Судьба казака

   Мой тесть Болтенко Александр Васильевич, 1902 г.р. добровольцем вступил в Красную армию в далёком 1924 году.  После окончания  полковой школы при  Втором  кавалерийском полку Первой  Запорожской Червоного Казачества Кавалерийской Дивизии  в совершенстве овладел кавалерийским искусством. За время службы в казачьих войсках неоднократно награждался почётными грамотами за призовые места в состязаниях по верховой езде.  А также «Як кращий ударник»  за «добросовестное и старательное участие в подготовке младшего командного состава вооружённых сил Республики». Заслуженно получал новые должности и звания.  Казалось, так и рос бы по карьерной лестнице.  Но в начале тридцатых годов в серьёз и надолго «заболел небом».  Стать лётчиком, да не простым, а морским – такую задачу поставил казак перед собой.  Бросил всё и поступил в Ейское военно-морское авиационное училище (ЕВМАУ).  Он вспоминал, как в первый день знакомства с гидросамолётом, лётчик крикнул ему: «Саша, отдай конец».  Саша в замешательстве бегал по берегу и не понимал, что от него хотят.  —«Салага, брось канат», — пояснили ему. В 1932 году он окончил училище и вскорости уже сам участвовал в подготовке молодых курсантов. 
   Однажды на совещании в Москве, встретился в гостинице с сослуживцами, бывшими его подчинёнными.  Генерал-майоры узнали в майоре своего командира и в недоумении спросили: «Саша, ты что, ушёл из кавалерии?  Почему ты не генерал?».  На что он отшутился, сказав, что остался в кавалерии, но… в небесной, винтокрылой.  Даже после этой встречи  Александр Васильевич никогда не  жалел, о непонятном для многих, принятым им судьбоносном решении.
    В этом же году в числе выпускников был Прокофьев Гавриил Михайлович, с которым судьба надолго свела Александра Васильевича.  Пройдёт несколько лет и в 1936 году Прокофьев Г.М. добровольцем уйдёт на гражданскую войну в Испании.  Здесь он станет одним из первых Героев Советского Союза (медаль Героя за №43) и… личным врагом Адольфа Гитлера.  Оба события произошли после того как штурман бомбардировщика и начальник штаба Первой бомбардировочной эскадрильи  бомбардировщиков в войсках республиканской Испании старший лейтенант Прокофьев Г.М. разбомбил эшелон с цветом военно-воздушных сил нацистской Германии - лётчиками Люфтваффе.   
   В 1939 году Прокофьева Г.М. назначают начальником Полтавских высших курсов усовершенствования штурманов (ПВКУШ) ВВС КА.  Он не забыл своего соратника и позвал Болтенко А.В. к себе на должность первого зама и помощника по МТО.  Оставаясь правой рукой начальника ПВКУШ, Александр Васильевич часто исполнял его обязанности при отъезде Прокофьева Г.М. в командировки и на учёбу в Военной академии Генштаба.  Когда в начале ВОВ Курсы эвакуировали в Краснодар, ему пришлось возглавить процесс эвакуации.
    Константин Симонов, в то время оказавшийся в Полтаве, вспоминал, как какой-то майор на военном аэродроме охрипшим голосом, виртуозно матерясь, отдавал последние команды: что срочно грузить в самолёт, что сжечь, что забрать с собой; приказал принести полковое знамя, снял гимнастёрку  и обмотался полотнищем.  Так Александром Васильевичем была спасена военная реликвия.    
   При отступлении в спешке на руках не оказалось штурманских карт.  Александру Васильевичу – флаг-штурману полковой эскадрильи, пришлось  весь личный состав выводить из окружения ориентируясь только по звёздам.
   Когда фашисты подходили к Краснодару, высшая офицерская школа штурманов (КВОШШ) ВВС была эвакуирована в Ставрополь, затем в Соль-Илецк.  В январе 1944 года Школа вернулась в Краснодар.  Её начальником был  Герой Советского Союза генерал-майор Прокофьев Г.М., а его заместителем – подполковник Болтенко А.В.  В 1948 году он ушёл в отставку.   Награждён многими боевыми орденами и медалями.   Похоронен в городе Краснодаре.
   Ежегодно в День Победы, когда по улицам кубанской столицы проходит Бессмертный Полк, я несу портреты дорогих мне фронтовиков, которыми горжусь – моего отца Николая Алексеевича и  Александра Васильевича.  Вечная слава защитникам Отечества!


Рецензии