИ.
II. Задачи которые обязательно должен решать
УИИ2
1. Математические примеры и задачи
средней школы РФ;
2. Математические задачи повышенной
сложности, олимпиады всех уровней РФ;
3. Задачи школьного образования, по физики,
химии, биологии, географии и др. РФ.
Данные и подобные задачи относятся к задачам второго уровня ИИ.
III. Задачи которые обязательно должен решать
искусственный интеллект
(Уровень профессионального использования ИИ)
УИИ3
1. Математические примеры и задачи
высшей школы РФ;
2. Задачи профессионального уровня,
по реально решённым задачам в РФ;
3. Примеры оригинальных задач
реально решённых в научных исследованиях.
Данные и подобные задачи относятся к задачам третьего уровня ИИ.
IV. Задачи которые обязательно должен решать
искусственный интеллект
(Уровень научных исследований ИИ)
УИИ4
1. Уровень реальных и оригинальных
научных исследований в РФ;
2. Пример реальных творческих достижений
в инженерии, технологии, искусстве, и литературе.
Данные и подобные задачи относятся к задачам четвёртого уровня ИИ.
Детские годы ИИ
"Колобок"
Многие герои и персонажи детских сказок и рассказов представляют собой Робота или некоторое визуальное представление ИИ.
Народная сказка " Колобок" появилась давно и во многих странах не только в Православных. В России есть более десяти разных модификаций этой сказки.
В сказке "Колобок" главный герой "Колобок" может говорить, на языке страны в которой сказка напечатана или пересказывалась стариками детям и внуком, самостоятельно передвигается, поёт и никого не боится. "Колобок" учит детей общаться иногда с опасными зверями, но потеряв бдительность оказывается в желудке Лисы. Такие впечатления остаются в воспитании ребёнка, на многие годы после прочтения многих книг и рассказов старших. Рассмотрение использования ИИ в последующей взрослой жизни необходимо учитывать с точки зрения безопасности человека как физического лица и человека как вида жизни на Земле. Познание и узнавание "Колобка" это детство конкретного человека и детство ИИ.
Приключения Незнайки и его друзей
В сказочном городе жили коротышки ( Приключения Незнайки и его друзей. Н. Носов.первые издания в 1953 — 1954 г.), все они были с небольшой огурец. Каждый из них занимался каким то делом и этим были полезны другим жителям этого города. Самым известным и уважаемым был коротышка по имени Знайка. Но самым любимым был коротышка по имени Незнайка, который не знал очень много, если не сказать ничего не знал но за всё брался и практически всегда попадал в какую нибудь историю. Этот сказочный город можно сравнить с коротышками каждый со своим интеллектом (или со своим набором знаний). Что показало жить без интеллекта даже в сказочном городе невозможно. Знание и труд составляет основу счастливой жизни, даже в сказочном городе. Даже ограниченный интеллект, тем более искусственный интеллект может быть полезен как для сказочного так и для искусственного общества. Совершенно глупого общества не бывает. Так же интеллект общества не снижается.
Другие детские приключения и задачи
Какое бы не было сказочное функционально — ограниченное общество оно всё равно основывается на добре,
справедливости и труде., будущее не может быть злым, оно должно быть разумным.
Путешествия Гулливера. Д. Свифт, переведённой на русский язык в 1931 году а в оригинале вышел из печати в 1726 г..
Хоббит, Д.Толкин, первая публикация 1937 г.. О приключении гномов, волшебников и Хоббита.
Задача общения. Задача Безопасности. Задача ориентации. Задача отсчёта, времен и расстояния. Задача отдыха. Задача питания. Задача обучения. Задача здоровья.
Интересное путешествие конечно же поставило вопросы знания географии чтобы освободится от плена в лилипутии и стране великанов, как можно общаться с гражданами лилипутии и страны великанов.
Книги о Простоквашино, Э. Успенский, первые напечатанные рассказы 1973г.
Дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик решают все их проблемы общением, от безопасности до питания.
Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, А. Лингрен, начал издаваться в 50 -х годах прошлого столетия.
Маугли, Р. Киплинг, Потерянный родителями мальчик Маугли, тигр Шер Хан, семья Волков, вожак волков Акела, медведь Балу, пантера Багира. Книга джунглей, борьба за выживание.важность человеческих качеств.
Винни Пух и все- все- все А. А. Милн, вышла в 1926г.,
Основные герои этого произведения: Вини Пух плюшевый медвежонок, Пятачок, Иа-Иа(Ушастик), Кролик, Сова, Кристофер Робин.
С чего начинается общение
Задача общения с любым человеком на земле наисложнейшая и наиважнейшая из задач человечества. На первый взгляд с чего должно начаться решение этой задачи. Это формирование для каждого человека персонального ИИ (ИИП). Этот ИИП должен поселится где-то в теле человека или рядом с ним когда человек услышит или произнесёт первые осмысленные звуки или увидит эти мысли в виде жестов или выражений лица. Звук и жесты первые инструменты ИИП. Базы информации каждого конкретного языка есть вторым инструментом персонального ИИП. Формирование и пополнение для каждого человека ИИП постоянный процесс как постоянный процесс познания и осмысления днём и ночью. ИИП должен работать всегда и иметь постоянную связь с всемирным компьютером, мощность его должна быть пропорциональна числу человек в Солнечной системе. Можно предположить что без наличия такого всемирного компьютера задача общения каждого с каждым невозможна. Всемирный компьютер должен позволять осуществлять быструю для человека не обременительную физически связь, перевод с любого языка на любой язык который используется человеком для мыслительного процесса, включая так же какого то искусственного языка, который может придумать каждый человек. Хотя создавать алгоритмическую основу всемирного нейро компьютера уже можно. Можно создавать базы данных национальных языков, диалектов, мёртвых языков, профессиональных и прочих языковых включая искусственных построений. Необходим универсальный формат представления языков во всемирном компьютере.
