Черновик Концерт и путешествие в Петербург
Я приняла решение: хорошо сын, мы дадим один концерт, прямо на берегу моря.
Идите на дикий пляж, мы будем уже там.
Максим с зарой и Илья с Ольгой пошли к морю.
На берегу рабочие расставляли аппаратуру и монтировали грандиозную двухбочковую тяжелую ударную установку.
Гитары и орган также уже находились на сцене.
Музыкантов и Полины Эдуардовны не было видно.
Ольга обратила внимание на четырех девочек подростков плывших к берегу.
Они подплыли ближе и вышли из моря. Четыре девочки подростка, две очень высокие, две пониже у одной высокой девушки волосы были почти до колен, она села за ударную установку, подбросила палочки вверх, поймала их и начала длинную соло партию на барабанах. Максим с удивлением узнал в ней свою маму, Полину Эдуардовну, но в возрасте лет четырнадцать или максимум пятнадцать. Вторая высокая девушка взяла полуакустическую соло гитару. Она обратилась к Полине: давай после концерта махнем в Питер. Очень хочу посмотреть какой он сейчас. Обещаю слушаться тебя и не пытаться что-то узнать. Только посмотреть…я вернусь и батюшке расскажу, что была в его городе в далеком будущем. Хорошо, слетаем, сказала Полина уже выстукивая длинную партию на барабанах. Одна девушка пониже села за электромеханический орган, другая взяв бас гитару встала к стойке с микрофоном.
Начался концерт.
Девочки исполнили десяток композиций со сложными философскими текстами.
Мы не будем приводить их все, но этот концерт есть в записи и мы выложим его в аудиоверсии (или на Ютубе).
Почти весь мир наслышан о Тебе,
О Милосердном, Милостивом Боге
Стучит Спаситель тихо стоя на пороге
А в сердце нет покорности судьбе.
Уста кричат, что мы Тебя познали,
А в сердце ненавистное Тебе Мы служим беззаветно, но себе...
Мы поединок свой со смертью проиграли.
Мечтает в грязь свинья умытая залезть
И сердцу нашему так хочется мечтать
Тебя мы просим наши планы исполнять,
Идем не за Тобой, И не берём свой крест
Паду на землю, ниц, перед Тобой
Пусть слёзы тихо капают из глаз.
Я верю. Ты любя и в этот раз,
От верной смерти, заслонил меня Собой.
Когда последние звуки "Поединка со смертью" замерли над морем, девочки встали, оставили инструменты на сцене и пошли обратно в море. Они уплыли и исчезли. потрясённые зрители, Константин Алексеевич, Зара с Максимом и Илья с Ольгой направились к дому.
Домой все шли молча, переваривая увиденное. Дома их ждала юная Лизетта и Полина в своем обычном возрасте. Лизетта была без короны, в простом летнем платьице из XXI века. Ее волосы были сухие.
В доме за чайным столом царила та особенная тишина, которая бывает после настоящих чудес.
— Мам, — наконец не выдержал Максим, — объясни хоть что-нибудь.
— А что объяснять? — улыбнулась Полина. — я же говорила тебе, что я машина времени из далекого будущего.
Лизетта вдруг подняла голову от чашки:
— Знаешь что, Полина Эдуардовна, а давай прямо сегодня с Зарой в Питер махнём? Очень хотелось бы посмотреть, какой он стал в будущем.
Полина внимательно посмотрела на неё, в глазах мелькнул интерес историка и путешественницы во времени:
— А что, идея отличная! Мы как раз можем устроить настоящую экскурсию по местам твоей юности. Покажем тебе, что стало с теми зданиями, которые ты видела четырнадцатилетней девочкой.
Зара тут же подхватила:
— Я за! Только представьте — прогулка по Петербургу с настоящей Елизаветой Петровной!
Илья и Ольга Романовы переглянулись:
— А мы с вами можем? — спросила Ольга.
Лизетта не сразу поняла намёк, но Полина кивнула с пониманием:
— Конечно! Семейные связи — это священно, даже если они тянутся через века.
— Семейные? — удивилась Лизетта.
— Илья и Ольга — Романовы, — мягко объяснила Полина. — Твои очень дальние, но родственники.
