Просчёт искусственного интеллекта

     О машине времени столько всего написано: фантастических романов, технических предложений по её созданию и даже инструкций по применению, но мало кто знает, что реальная машина времени находится на выставке достижений изобретений нашего города.
     Почему не знают? Возможно, это инертность нашего мышления. Побывать на выставке достижений народного хозяйства в Москве – это интересно, понятно, даже престижно стало в последнее время. А вот пойти на выставку в провинциальном городе –разве только экскурсовод поведёт заезжих туристов.
     Даже многие работники выставки, о себе не говорю, о существовании машины времени не знают. Она много лет стояла без дела никем не востребованная. Справедливо заметить, её никому и не предлагали, а сами посетители машину времени и не искали, даже и не думали, потому что только читали о ней в художественных романах, в правдивость которых никто не верит. Никому машина времени не понадобилась за эти годы. А случайно наткнуться никто не мог: комната, где машина стоит, постоянно закрыта, к тому же находится в дальнем коридоре выставки в тупике.
    Возможно, спрятали машину в связи с чрезвычайным происшествием, случившемся на выставке. Однажды машина времени исчезла. Обнаружили это не сразу. Увидели на записях на экране момент исчезновения машины и появления, но в комнате при этом был густой туман, и кто там «гулял» – так и не разобрались. Теперь машина снова стоит на прежнем месте. Точно об этом мало что известно. Об этом никому не рассказывают. А кто сознается в ненадёжном хранении имущества?

     Недавно информацию обо всех экспонатах выставки, где я работала в последние годы, в оцифрованном виде поместили в общую информационную базу, а экскурсии перевели на сопровождение ИИ. Если кто не знает, ИИ – это искусственный интеллект.
     Объяснили просто: каждому человеку более интересны разные вопросы истории и жизни, как и экспонаты. Простому человеческому экскурсоводу с многочисленными запросами толпы людей – не справиться. А ИИ незаметно проникает в мысли людей и находит самые потаённые желания. И, если была возможность, то исполнял желания людей: кого-то отводили на выставку народного творчества, кого-то знакомили с историей края, рассказывали о партизанских временах, а кому-то предоставляли возможность самому выступить перед камерами, а потом делали настоящий, пусть и небольшой, фильм о талантах этого человека. Получалось, что сам человек оказывался новым экспонатом нашей выставки.
     Во времена массового заражения блогерством – это многим даже нравилось. Люди рассказывали об этом знакомым. Поэтому поток посетителей нашей выставки увеличился многократно.
     Прежние экскурсоводы теперь стали просто сопровождающими, помогавшие людям пройти к предлагаемому месту или в подборе гардероба для съёмок. И все были довольны. 
     Как выяснилось, вездесущий могущественный ИИ читал мысли не только посетителей, но и сотрудников.
     Хм. Моего разрешения на это никто не спрашивал.

