Не разрушать старой Москвы
Мы, жители Москвы и Подмосковья, знаем о старой Москве не только по исторической и художественной литературе, но и по рассказам дедов и бабушек, отцов и матерей.
Я жил в Москве немного, но моя бабушка родилась в Москве, а у другой детство прошло в Замоскворечье. Оба деда многие годы тоже прожили в Москве. Отец мой учился в Московском Университете в предвоенные годы , участвовал в студенческих революционных волнениях 1911г., мама была сестрой милосердия в Московском лазарете во время той, первой войны с немецкими милитаристами. Она рассказывала о старой Москве. Сохранились и собственные воспоминания о Москве начала тридцатых годов, когда еще были извозчики и гремели трамваи, но троллейбусов еще не было.
А затем наступил 1935 год. Мы, в то время школьники, с радостью и гордостью за свою социалистическую родину, за новую Москву, вступили на ступени первых станций Московского Метрополитена.
В этом же году началась генеральная реконструкция Москвы. Но несколько раньше началось разрушение многих сооружений, которые принадлежат истории.
В.И. Ленин очень ревностно относился к памятникам старины. Замечательные слова Ленина «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» определяют его отношение к памятникам культуры.
Первый нарком просвещения А.В. Луначарский, Н.К. Крупская принимали все меры к тому, чтобы сохранить исторические памятники.
Но были силы, которые действовали в противоположном направлении.
Эти силы включали в свой состав как тех, кто, честно включившись в социалистическое строительство, по своей необразованности не понимал смысла и значения исторических монументов, так и тех, кто, будучи образован, но враждебен нам, прикрываясь «левым», действовал там, чтобы нанести ущерб нашей культуре.
Под лозунгом борьбы с религией в 1932г. был разрушен редкостный историко-архитектурный памятник – храм Христа Спасителя, воздвигнутый в честь изгнания Наполеона из России.
Были ликвидированы памятники Александру II в Кремле и генералу Скойслеву на Тверской улице. Это были памятники представителям русского самодержавия, но разве они не были связаны с нашей историей? Ведь сохранен же памятник Александру III в Ленинграде. Значительно позднее был снесен интереснейший историко-литературный монумент – памятник Н.В. Гоголю. А сколько сломано ценных в архитектурном отношении церквей.
Есть места в Москве, которые дороги нам как историко-революционные памятники.
В центре, близ Кремля, на Красной Пресне, в Хамовниках, в Рогожском шли бои московского пролетариата в 1905 и 1917гг. за новый строй.
Надо сохранить эти места для истории.
Могут сказать: об этом уже всё сказано и написано, разрушение исторических памятников в нашем обществе уже ... (слово неразборчиво. – Прим. С.О.) и приняты все меры к их сохранению и восстановлению.
Но в нашей архитектуре, в нашей эстетике, в нашей культуре в целом мы ясно видим два направления, две тенденции. Одна выражается в стремлении строить новые жилища, культурно-бытовые учреждения, административные здания, сохраняя в основном старое, в особенности все интересное в историческом, бытовом, архитектурном отношениях. Другая – строить новое, в значительной степени перекраивая и ломая старое, оставляя в нем нетронутым лишь самое минимальное.
И диву даешься, слушая, как люди рассказывают о том, как они собираются ломать, переделывать, например, улицу Кирова, бывшую Мясницкую, старую улицу Москвы, потому что она узкая. Но ведь это старый стиль, это старая Москва! Ведь дорожат же своими старыми улицами рижане.
И Старая Рига – особенно сложная проблема для архитекторов. Ведь её узкие улочки – гордость рижан и любимые месте прогулок многочисленных гостей города (Иванов. «Рига древняя, Рига юная», «Известия» 30 июля 1969г.).
Но почему же не дорожат или мало дорожат своими старыми улицами те, кто ведет градостроительство в Москве? Может быть, некоторым архитекторам покажется обидным следующее суждение, но я его выскажу.
Дело в том, что для некоторых из них, вероятно, мало что говорят слова «Главный почтамт» или «Елисеевский магазин». Для иных, может быть, эти слова кое-что говорят, ибо они москвичи. Но и те, и другие, если они продолжают перекраивать старую Москву, хорошо образованы как специалисты, но не образованы и не воспитаны этически и эстетически как деятели культуры.
