Глава 2. Возникновение библейской критики
В семнадцатом веке ученые, которые посвятили себя подробному литературному и лингвистическому изучению Библии, обнаружили, что все было не так просто: все чаще поднимались вопросы об исторической достоверности Библии.
Первым был вопрос : мог ли действительно Моисей быть автором Пятикнижия, если последняя книга, Второзаконие, в мельчайших подробностях описывает время и обстоятельства собственной смерти Моисея? Пятикнижие включает информацию о намного более поздних событиях , слова и факты,которые не могли быть известны Моисею.
Бенедикт Спиноза (1632–1677) подверг сомнению Моисеево авторство Пятикнижия.Он опубликовал подробный критический анализ, где показал, чТО «проблемами» полон весь текст Пятикнижия. Спиноза обратил внимание в том числе, на следующие слова: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей…» (Втор 34:10). Они явно принадлежат перу автора, который жил после Моисея, знал других пророков и мог сравнивать. Вскоре стали очевидными и многие другие несоответствия,которыми был переполнен библейский текст .Эти факторы убедили некоторых ученых семнадцатого века, что первые пять книг Библии, по меньшей мере, были возможно, сформированы, расширены и даже приукрашены веками позже описанных событий неизвестными редакторами и корректорами.
В восемнадцатом веке в эпоху Просвещения поиски тщательно точных, поддающихся проверке исторических фактов Библии стали предметом ожесточенных дебатов. Понимая, что семидневное создание мира и спонтанные чудеса не могут быть удовлетворительно объяснены наукой и разумом, ученые начали отбирать то, что им в Библии казалось «историческим», а что нет. Возникли теории о различных источниках, содержащихся в тексте Библии, археологи спорили над доказательствами, которые доказывали или опровергали историческую достоверность определенного библейского отрывка.В конце восемнадцатого и особенно — в девятнадцатом веке многие критически настроенные библеисты указывая на, казалось бы, различные версии тех же самых историй внутри Пятикнижия, пришли к убеждению, что Библия была произведением более поздних авторов.
В современной библеистике не часто приходится слышать о конфессиональных границах: сторонники одной теории могут принадлежать к разным конфессиям или не принадлежать ни к какой, и внутри одной конфессии встречаются люди с очень разными взглядами. Заключения современной библейской критики относително подлинности и достоверности ветхозаветных Писаний вызвали разделение в среде теологов. Из них Ортодоксальные верующие при их убежденности о богодухновенном характере Писаний , конечно, отвергают воззрения критики: «негативная сторона нынешней библейской критики для верующего заключается уже в том, что она производит бесцеремонное анатомирование текста Библии и, таким образом, сама Библия становится для критиков и для тех, кто за ними идет, мертвым материалом. Для них уже убито чувство святости Библии. Разрушая целостность текста священных книг, они лишают Библию ее души.» И все же, как признают некоторые церковнослужители, «для работы научного разума рядом с этим восприятием на веру догматического учения, содержащегося в священных книгах, остается еще огромное поле деятельности»
Сторонники использования историко-филологического (историко-критического) метода в церковной науке обычно говорят, что, хотя этот метод и чужд традиции, но результаты, достигнутые с его помощью, могут быть полезны для богословия.
Церковный историк профессор Антон Владимирович Карташёв писал :
«Многие стороны обычного, традиционного взгляда на знание библейских текстов в системе наших догматических верований должны быть пересмотрены и научно-богословски переформулированы в уровень с бесспорными достижениями библейской науки... Пересмотр этих ходячих формулировок нашей веры настоятельно необходим для вящего ее укрепления; именно – укрепления через использование достижений библейской критики.»
Свидетельство о публикации №225073101002