                ***

      Был знойный летний день, поэтому я с дочкой гуляла возле фонтана в парке. Кроны многолетних деревьев надёжно прятали меня от обжигающих лучей палящего солнца.
      Фонтан был в виде водяной мельницы. Деревянные домовые с мешками на плечах, улыбаясь без меры, вместе с котом и мышками обслуживали эту водяную стихию. Колесо в движение приводил поток воды, брызги которой разносились переменчивым ветром в разные стороны и сверкали не хуже бриллиантов, попадая под солнечные лучи. В довершение почти фантастического пейзажа в нескольких метрах от фонтана примостилось кафе с названием «Сказка».
      В этой непридуманной сказке можно было бы и расслабиться, если бы не скорость передвижения моего ребёнка. Таша считала, что бег – это единственный способ перемещения человека в пространстве. Мне приходилось мириться с её пониманием мира и бегать вслед за дочкой. Надеяться, что смогу уберечь ребёнка от падения и сбитых коленок – даже не мечтала. Но материнский инстинкт твердил, что должна быть с ней рядом на случай появления опасности в виде собаки или ещё чего-то непредсказуемого.
      В какой-то момент, на бегу, я споткнулась о корень дерева, проросший сквозь асфальт, потеряла равновесие, а вместе с ним и чувство реальности: покачнулась, чуть не упала, смешно замахала руками, согнулась и в незапланированном полёте упёрлась во что-то не слишком мягкое, оказавшееся джинсами чьих-то ног. Хм. Мужских. Невольно сразу оттолкнула его и отскочила на метр. Или два? А когда подняла голову, я вдруг увидела лицо моего старого знакомого.
Мысли мчались быстрее удара молнии сознания:
     – Можно коснуться руки? Как раньше. Когда рядом с нами жило счастье, когда мы доверяли друг другу безоговорочно. Я не видела тебя уже несколько лет.
Но тут молния долетела и пробила розовые воспоминания.
     – Ты же меня предал. Да? Предал? Как же ты оказался сейчас здесь?
Хорошо, что мои слова никто не слышал. Душа способна и говорить, и кричать без звуков. Обвинение ещё то. А вдруг я обозналась? Вдруг это совсем чужой человек? Как спросить? Это же оскорбит незнакомого человека. А если это он?
      Душа не успокаивалась, она снова обвиняла и, не может быть, но, кажется, душа… надеялась на что-то.
      – Ты приехал ко мне? Сейчас всё объяснишь? Мы снова будем вместе?
Вселенная замерла, как бывает в стоп-кадре в кино. Я стояла и молча смотрела на мужчину.  Вот странно, видела его лицо, но не смогла заглянуть в глаза. Почему? Не знаю. Мужчина стоял неподвижно и, почудилось, строго смотрел на меня.
Помнится, есть такое состояние – стояние, когда люди не могут сдвинуться с места и сказать слово – тоже не могут. «Каменение». Как Зоя в Самаре. Известный случай.
      Неожиданно к мужчине подошла молодая девушка. Теперь к нему не подойти и не спросить. Не могу же я его подставить? Информация о нашей прошлой работе всё ещё была засекречена.  А я невзначай пробужу любопытство девушки. Вдруг это его
пассия? Вот и за руку его держит.
     Ревность уколола сердце.
Ах, эта моя деликатность. Откуда она во мне? Зачем? Почему я прежде всего думаю, как не навредить другим? Никто же такому не учил. Кто сможет поверить, что я не способна переступить границу его личного пространства из-за нелепого стеснения.
     Для постороннего зрителя со стороны – в картине нашего столкновения ничего не поменялось. А у меня сердце замерло, потом куда-то провалилось. Внутри сражались желание спросить и нежелание выглядеть полной дурой.
     Вот оно какое – «каменение». Ещё миг – и я бы рухнула на асфальт.
Но тут раздались восторженные визги моей девочки, которая убегала от очередного обрушившегося на неё водопада брызг, отнесённых проказливым ветром.
     Крики дочки вмиг вывели меня из окаменения. И я вновь помчалась к Таше. Мы ещё с полчаса бегали с дочкой вокруг сказочного фонтана и рядом с непонятной парочкой.
      Как же я ждала, что он подойдёт ко мне. И тогда моя жизнь могла бы полностью измениться. Во всех смыслах. Ну, сделай же этот шаг. Или это не он?
      За всё это время девушка ни на минуту не отошла от мужчины, которого я приняла за своего знакомого. Или не приняла, а оно так и было? Они сели на скамейку и, насколько на бегу я могла заметить, смотрели в нашу сторону. Подойти и спросить, он ли это (?) – я не решилась.
      Настало время обеда для дочки – и мы с Ташей ушли из парка.
      Ах, конечно же, покормив ребёнка, мы снова вернулась к фонтану. Но той парочки уже не было.
                ***

      Именно это воспоминание жило в моей жизни несколько десятков лет. Мучило меня, вызывая неудержимую боль.
      Я могла сколько угодно раз говорить себе, что в то время после случившейся со мной операции и наркоза, я, действительно, порой не узнавала людей, путалась в лицах, и даже до сих пор не могу ответить на вопрос себе, а на самом деле был ли это мой знакомый или мне только показалось – но вновь и вновь задаюсь этим вопросом.
       Дочка выросла и живёт теперь отдельно от меня, сама уже растит сына. А я на пенсии, несколько дней в неделю подрабатываю на выставке, и мне никуда не деться от назойливых воспоминаний. Словно, подойди я к нему тогда, то в моей жизни могло бы многое измениться. Что уж тут скрывать – весь мир мог бы перевернуться.
      Когда-то мы с ним вместе работали в небольшой лаборатории НИИ. И практически сделали небольшое открытие, как раз касающееся машины времени. Как мы вышли на эту вневременную идею – сама до сих пор не понимаю. Это было словно не наше постепенное проникновение в тайны науки, а как дар небес нам.
      Мне с детства казалось, что мы существуем не просто в воздушном пространстве, а вокруг нас всё пронизано энергией мысли, эфира или назовём это как-то по-другому. Кто-то называет это божественным творчеством авторов.
      Мне кажется, что существует природный коллективный разум, который никому не принадлежит, одновременно принадлежа всем. И то, что кажется совершенно неразрешимой проблемой на протяжении многих лет работы – вдруг легко открывается, поражая простотой решения, не требуя ни больших материальных усилий, ни гениальных открытий.
      Так бывает, что до серийного выпуска изделий, первые – делаются практически, как говорят, «на коленях». Вот мы с другом так машину и сотворили. Сколько раз потом я убеждалась, что некоторые экспериментальные изделия могут превосходить своих серийных потомков. Может, в таких тонких материях, как игра со временем – имеет значение душа разработчиков? Но, судя по прессе, в серийное производство наше изделие не дошло.
      Когда я полгода лежала в больнице, мой коллега переехал в столицу, где и представил на заседании высокой научной коллегии уже якобы лично его изобретение. О дальнейшей судьбе как коллеги, так и нашего изобретения – я не знала. Тогда гриф секретности с изобретения ещё не был снят.

