Введение. Возникновение библейской критики

    
       В течение веков  считалось само собой разумеющимся, что Священные Писания были как божественным Откровением, так и точной историей, переданной непосредственно от Бога широкому кругу израильских мудрецов, пророков и жрецов. Не вызывало сомнений, что Пятикнижие Моисея было зафиксировано в письменной форме самим Моисеем незадолго до его смерти на горе Нево, как рассказывается в книге Второзаконие. Книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств) рассматривались как священные записи, сохраненные  пророком Самуилом , а книги Царей воспринимались как произведения пера пророка Иеремии.Царь Давид считался автором Псалмов, а царь Соломон – Притчей и Песни Песней Соломона.               
      В семнадцатом веке  ученые, которые посвятили себя подробному литературному и лингвистическому изучению Библии, обнаружили, что все было не так просто. Отношение к вопросу о происхождении Пятикнижия существенно меняется . В это время  развивается и крепнет скептическое отношение к  историчности событий,  описанных в Библии, а отрицание чудес и пророчеств, содержащихся в Св. Писании, сделалось едва не аксиомою библейской критики.
      В восемнадцатом веке в эпоху Просвещения поиски тщательно точных, поддающихся проверке исторических фактов Библии стали  предметом ожесточенных дебатов. Понимая, что семидневное создание мира и спонтанные чудеса не могут быть удовлетворительно объяснены наукой и разумом, ученые начали отбирать то, что им в Библии казалось «историческим», а что нет. Возникли теории о различных источниках, содержащихся в тексте Библии,  археологи спорили над свидетельствами, которые доказывали или опровергали историческую достоверность определенного библейского отрывка.
В конце восемнадцатого  и особенно — в девятнадцатом веке многие критически настроенные библеисты приходят к убеждению, что повествования о библейских событиях записаны спустя не одно столетие после их совершения,вследствие чего эти события  явились в записях с мифическим покровом, в который облекла их с течением времени народная фантазия.

     В  XX в  появляется  ряд научных теорий, авторы которых пытались  истолковать наиболее темные периоды ветхозаветной истории на основе данных современной археологии. Другие авторы  сконцентрировали главное внимание на «археологии» самой Библии  — традиционном  анализе библейских текстов и на сопоставлении их с письменными памятниками Древнего Востока.   
Более двухсот лет детального изучения  ветхозаветных текстов  и все более широкомасштабные исследования во всех землях между Нилом и реками Тигр и Евфрат позволили  ученым-библеистам  установить устные и письменные источники, на которых основан современный библейский текст.
Основываясь на  комплексном изучении   текстовых идей Библии и археологических свидетельств , библеисты подвергают  критике традиционные представления о ключевых  событиях - Исходе  евреев из Египта и завоевании Ханаана, выдвигают новые гипотезы
 


Рецензии