Вышло!

Официальная хроника гласит:  30 июля в Камчатском крае произошло землетрясение магнитудой 7,5. Подземные толчки почувствовали в Петропавловске-Камчатском, а также в городе Северо-Курильске Сахалинской области. Вскоре была объявлена угроза цунами в России, Японии и в США. У берегов Камчатки зафиксированы волны, высотой  до 4 метров. Жертв  нет.
От последнего предложения на глаза наворачиваются слезы – это наивысшая оценка работы отечественных ученных, в том числе, обнинских математиков.

Возглавив НПО «Тайфун», В. М. Шершаков добился участия организации в федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».
К 2009 году в ФИАЦ (подразделение НПО «Тайфун») шла интенсивная работа над совершенствованием Российской системы  предупреждения о цунами,  а именно – улучшение алгоритмов распознавания цунами по результатам измерения уровня моря.
Возглавляемая видным математиком Д.  А. Камаевым, команда специалистов по теории вероятностей «учила» систему оперативно отличать, присущие цунами,  колебания  уровня моря от приливов, ветровых волн и аппаратных  сбоев, могущих влиять на результаты измерений.

Это была увлекательная, но, вместе с тем, нелегкая работа. Специалисты придумывали и «подсовывали» системе различные возмущения, обучая ее правильной реакции.  При этом, не прочитавшим за свою жизнь ни одной радиосхемы; математикам приходилось штудировать неподъемные тома справочников по радиотехнике, радиолокации, медицинской статистике, вероятностным методам  экономики, а уж «сказки Андресона» - так называли увесистую монографию этого автора по анализу временных рядов, повсеместно были настольной книгой.

Работа с одними источниками сплошь и рядом порождали запросы на другую литературу. Работницы библиотеки Н. Коровина, Л.  Тихонова и Л. Чкалова проявляли чудеса профессионализма, своевременно обеспечивая ученых нужными материалы.

Огромным подспорьем для ученых было то, что тогдашний гендиректор НПО «Тайфун» В. М.  Шершаков являлся математиком, тонко понимал специфику их труда и оказывал всемерную поддержку. По сути, это был командный труд с независимой от званий и должностей, взаимовыручкой.
Чудеса профессионализма проявлял зам. Гендиректора по хозяйственной части Александр Михайлович Гариянц, с легкой руки которого у ученых было все необходимое.

Десятки различных алгоритмов фильтрации данных и тысячи сочетаний их параметров, минуты восторженных озарений и месяцы тошнотворно - однообразных численных экспериментов не прошли даром!
Резюмируя, можно вспомнить то – единственное слово, которое произнес  после испытания первой советской ядерной бомбы, И.  В. Курчатов: «вышло»!


Рецензии