Не эсер, а кто?..
Говорить и писать о целях вбивания единства в ряды авторов текстов художественной литературы очень интересно. Такие цели бывают боевыми, воспитательными, организаторскими. Но ему сегодня о целях вбивания единства в ряды авторов произведений художественной литературы думать не очень хочется.
Ему сегодня хочется поразмышлять о способах вбивания единства в разношёрстные ряды профессиональных представителей художественной литературы.
Ему подумалось, что, скорее всего, вбивание единства в ряды литераторов производилось и критиками, и самими писателями, сочинителями двумя способами: определением каких-то писателей мишенями для сокрушительных ударов по ним и проявлением способности придираться к текстам тех сочинителей, которых сразу же назвать противниками или даже врагами затруднительно.
Так уж сложился в его родной стране в двадцатые, тридцатые годы литературно-художественный процесс, что одни реалисты своими противниками и даже врагами, то есть мишенями для своих ударов, сразу определили других реалистов в литературе, а вот к текстам литераторов-романтиков и сочинителей-фантастов нужно было ещё научится придираться для того, чтобы потом наносить и по их текстам, и по ним самим сокрушительные удары.
Самыми показательными примерами тех сочинителей, в текстах и в жизнях которых ещё нужно было поискать то, к чему можно придраться, были два Александра: фантаст Беляев и романтик Грин.
К А.С.Грину можно было придраться за то, что в молодости он был эсером, то есть или сотрудничал, или даже принадлежал к партии, которая после тысяча девятьсот восемнадцатого года было объявлена большевиками им враждебной. Но даже ассоциация пролетарских писателей, в двадцатые годы двадцатого века, не очень придиралась к тому, что сочинитель А.С.Грин (Гриневский) был когда-то эсером.
С "Алыми парусами" А.С.Грина всегда всё было понятно даже пролетарским литературным критикам: чистая романтика, особенно позволительная в юности и молодости. В конце шестидесятых годов двадцатого века было придумано в Ленинграде выпускное, то есть для окончивших среднюю школу, романтическое мероприятие, которое так и называлось: "Алые паруса". А ещё раньше был снят по данному произведению цветной игровой кинофильм с А.Вертинской в главной женской роли и В.Лановым, - в главной мужской.
Другое дело, - роман А.С. Грина "Блистающий мир", главный персонаж которого, - Друд, даже "злостными" пролетарскими критиками связывался с высотой и свободой, чуждыми низменной буржуазной психологии.
Лично он бы сказал, что высота и свобода Друда чужды низменной буржуазной психике, а не психологии, но заниматься чистотой терминологии ему лично менее интересно, чем поразмышлять, например, над вопросом: Почему "Блистающий мир" А.С.Грина так и не стал книгой, культовой для молодых анархистов?
В романе "Блистающий мир" человек, который называет себя Руководителем, сообщает одной девушке из богатой семьи, кажется её в романе зовут Руной, о том, что летающий человек Друд вмешивается в законы природы.
Ему же думается, что Друд вмешивается в осуществление не столько законов природы, сколько законов общества, среди материальных и нематериальных ценностей которого наиболее заметны внутренние миры людей, искусство, милосердие, наука, образование, собственность и религия.
Лично ему, когда он читал роман А.С.Грина "Блистающий мир", пришли в голову следующие определения:
Анархия - это отсутствие или власти, или организующей, для настоящего и будущего, силы прошлого.
Анархист - это человек, для которого нет значительного, существенного прошлого, а есть только настоящее и будущее.
Анархизм - это идейное движение, представители которого отрицательно относятся к возникшим в прошлом науке, образованию, собственности, если они лишают человека свободы.
Он сам никогда не забывал, что в наследие прошлого, кроме науки, образования, собственности входят ещё и внутренние миры людей, искусство, милосердие и религия.
Кроме того, он согласен с тем, что тех анархистов, которые кроме науки, образования, собственности, лишающих человека свободы, крушат-рззрушают спокойствие внутренних миров других людей, искусство, милосердие, религию, бьют витрины магазинов и сжигают чужие автомобили, совершенно справедливо называть бандитами, безбожниками, невежами, невеждами, погромщиками и разбойниками. Но разрушение чужих внутренних миров, искусства, милосердия, религии - это не случай сочинителя А. С.Грина и Друда, героя романа "Блистающий мир".
Не только пролетарские критики, но и советская литературная критика, после тысяча девятьсот тридцать четвёртого года, то есть тогда, когда советским назывался только тот писатель, который был членом Союза птсателей СССР, почти полностью молчала о романе А.С. Грина "Блистающий мир".
В тысяча девятьсот восемьдесят четвёртом году, то есть ровно через пятьдесят лет после образования Союза писателей СССР и через пятьдесят два года со дня смерти писателя-романтика А.С. Грина, был снят игровой кинофильм по "Блистающему миру". Исполнители ролей были подобраны блестяще и прекрасно справились с ролями, но фильм "Блистающий мир" тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого оказался не очень удачным. По его, конечно, мнению.
Ему также представляется, что игровой кинофильм по "Блистающему миру" мог быть снят в конце двадцатых и даже в тридцатых годах, если бы летающий человек Друд из романа был бы безбожником и безжалостно крушил, разрушал бы не только буржуазную собственность, но и буржуазные внутренние миры, буржуазные милосердие, науку и образование.
Но Друд в романе "Блистающий мир" вполне бережно относится к прошлому человечества и не очень подходит, как пример для подражания, большевикам. А вот анархисты, не погромщики, а сознательные анархисты, не заметили в Друде его отрицательное отношение к НОСу, к науке, образованию и собственности, которые лишают человека свободы, и не сделали "Блистающий мир" своей культовой книгой.
P.S. Автор данной записи итогов размышлений персонажа о вбивании единства в ряды деятелей художественной литературы и о романе А.С.Грина "Блистающий мир" не является профессиональным литературоведом. Поэтому итоги размышлений персонажа являются примером применения нетрадиционного, неформального литературоведения.
Свидетельство о публикации №225073100154
В юности очень любил этих писателей, Грина и Беляева.
Спасибо! С удовольствием прочитал.
Фома Веселый 31.07.2025 18:44 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 01.08.2025 12:48 Заявить о нарушении