Лизетта широко улыбнулась:
— Вот это да! Значит, род не угас? Батюшка был бы рад!
Предупреждения и правила
Полина вдруг стала серьёзной:
— Хорошо, но есть важные правила, Лиз. Нельзя заходить в Петропавловский собор к могилам. Ни к батюшке Петру, ни... к твоей могиле. И избегаем любых дат, которые касаются твоего времени. Особенно твоих годов жизни. Это может создать временные парадоксы.
— Понятно, — серьёзно кивнула Лизетта. — А где остановимся?
— У меня! — предложила Зара. — Моя квартира в центре, и мы сможем пообщаться с ECHO.
— С кем? — удивилась Лизетта.
— Увидишь, — загадочно улыбнулась Зара. — Это будет интересно.
Отъезд
Утром в Евпатории собралась небольшая компания провожающих. Константин Алексеевич обнимал жену:
— Полин, береги их всех. И себя тоже.
— Не волнуйся, — успокоила его Полина. — Это всего на три дня. И потом, кто лучше меня знает, как вести себя в разных временах?
Максим шутливо наставлял:
— Мам, если что — звони. Хотя... — он посмотрел на Лизетту, — с такой спутницей у вас точно не будет скучно.
Лео размахивал рукой:
— Привет Питеру от Евпатории!
Анна с Тимофеем обещали присматривать за домом, а — Полина, Лизетта, Зара, Илья и Ольга — отправилась в аэропорт Симферополя.
Перелёт и первые впечатления
В самолёте Лизетта прижималась к иллюминатору, с изумлением разглядывая пейзажи под крылом:
— Боже мой, Полина, как же изменилась земля! Столько городов, дорог...
Прямой рейс до Пулково занял всего 2 часа 55 минут. Когда они приземлились, Лизетта была поражена размерами аэропорта:
— Это же целый город! Больше многих столиц моего времени!
Квартира Зары и знакомство с ЭХО
Зара жила в старинном доме на Петроградской стороне, в просторной квартире с видом на Неву. Лизетта с восторгом рассматривала современные удобства:
— Вода сама течёт из стены! А свет зажигается от прикосновения к стене! Это же настоящее волшебство!
— ЭХО, — обратилась Зара к домашней системе, — у нас особенная гостья. Это Елизавета Петровна... из XVIII века.
Голос ЭХО прозвучал с обычной деликатностью:
— Добро пожаловать в XXI век, Ваше Императорское Высочество. Полагаю, вас интересует, как изменился город, который вы знали в юности?
Лизетта широко раскрыла глаза и чуть не подпрыгнула:
— Вот это да! Говорящий дом! Батюшка был бы в восторге от таких изобретений!
— Я проанализировал исторические данные, — продолжил ECHO. — Предлагаю маршрут по зданиям, которые вы могли видеть в 1723-1724 годах, когда вам было 14-15 лет.
— Ты можешь это сделать? — восхитилась Лизетта.
— Конечно. Более того, я могу показать, как эти здания выглядели в ваше время, и сравнить с их современным состоянием.
Полина довольно кивнула:
— Отличный помощник для нашей экскурсии.
День первый: Васильевский остров — знакомые места
Утро. Меншиковский дворец
— Александр Данилович! — воскликнула Лизетта, увидев знакомые очертания. — Его дворец! Сколько раз я здесь бывала... Но он же... он выглядит точно так же!
В музее Эрмитажа она ходила как завороженная:
— Вот эта комната... здесь мы танцевали на ассамблеях батюшки. А здесь Меншиков принимал иностранных послов... Изразцовые печи сохранились! И потолки те же...
Илья делал зарисовки интерьеров, а Ольга — его дальняя родственница — фотографировала реакции Лизетты с особым волнением.
— Понимаешь, — тихо сказала она Илье, — мы смотрим на наш дом глазами нашей прапра-родственницы
— Дом? — удивилась Лизетта, услышав их разговор.
— Ну, не дом в прямом смысле, — засмеялся Илья. — Но места, где жила наша семья. Наши корни.
Кунсткамера
— А это... это же чудо-палата батюшки, он называл ее кунсткамера! — Лизетта едва не подпрыгнула от восторга. — ее сейчас достраивают!