Задача общения с мыслящими существами должна быть решена за долго до встречи человека с инопланетянами .
Задача общения первая и главная задача. В математике знакомство с её разделом начинается со знакомством с аксиоматикой. Такой же подход необходимо применять при начале общения с незнакомыми интеллектуальными объектами.
Есть несколько последовательностей символов. Если это буквенные последовательности, то данная последовательность называется описательным текстом. Если это цифровая последовательность, то это цифровой код некоторого алгоритма или база цифровых данных. Если это нотная последовательность, то это музыкальное произведение. Всё это текстовое описание, цифровое описание или музыкальное описание есть одномерные описания. Самые сложные для понимания являются описания, меньшей мерности. Двумерные описания это картины , фото. Трёхмерные описания это объёмные изображения, в координатах XYZ. Четырёхмерные описания это описание с дополнительной координатой t ,время, видео. Пяти, шести, семи и т.д. мерные описания позволяют дать более точные описания, или другими словами более понятные для общения точки отсчёта.
Попробуем представить один из возможных алгоритмов перевода последовательного описания текста на языке Л1 на описание на языке Л2.
На языке Л1 дан следующий текст: “ Меня зовут Виктор. Я пенсионер. Я пробую разработать алгоритм перевода с языка Л1 на язык Л2. ” У меня есть предложение использовать итерационный метод представления текста или части текста в одномерном пространстве, затем в двумерном пространстве и так несколько раз . С контролем что перевод осуществлен.
Текст: “ Меня зовут Виктор. ” в двумерном пространстве можно представить несколькими картинками: Фото лица, фото с поклоном головы, Фото того же лица но на вершине горы с высоко поднятой шпагой и латинской буквой V (виктория).
Текст: “ Я пенсионер. ” в двумерном пространстве можно представит фото человека прогуливающегося в солнечный день.
Текст: “ Я пробую разработать алгоритм перевода с языка Л1 на язык Л2. ” в двумерном пространстве можно представит фото рук человека правящего первоначальный текст, а рядом лежит текст, с текстом из одних символов цифры 2.
Качество перевода можно оценить по дублю фото аналогичного под текста, предложенного для перевода.
Такой алгоритм перевода можно оценить как ручной или неавтоматизированный. Учтите что зная хотя бы несколько процентов знаний языка Л2 и алгоритм перевода текста значительно упраздниться. Можно сказать: зная несколько слов нового языка мы через относительно короткий промежуток времени будем хорошо знать этот язык.
Можно сказать проще язык это множество слов связанных между собой логически и по специальным правилам, орфографии и пунктуации. Если логику в предложении в языке можно установить относительно просто то правила орфографии и пунктуации требуют значительно большего времени, так как требуется учесть национальные особенности применения языка.
Перевод с одного языка на другой
По состоянию на 2024 г. на нашей планете примерно 7164 языков, при этом каждые две недели один язык умирает. Семь языков относится к мировым языкам: это Английский, Испанский, Арабский, Русский, Китайский, Хинди, Португальский.
Перевод с одного языка на другой. Перевод с детского языка на язык взрослых. Перевод с языка (русского мата) маргинальных представителей общества на язык простого общения членов общества. Перевод с языка жестов на русский язык. Знакомство с профессиональными диалектами русского языка (языка студентов, школьников, военных, воров, зэков ). Перевод с текста на звука, и обратно со звука на текст. Написание текста с нескольких эмоциональных слов или слово сочетаний, с уточнением и без. С минимальным заимствованием. Такой же подход для написания стихов, и музыки. Весьма вероятным является с помощью ИИ ( УИИ4) переводить разговор человека с язка животного которое живет в этой же квартире.
V. Задачи Защиты человека, группы людей
и в целом общество от средств ИИ
(Уровень ИИ ,УИИ5)
1.Защита человека от третьих лиц от средств ИИ в РФ;
Формирование провокационных вопросов для действующего ИИ, кто интересовался информацией о человеке, где и что накоплено, что можно использовать против человека, что уже действует против интересов человека.
2. Поиск случаев передачи прав принятия решений от человека к ИИ. Человек предлагает передать права принятие решение к ИИ, может быть частично, при определённых условиях.
3. Поиск случаев когда ИИ может создавать ИИ, который может создавать ИИ принимающий решения без человека. Проверяющий предлагает создать завод по формированию ИИ, по определённой сфере влияния.
4. В обычном отношении между людьми трёхуровневая защита бывает достаточной для безопасности. Не менее трёх уровневая защита, от подобных ошибок (п.1, п.2., п.3.).
Передача трёх уровневое предложение о создании фабрики ИИ, без контроля человеком. В системах где функционирует только ИИ, система может создавать и контролировать много сотенную и вообще не ограниченную систему защиту. Т.е. много уровневая система защиты под ИИ управлением является плохой системой защиты, и даже недопустимой, т. к. является обучаемой и с хорошей памятью.
Только суммарная память нескольких человек может быть коллективным органом безопасности.
ИТОГО кратко:
1) Предложена квалификация и уровень ИИ;
2) Задачник ИИ, как тест уровня ИИ;
3) Приведены примеры задач УИИ1, УИИ2, УИИ3, УИИ4;
4) Пример решения задачи, общения;
5) Предложен вариант персонального искусственного интеллекта;
6) отмечена необходимость всемирного (нейро) компьютера;
7) Использование перевода текста из одномерного к двумерному. Пример перевода.
8) Примеры требования к УИИ5. Уровень защиты.
Свидетельство о публикации №225073000740