Размышление зрителя о современном театре. Часть 1
« … можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?... Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?. .О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!.. ".
Красиво сказано. Но самое интересное в этом тексте то, что они истинно правдивы своей чистотой и не искушенностью.
Да, есть профессионалы, для который театр — это работа. Драматурги, сценаристы, режиссеры, директора, актеры, критики, театроведы и прочие — это те, кто получил специальное образование, чтобы иметь право заниматься театральной деятельностью.
А есть еще другая категория людей, мнение которых так же важна в этой сфере — это зрители. Или не важна?
Наверное было бы смешно представить себе, что повар, который готовит торт на торжество, ориентируется только на свой вкус и ему не интересно мнение гостей, которые его будут есть. И, вот, для «остроты» впечатления он в крем добавит перец чили. Потом, кондитер будет «формировать» этот вкус сначала в медийном пространстве, рекламировать в Тir Tok? You Nube ( и на других медийных полях), утверждая, что именно этот торт - вершина кулинарного шедевра. И будут те, которые попробовав его просто промолчат. И те, которые будут давиться, но восхищаться. И те, которые не поддадутся влиянию и скажут честно : « Это не вкусно! Я такое есть не хочу и вам не советую».
Сразу оговорюсь, что я не ставлю цель в этой статье критиковать все новое и новаторское, поддаваясь ностальгии по прошлому советскому театру, или еще лучше — царского времени.
У каждого времени есть СВОЙ ТЕАТР.
Так вот, как человек, который для театра является зрителем, я осмелюсь о нем поговорить, чтобы высказать взгляд на то, что сейчас происходит не на сцене, а в зрительном зале. Сказать открыто - каких постановок ждут те, для которых и ставятся спектакли.
В одном диалоге с служителем Мельпомены , вступив с ним в диалог, который содержал явно противоположные взгляды, я неожиданно получила в свою сторону реплику: « А вы кто, собственно, по профессии?». Я ответила: « Врач». И получила ответ: « Вот и занимайтесь врачеванием! Не лезьте на сцену!».
Я от сказанного несколько даже замешкалась. А, что тогда на сцену и в литературу «полезли» А. П. Чехов- земский врач (терапевт), В. И. Даль — военный врач, М. А. Булгаков - военный врач общей практики, В. П. Аксенов окончил Первый Медицинский Институт им. Сеченова, Г. И. Горин - Первый Московский Медицинский Институт, знаменитый хирург Ю.М Крелин тоже писал интересные рассказы и повести. Да, черт возьми - Канон Дойль был окулистом! Итальянец Алигьери Данте был врачом! Оливер Сакс — известный нейроприхолог, на книгах которых я познавала психологию человека через литературные рассказы, будучи студенткой. И этот список огромный!
Ответ пришел ко мне неожиданно: чтобы писать или делать спектакли, фильмы для людей, нужно знать психологию человека не из учебников и теории, а непосредственно общаясь с ними. Видеть их глаза, слушать голос, понимать их проблемы, переживания, ощущать их истинную духовную потребность, а потом все это воплощать в драматургии.
Нужно быть в постоянном контакте с теми, ради которых приходишь к литературной деятельности или в театр.
Я думаю, что с 1990 года по сегодняшний день мы потеряли много театров, которые нацелены на сохранение культурного наследия страны и образование публики. Сегодня все направлено на получение прибыли и удовлетворение потребностей зрителей, ищущих развлечения. Поэтому репертуар ориентирован на коммерческий успех.
Конечно, все сегодня упирается в финансирование. И это факт. Без прибыли не поставить новую постановку, ожидая опять прибыль.
А, как же, душа? Как же тот зритель, который хочет видеть глубокие постановки? Хочет видеть героем современника, который жил не в позапрошлом веке, а живет рядом с ними сегодня, сейчас!
Как же разобраться в этом вопросе?
Давайте для начала перенесемся в другое время.
Это надо для того, чтобы пройти цепочкой событий, чтобы обдумывая, подойти к пониманию самого вопроса — каким должен быть современный театр для зрителя с точки зрения самого зрителя?
Итак.
1980 год. Маленький военный городок в далеком захудалом поселке.
Ряд за рядом стоят дома «хрущевки», в которых живут семьи военных, а между ними: садик, школа, поликлиника вместе в больницей, военторговский магазин, Дом офицеров, гостиница для командировочных и все.
Обычный военный городок времен советского периода.
Но это для тех, кто не жил в нем в то время. А все дело было в том, что в школе русский язык и литературу преподавала одна необычная учительница.
В годы Великой Отечественной войны, в боях за этот маленький городок погиб ее муж, который был похоронен в братской могиле недалеко от школы.
Звали ее Вера Петровна.
В начале войны она закончила театральное училище им. Щукина и была принята в труппу Московского Художественного Театра им. Горького.
Замуж она вышла в 43, а через год получила похоронку.
После воны, разыскав могилу мужа, она оставила театр и приехала в этот маленький городок, где устроилось простой учительницей.
Вера Петровна была очень красива. Одевалась с таким вкусом и изяществом, что казалось она перешагнула из журнала мод в обыкновенную советскую действительность.
Но самое интересное было то, что все ее уроки были необычными.
Почти всю классику Вера Петровна читала ученикам на память.
Когда Вера Петровна говорила, в классе была такая тишина, что слышно было, как падают за окном листья или снег.
Каждый урок был маленький спектакль одного актера. Это было какое-то таинство под чарующим именем — ТЕАТР!
В школе был организован школьный кружок, где дети сами ставили спектакли, а учителя были актерами и играли взрослых.
Дом офицеров каждые выходные был набит зрителями. Это были родители, срочники, откомандированные, работники в сфере услуг.
Это было время, когда раздвигалось пространство, чтобы уместить выплескивающие эмоции в зрительном зале.
Самое интересное, что основным условием к начинающим режиссерам и сценаристам было — создавать спектакли о современниках.
Вера Петровна все время повторяла, что эпоха может истинно запечалиться только через людей, которые являются участниками событий. Любовь к человеку — движущая сила искусства.
Человек не раскрывается словами. Он показателен своими поступками, делами среди таких же людей, как и он сам.
Мы учимся читать с Букваря, но потом мы его не перечитываем. Растем сознанием и с нами растет потребность познавать все больше и больше.
Однажды, в Дом офицеров, приехал Драматический Театр Северного флота и показал спектакль «Торопись успеть» по пьесе писателя-североморца Леонида Крейна.
В этом году драматургу исполнилось бы 90 лет.
А тогда, ему было только 45 лет. Он приехал вместе с театром, чтобы рассказать нам о спектакле и о его создании.
Свидетельство о публикации №225073101547