В Кунсткамере она с живым интересом рассматривала экспозиции, тщательно избегая залов с документами XVIII века, как предупреждала Полина.
— Большой глобус! А где же те самые... препараты в банках, которые так пугали придворных дам?
— На втором этаже, — улыбнулась Зара. — Хотите посмотреть?
— С вами хочу! — Лизетта засмеялась. — Я так боялась туда заглядывать!
Здание Двенадцати коллегий
— Его Батюшка только задумал, — задумчиво произнесла Лизетта, глядя на 383-метровое здание. — Батюшка показывал мне чертежи этого величественного и очень важного здания ...
— Сейчас здесь университет, — объяснила Полина. — Студенты изучают науки, которые едва зарождались в твоё время.
Экскурсия по зданию СПбГУ стоила 350 рублей. Лизетта с благоговением прошла по знаменитому 275-метровому коридору:
— Какое величие... И всё это для образования юношества! Батюшка мечтал об этом.
День второй: Петровские места
Домик Петра I
— Сюда я даже в детстве не заходила, — призналась Лизетта. — Батюшка говорил: "Это моя молодость, и пусть она останется нетронутой".
В музее (билет 500 рублей) она долго стояла у витрин с личными вещами отца:
— Вот эта рубашка... я помню, как он её носил. А этот стол... за ним он писал указы о строительстве города.
Летний дворец Петра I
— А вот здесь я была! — оживилась Лизетта. — Каждое лето мы приезжали сюда из Москвы!
В Летнем дворце (билет 800 рублей, только летний сезон) они прошли по всем комнатам:
— Эта токарная мастерская... помню, как батюшка показывал мне, как работать на станке. А вот этот кабинет — здесь он принимал министров...
Зара была поражена:
— Какой он маленький, этот дворец! Я думала, императоры жили в роскоши...
— Батюшка роскоши не любил, — ответила Лизетта. — Он говорил: "Царю нужно не золото, а дело".
Петропавловская крепость
— А это... это сердце города, — тихо произнесла Лизетта, глядя на крепость. — Здесь всё началось.
Они купили билеты на осмотр крепости (550 рублей), но Полина строго проследила, чтобы они не заходили в собор.
— Помни правила, — напомнила она.
— Понимаю, — кивнула Лизетта. — Некоторые встречи лучше не устраивать.
Но даже издалека, глядя на золотой шпиль собора, она тихо прошептала:
— Батюшка... видишь, какой великой стала твоя мечта?
День третий: Академия художеств и современное искусство
Академия художеств
— А это что такое? — удивилась Лизетта, увидев величественное здание на Университетской набережной. — В моё время здесь ничего не было!
— Это будет построено уже при тебе, — объяснила Полина. — В 1757 году ты основаешь Академию художеств.
— Я? — Лизетта была поражена. — Значит, я стану покровительницей искусств?
В музее Академии (билет 300 рублей, среда, пятница-воскресенье с 11:00 до 19:00, четверг с 12:00 до 20:00) они осматривали коллекцию слепков античных скульптур и картин.
— Смотри, — сказала Ольга, — это всё твоё наследие. Ты создашь систему художественного образования, которая просуществует века.
Но самое интересное произошло, когда они прошли в учебные мастерские. Там студенты работали с живой моделью — обнажённой натурщицей.
Лизетта с профессиональным интересом наблюдала за работой художников:
— Какая правильная постановка, — оценила она. — И свет хорошо падает. В моё время я уже позировала для подобных работ.
Зара удивилась:
— Серьёзно?
— Конечно! — засмеялась Лизетта. — У меня есть пара таких портретов, написанных ещё в юности. Один в образе Дианы-охотницы, другой как Венера. Это обычная практика для знатных особ — показать красоту через античные образы.
Преподаватель, услышав разговор, подошёл к ним:
— Если барышня интересуется, мы могли бы организировать сеанс. Наши студенты всегда рады поработать с новой моделью.
Лизетта заинтересованно посмотрела на него:
— А что, можно? Мне любопытно сравнить современные методы с тем, как писали в моё время.