А для отдельных, может быть, высокие гонорары просто заслоняют и исключают духовную, историческую сторону дела.
В. Солоухин в своих «Письмах из Русского музея» заметил, что в большинстве европейских столиц есть старый город и новый город. И это безусловно интересно. Старый город – это как бы город музей.
Несколько слов о самой архитектуре. Некоторые наши газеты с пафосом восклицают: «На месте одноэтажных домиков выросли кварталы новых многоэтажных домов!» И неужели не ясно этим эстетам, что трех, двух, одноэтажные дома лучше многоэтажных во всех отношениях и в бытовом, и в противопожарном, и в санитарном, и в строительном, а для большинства людей и в эстетическом.
И только экономические соображения заставляют человечество строить многоэтажные дома.
Другие эстеты, рассуждая об архитектуре, говорят, например, о «лепных излишествах». Но разве что не нравится одним, то должно не нравится и другим? И разве в архитектуре, как и в искусстве вообще, можно установить монополию одного стиля, одной концепции?
И.Г. Эренбург в своих мемуарах «Люди, годы, жизнь» писал, что в США он был поражен однообразием архитектуры, а в «старой, доброй Европе» архитектура, по его мнению, многообразна и интересна. И разве мы, европейцы, не должны продолжать традиции «Старой, доброй Европы»?
Не очень давно в центре Москвы все видели исчезновение одного дома. И я вспомнил: «Поросята на «вторичные» обеды в Купеческом клубе покупались за огромную цену у Тестова, такие же какие он подавал в своем знаменитом трактире.»
«Во время японской войны большинство трактиров стали называться ресторанами и даже исконный тестовский трактир переменил вывеску: «Ресторан Тестова».
Так писал старый писатель-москвич Гиляровский. С горечью заметили и мои друзья-коллеги, что этот интересный старинный дом снесен. Говорят, что здесь бывали многие деятели русской культуры. Какой ненужный сентиментализм, скажут некоторые. А эстет-архитектор и его шефы, сломавшие дом, вероятно, рассуждали так: «Как?! В центре Москвы, напротив музея В.И. Ленина, до сих пор стоит старый двухэтажный дом. Надо немедленно убрать его.»
Тогда, может быть, пришло время сломать и здание бывшего Благородного Собрания, старого Университета, Метрополя, Манежа и заменить их современными модернизированными?
Но ведь мы не Иваны, непомнящие себя, и не кибернетические машины, а мы люди, уважающие свою культуру, свою историю.
Так не пора ли прекратить ломку старой Москвы? Центр около Кремля и Большого театра, Политического музея, Ленинской библиотеки, Москва между Бульварным и Садовым Кольцом, старое Замоскворечье, Красная Пресня, Застава Ильича должны оставаться, как многие думают, в прежнем виде. Конечно, все пришедшие в плохое состояние и не имеющие исторического значения, все аварийные здания, сараи и т.д. должны быть ликвидированы (с этим никто не спорит!), но новые архитектурные сооружения здесь возводить не надо. Места для новой Москвы хватит в пригородной зоне!
Тоже следует сказать о других городах. Должны быть сохранены и старый Владимир, и старый Орел, старая Тула и старая Рязань и все наши старые города.
А вокруг них пусть расширяются и вновь возникают новые благоустроенные кварталы многоэтажных, трех – двухэтажных, одноэтажных домов, утопающих в зелени.
Г. Поспелов
Зуево, Моск. обл.,
июль-август 1969г.
Из сборника статей и очерков Г. Поспелов, В. Галкин "СВЯЗЬ ВРЕМЕН". - том 1. Неопубликованные ранее статьи и очерки. - Составление, подготовка текстов, примечания, предисловие С. Оранская, 2025.
ПРИМЕЧАНИЕ к статье «Не разрушить старой Москвы» от составителя, С. Оранской. – Текст рукописный. По всей видимости, нигде не печатался. По тексту видно, что написан как черновой вариант, который требовал правки, редактирования. Текст откорректирован и отредактирован составителем сборника, С. Оранской.
ФОТО: Москва, ул. Горького (ныне ул. Тверская), 1950-е годы.
Свидетельство о публикации №225073101458