Глава 5. Библейская археология

      Археология всегда играла важную роль в дебатах о структуре и исторической достоверности Библии. Поначалу казалось, что археология должна опровергнуть большинство утверждений радикальных критиков о том, что Библия была довольно поздним произведением и   большая  часть ее  является исторически ненадежной.  В конце девятнадцатого века, когда начались современные исследования библейских территорий, на основании данных археологических раскопок  предположили, что библейские сообщения были в основном достоверными в отношении  контуров истории древнего Израиля.  Считали, что несмотря на то, что  библейский текст был записан гораздо позже описанных в нем событий, он должен в значительной степени основываться на аккуратно сохраненных воспоминаниях.
Такое заключение было основано на  археологических и исторических доказательствах школы американского  ученого, библейского археолога  Вильяма Олбрайта (1831-1971 гг), который опубликовал более тысячи работ по истории и археологии Ближнего Востока .Олбрайт  разъяснял археологические находки через библейский текст. В ходе работ Олбрайта  археология приобрела значимость первостепенного источника по истории древнего Израиля и тем самым — по истории Библии.

     Однако не все выводы  нашли подтверждение.  В 1952-58 гг при раскопках Иерихона англичанка Кэтлин Кеннон установила,что стены города пали в 15 в до н.э., т.е. раньше прихода  израильтян, а в 13-12 вв их просто не существовало и восстановлены они были лишь в 8 веке .
Затем стало известно, что  почти двадцать ханаанских городов, которые согласно Книге  Иисуса Навина и Книге Судей, были взяты израильтянами штурмом, лишь два — Вефиль и Азор , хранят следы военных  событий, имевших место в 13-12 вв до н.э., но и эти следы нельзя уверенно связать  с действиями  именно израильтян.
Следствием этих археологических открытий  явилось понимание того, что библейская археология как наука, ориентированная  на подтверждение и разъяснение археологическими методами того, о чем говорит Библия,- имеет серьезные недостатки. Для  согласования с тем или иным  библейским пассажем она вырывает археологические феномены из той исторической и культурной среды, которой они могут реально  принадлежать.
На сегодняшний день археология не в состоянии подтвердить или опровергнуть библейскую версию. Археологи по-прежнему спорят о точном местонахождении  городов,однако, и те, что идентифицированы,  по разным причинам должным образом не раскопаны. Как можно вести археологические раскопки в таких городах, как Иерусалим или Газа, если современные здания возведены прямо на месте древних руин? Другие города определены и раскопаны, но, как выясняется, они были разрушены в разное время и разными завоевателями.
      К концу 20–го века археология показала,по словам известного библейского археолога, что "между находками в Израиле и на всем Ближнем Востоке и миром, описанным в Библии, было слишком много материальных соответствий, чтобы утверждать, что Библия была поздней  жреческой литературой, написанной вообще без каких-либо исторических оснований. Но в то же время между находками и библейским повествованием было слишком много противоречий, чтобы утверждать, что Библия предоставляла точное описание происходившего в действительности".
    
      Последние достижения в области археологии и текстологии , наконец, позволили преодолеть разрыв между изучением библейских текстов и археологическими находками.
Текстовые идеи и археологические свидетельства объединились, чтобы помочь провести различие между  силой и поэзией библейской саги и процессами и событиями древней истории.  Основная мысль , высказанная в 19 веке,  касалась  постепенного и последовательного, в основном мирного  проникновении в Ханаан  израильских племен . По мере того, как продолжались раскопки и исследования,  формировалось новое понимание вопросов, связанных с возникновением Израиля, которое однако, остается  в рамках научных дискуссий.


Рецензии