История Маза. Дагестан. краткая редакция
А далее.
Знай, что потомки Хамзы", дяди пророка - да благословит его Аллах и да приветствует! - шейх Саййидахмад, шейх Абу Исхак Ибрахим и шейх Али, а также потомки его другого дяди, Абоаса: шейх Мухаммад и шейх Насираддин - выступили из благородней шей Мекки и светлейшей Медины по прошествии двухсот лет 6 от хиджры пророка с двумя тысячами8 мужей из числа своих близких. Они достигли Шама и пребыли там несколько лет. Оттуда они вышли уже с пятью тысячами мужей и прибыли в Миср. Побыв там, они выступили и больше уже не прерывали путешествия, пока не достигли округа Чиркис. В то время те округа являлись обителью войны. Поэтому они
совершили туда крупный набег и провели там большую священную войну. При помощи Аллаха они убили могучих эмиров из племени (таифа) неверующих, взяли в плен женщин и мальчиков. Затем они с общего согласия прибыли в вилайат Хайдах и
убили хайдакского султана, именуемого Гаданфар, после того как хайдакцы были обращены в ислам их руками. Они взяли в плен его дочерей и отпрысков, завладели его ямуществами и сокровищницей и осели в том вилайате. Эмиром из числа их был Амирчуфан, сын султана Алибека, потомок Хамзы ал-Араби. Он выдал свою дочь за Масумбекал, эмира вилайата Тафасаран и его опекуна (валий). Сам он вступил в брак с его дочерью после того, как жители того вилайата также приняли ислам. В вилайате Хайдак он построил многочисленные селения. С эмирами неверующих вилайата Гумук он заключил договор. Через небольшой промежуток времени, однако, он тайно, с применением обмана нарушил его и обрушил меч на гумукских неверующих. Он разбил их армию и взял их город. Его жители обратились в ислам, и он поставил там султана из числа своих близких. Тем султаном был Шамхал; он назван по имени своего деда, который родился в селении, именуемом Шамхалт , из вилайата
Шам. С частью своих близких он прибыл затем в южные горы и силой завоевал в той стороне город Мадийа. В его округах он разрушил многочисленные селения из числа селений неверующих, завладел их землями и лугами. С двумя эмирами Куруша, а это Исмаилбек и Хасанбек, он заключил договор, а после взял харадж, джизью и ушрыь со всех горцев вплоть до округов города Шамахи. Он послал затем посланцев и послания к султану Фаридуну; они оба были согласны относительно благ и важных дел. Фаридун
посватал его дочь для своего сына, султана Кайкубада, а его сестру - [для] другого [сына], султана Сулаймана. Он женил их обоих на них обеих одновременно. Они все по соглашению поселились в городе Мадийа. Затем, однако, между
ними произошла смута из-за хараджейав, и продолжали они ссориться, пока одна часть их не была отделена от другой. Жители селения разделились тогда на две группы: одна группа была вместе с Фаридуном, а другая группа - вместе с Амирчуфа
ном. Они оба сражались в течение нескольких лет, но затем оба же сговорились в отношении того, что между ними. Знай, что у них были любимый обычай и правило в отношении того, что между ними, - в отношении исполнения обязанностей их эмира и хакима, а также в отношении взятия причитающихся им хараджей и [штрафов за] преступления (джинайа)ак с вилайатов - ставить эмиром или вали того, кто будет старейшим из них по возрасту. Все, без отказа к спора, выказывают ему повиновение. Тот эмир берет доходы (мадахил) владык и вилайатов. Одну пятую
часть он отделяет для себя, а остающиеся - после извлечения этой пятины (хумс) - четыре пятых делит между ними, согласно консультациям. Они обязаны вплоть до конца света не требовать от их отпрысков, внуков и их потомства ливанских хараджей и султан ских расмов - размером даже в горчичное семя, - которые пали на
подданных (раиййа) и низших людей. До этого [места о] положении дел отпрысков Хамзы. Что касается отпрысков Аббаса, то в начале в селении Мадина были: мавлана Хаджимухаммад, Абулкасим, Шайхали, Мансур и Хасан. Затем, однако, они разделились и не узнали подробностей о положении ни их дел, ни [дел] тех, которые
остались из числа отпрысков. Я переписал эти цифры (ракм) с древнего, истертого листка (рука). Датой его [написания! был триста восемнадцатый (930) год.
Я написал это в семьсот двенадцатом (1312-13) году. Я, презренный Мухаммадрафи аш-Ширвани. 1155 (1742-43) год.
Источник: Дагестанские исторические сочинения // Москва "НАУКА"
Издательская фирма "Восточная литература", 1993
Свидетельство о публикации №225073101121