      Не так давно, в очередной раз идя по знакомому коридору, я задумалась о своём и зашла в дальний тупик, где редко кто бывал. И вдруг обнаружила едва заметную дверь. Была она здесь раньше или нет? Не знаю. Но любопытство заставило толкнуть дверь. Она приоткрылась.
      С годами чувство самосохранения притупляется, то ли от мозговой заторможенности, то ли от переживаний, выпавших на годы жизни. Мол, и чего там ещё у нас только не было?
     Но, когда я зашла в комнату… Я узнала её сразу – нашу постаревшую машину времени. Внешне она напоминала небольшую кабину фуникулёра.
      Впервые подумала что-то доброе об ИИ. Простила даже его пусть и запрограммированное любопытство, заставлявшее копаться в человеческих мыслях.
Когда ИИ смог поместить здесь машину? Или она здесь уже много лет? Интересно, об этом кто-нибудь из людей знает или ИИ это сделал самостоятельно? Он мог: все механизмы обслуживания выставки в его подчинении.
      Никаких инструкций к машине времени в комнате не было. Да мне зачем? Как справляться с ней я не забыла – сама инструкцию к работе на машине писала. Зашла в кабину, села на небольшое сидение. Нежно погладила клавиши панели приборов.
       Думаете, я сознательно решилась вернуться в тот роковой день и узнать, кто был в тот день в парке? Главное – с какой целью? И почему он сам не подошёл? Имело значение нахождение рядом девушки? Или и у него эта чёртова деликатность превзошла все прочие намерения?
       Не было никакого сознательного действия. Руки сами набрали знакомый код и желаемое время.
       В моих воспоминаниях главными были две противостоящие фигуры: коллега и я. Вот так и предстали мы друг перед другом. На этот раз я заглянула ему в глаза, а в них страх плещется. Скорее, это был ужас ужасный.
      О, нет. Я только сейчас вспомнила, что машина времени, перемещая человека, не меняла его возраста. Поэтому сейчас вместо молодой женщины мой друг видел стоявшую против него… старушку. Ох, как стыдно.
       Но я вот такой и живу сейчас. И хватит мне дурью маяться. Ну, старушка. Не насовсем же я сейчас туда перебралась? Или насовсем хотела? Но снова прожить девяностые годы – мне уже не по силам. Нет-нет. Слишком поздно. Я только спросить хотела.
       И снова стояние. «Каменение». Спросить? Но до тех пор, пока не спросила, есть слабая надежда, что всё было не так, как мне это преподнесли. Очень не хочется потерять малейшую надежду, что было недопонимание, случайное недоразумение, но вовсе не предательство. Очень хочется верить в порядочность людей. В твою порядочность.
     Может, всё-таки спросить?
     А ты сейчас, жив ещё?
     Спросить? Нет. Не могу.
     Скорее. Скорее назад.
     Хорошо, что руки помнят всё. Наше ведь изобретение.

     Всемогущий и всезнающий ИИ, видимо, ты возомнил себя Богом, раз взялся делать людей счастливыми. Думаешь, понимаешь человека?
     Я столько лет вновь и вновь проживала тот роковой момент. Вдруг это что-то и изменило бы в моей жизни. Но тогда. И как бесполезно это сейчас.
      Доверчивый ИИ, ты повёлся на эмоции женщины.
      Прости меня, ИИ, что подвела.
      Мне категорически не захотелось окончательно удостовериться в предательстве близкого человека.  Предавший раз – предаст снова. И что же, каждый раз сновать туда-сюда на машине времени? Жить тогда, когда? И как?
      Фантасты. Сколько иллюзий и даже надежд они породили в душах людей.
      Особенно, этой бабочкой, которая погибла от неверного шага человека в прошлом и изменила ход истории. Но с какой скоростью жить в настоящем, зная, насколько значим каждый шаг? Получается, чем больше шагов сделаешь, тем больше натворишь ошибок?
       Машина времени. Иллюзия исправления ошибки. Бесполезно. Тем жизнь и ценна – она безвозвратна, и каждый шаг – ответственен и неповторим.
       Хорошо, что ты, ИИ, спрятал машину времени от любопытных глаз.
       А я? У каждого бывает свой крест. Может, мой крест – это мои сомнения?


Рецензии