Сеанс в мастерской
На следующее утро в мастерской Академии художеств происходило нечто удивительное. Лизетта чувствовала себя совершенно свободно, позируя для студентов с своей уникальной гитарой Гибсон-Страдивари.
— Я буду играть на ней, а вы пишите, — сказала она, настраивая струны. — Можете фотографировать. Скажете, что это я — всё равно никто не поверит.
Она засмеялась:
— Подумайте сами — кто поверит, что дочь Петра Великого играет обнажённой на гитаре в XXI веке? Это же чистая фантастика!
Лизетта взяла первый аккорд без усиления — звук был чистым, акустическим. Корпус работы Страдивари резонировал с особой глубиной:
— Слышите? Без электричества. Только дерево, струны и душа инструмента. Так, как задумывал маэстро Антонио.
Илья и Ольга переглянулись. Для них этот момент был особенно волнующим:
— Знаешь, Лиз, — тихо сказал Илья, поднимая фотоаппарат, — для нас это... особенное. Мы ведь Романовы тоже.
— Конечно! — улыбнулась Лизетта, играя. — Мы семья, хоть и через столетия.
Ольга начала делать наброски — не просто художественные этюды, а семейные портреты в самом глубоком смысле:
— Удивительно рисовать свою праправнучатую тётушку.
— А мне удивительно позировать для своих праправнучатых племянников, — рассмеялась Лизетта. — Вот что значит "семейный портрет"!
Музыка лилась мягко, без усиления. Лизетта играла и пела:
— Почти весь мир наслышан о Тебе...
Студенты работали как завороженные. Кто-то ловил игру света на изгибах её спины, кто-то — выражение на лице, кто-то — движение пальцев по струнам древней гитары.
— Это же живая музыка, — прошептал один из студентов. — Она не просто позирует, она творит!
— Вы знаете, — сказала Лизетта, заканчивая импровизацию, — я думаю, батюшка Пётр был бы рад, что его род не угас, а просто... переродился. В художников, музыкантов, творцов.
Прощание и возвращение
Портреты получились удивительными — в них Лизетта была узнаваема, но не как историческая личность, а как красивая молодая женщина с гитарой. Лицо было написано в мягкой светотени, что делало черты загадочными.
— Замечательно! — оценила она результат. — Теперь у меня есть портреты двух эпох. В XVIII веке меня писали как императорскую дочь в образе богини. А в XXI веке — как исследование света и музыки.
В самолёте обратно в Симферополь Лизетта была необычайно задумчива:
— Знаете, что я поняла? Время — это не про даты и события. Это про то, как люди остаются людьми, несмотря на эпохи.
— А ещё? — спросила Полина.
— А ещё я поняла, что искусство — это единственное, что делает нас честными. Когда я позировала, я была не императрицей, не дочерью Петра. Я была просто... собой.
Илья добавил:
— И что семья — это не только кровь, но и общие ценности, передающиеся через века.
— ECHO был прав, — заключила Лизетта. — Важно не то, как тебя помнят по титулам, а то, каким человеком ты был.
Встреча в Евпатории
Когда они вернулись в Евпаторию, вся семья собралась за ужином. Максим с нетерпением ждал рассказов:
— Ну как? Как прошло путешествие?
Полина улыбнулась:
— Лизетта увидела свой будущий Петербург. А мы увидели прошлое глазами того, кто его создавал.
Лизетта показала фотографии на телефоне Зары:
— Смотрите, это я в академии! Правда, красиво получилось?
Все рассматривали снимки — изящные фотографии девушки с гитарой, которая могла быть кем угодно.
— А кто поверит, что это настоящая Елизавета Петровна? — засмеялся Лео.
— Никто, — ответила Лизетта. — И это прекрасно. Значит, история надёжно защищает свои секреты.
Константин Алексеевич обнял жену:
— Ну что, командировка в будущее прошла успешно?
— Более чем, — ответила Полина. — Мы не только показали прошлое настоящему, но и узнали, что семья — это сила, которая не ослабевает от времени.
А Лизетта тихо наигрывала на своей гитаре Гибсон-Страдивари мелодию, в которой XVIII век встречался с XXI, а императорские традиции — с рок-н-роллом, создавая музыку, которая была вне времени и вне границ.
Свидетельство о публикации №225073100128