Глава 4. Документальная гипотеза Гипотеза Велльгау

     В последние годы  господствующим  направлением библейской критики является
"Документальная гипотеза" Ю. Велльгаузена.
Сущность выводов относительно Ветхого Завета, принимаемых школой Велльгаузена, сводится к следующему.
Исходным пунктом является отрицание сверхъестественного характера ветхозаветной истории и понимание ее как процесса  постепенного развития  израильского народа.Главный вывод гипотезы :  Пятикнижие Моисея, содержащее изложение законов Моисея, признается произведением, написанным не одним автором, а состоит из нескольких первоначально  независимо созданных  письменных источников, которые были объединены в современный текст.

                Четыре источника  Книги Пятикнижие

      В   девятнадцатом веке американский библеист Ричард Эллиотт Фридман  показал, что  дублирования, появляющиеся в основном в книгах Бытие, Исход и Числа, не были произвольными вариациями или повторениями одних и тех же историй. Они содержали определенные, легко узнаваемые особенности терминологии и географических акцентов, а также, что наиболее заметно, использовали в повествовании различные имена Бога Израиля.  Один набор историй в ходе своего исторического повествования последовательно использовал тетраграмматон (четырехбуквенное имя Яхве) : этот источник ( документ)  получил название «Яхвист» ( "J"  ).  Другой набор историй  - «Элохист» ("Е" )использовал для обозначения Бога имена Элогим или Эл .  Со временем стало понятно, что дублирования исходят из разных источников, написанных в разное время и в разных местах. Текст источника "J" выражал точку зрения объединенной монархии ,или южного царства Иудеи, и был написан предположительно в Иерусалиме   во время или сразу после жизни царя Соломона .   Текст источника "Е"  предположительно  выражал точку зрения царства Израиль и  скорее всего, был скомпонован во время независимого существования этого царства (ок. 930—720 гг. до н.э.). Третий источние-«Второзаконие» или «Девтерономист» ("Д" )  лежит в основе всей Книги Второзаконие и его датирование считается наиболее определенным :  книга была обнаружена в Храме во время правления  царя Иосии (4 Цар., 22: 8)  около 621 года до н. э.Считается, что традиция "Второзакония", подобно «Элохисту», возникла в северной части Израиля.
Среди разделов Пятикнижия были такие, которые не могли быть отнесены к "J", "Е" или "D" и содержали большое число отрывков, посвященных чисто ритуальным вопросам. Со временем эти разделы стали считаться частью труда, названного  «Жреческим ( священническим) источником (кодексом)» ( "Р"), который делал акцент на  ритуальную чистоту и  культ .
Велльгаузен пришел к выводу, что самыми древними источниками являются "J" и "Е", более поздним-"Д", а самым поздним источником, написанным уже во время или после Вавилонского плена — , был "Р". После разрушения Северного Царства в 722 году до н.э. документы "Яхвист" и "Элохист" были объединены в один документ. В результате этого объединения были опущены некоторые части  оригинальных документов . Впоследствии к полученному документу был добавлен четвертый документ-"Второзаконие" и последним- "Жреческий кодекс" . В результате этого добавления  текст Пятикнижия приобрел современную форму.

      Многие ученые не разделяют  "документальную гипотезу", сформулированную Велльгаузеном.  Критикуя  идею предложенного  разделения текста, критики утверждают, что  сама гипотеза окончательно не подтвержена и пр.Тем не менее,  большинство библеистов согласны, что Пятикнижие не является единым, «бесшовным» произведением, а является смесью различных источников, каждый из которых написан при различных исторических обстоятельствах для выражения различных религиозных или политических взглядов.


Рецензии