Сентенции от июля 2025г

-1--     Мне понравилась мысль Бориса Пастернака: «Простота всего нужнее людям, но сложное – понятней им».    Вот простое утверждение: чтобы жить, нужны силы, энергия.  Чтобы пережить ночь, сон необходимо спокойное, уверенное состояние, иначе – сонные кошмары и страдания. Чтобы утром привести себя в норму тоже требуется энергия и духа, и тела. У молодых эта энергия – в избытке, у стариков – в недостатке.   Молодым высокая температура при болезни даёт возможность понять, как будут они себя ощущать в старости, которая потребует отказаться от привычной практики жизни: от  дачных работ, беготни по магазинам, бесконечной уборке, стирки и так далее. Словом жизнь стариков дарит  истину о том, что просто жить – это очень много и это прекрасно, если, конечно, не страданий от боли. Не только молодая любовь обостряет восприятие жизни и ощущение её богатства. То же сделает и обыкновенная старость.  И книги будут читаться избирательней, и восприятие их прояснится. Но при этом желательно наличие мудрости: не суетиться, не воевать с близкими, отказаться от многого, не опуская руки.  От чего трудно отказываться?   - От общения с природой.  Для этого тоже нужны силы.  Пока я живу на даче, природа меня балует общением, но когда придётся жить только в городе – её будет не хватать.  Я верю в сообщения переживших смерть  о том, что по ту сторону жизни много радости и красоты. Это понятно, если учитывать, что умирание для всех – мука.  Молодость утверждает, что её главное желание – всё понимать, старость же требует - всё мочь.

-2--          Мой стаж – 45 лет непрерывной работы.  Я всегда оценивал работу – как странное противоречивое занятие.  Представьте, что Вам на даче нужно что-то сделать: вскопать участок под картошку, построить баню, сарай для дров и тому подобное.  Нормальный человек возьмёт себя в руки и всё это сделает. А есть другой способ решить эти задачи. Организовать частное предприятие с бухгалтерией, отделом кадров, плановым и производственным отделами и так далее.  Нанять людей и организовать их работу: кто-то  делает закупки строительных материалов, кто-то обеспечивает транспортную доставку их, кто-то копает и другой учитывает и контролирует выработку и так далее.  Вот так для простого действия создаются многие вредные, на мой взгляд, подразделения. Работал я на заводе, где случилось происшествие. Нас посетили тележурналисты и провели опросы и съёмку интервью.  Дело в том, что на телевидение пришла анонимка, с описанием как завод обманывает государство, выпуская неработоспособную технику.   Оказалось, что её написал начальник цеха, выпускающего эту продукцию.  Он рассказал, что много раз объяснял директору, главному инженеру и парторгу завода, что станки, и управляющие ими вычислительные устройства не стыкуются друг с другом. Начальство требовало от начальника цеха ждать, когда настанет время для изменения конструкции интерфейса и начальник цеха ждал более года, а потом написал анонимку на телевидение. Он сказал, что к нему приезжают в командировку люди с предприятий, купивших его продукцию просто для того чтобы посмотреть ему в глаза.  Когда всё закончилось, начальник цеха был разжалован на  должность бригадира, а директор сказал всем по телевизору, что бывший начальник цеха – не соответствовал своей должности, так как неправильно решал возникающие проблемы.   И у меня лично случались подобные казусы. Я работал программистом и предложил создать интернет программу, которая будет обслуживать желающих с нами работать.  Я сам написал техническое задание, но по требованию администрации перечислил наших возможных будущих клиентов. Программа заработала, наши клиенты были довольны, но организация, контролирующая наше предприятие, выдвинуло претензию:  в меню обслуживаемых клиентов отсутствует один из предполагаемых в ТЗ клиентов. Сколько бы я не объяснял, что мною разрабатывалась технология удалённого обслуживания, а не предоставление услуг перечисленным в ТЗ предприятиям, меня не слушали, пока я не предложил создать мнимое предприятие под нужным названием и тогда формально все остались довольными.   И так на каждом шагу, и даже в армии, когда я служил срочную, я был обязан в конце месяца предоставлять отчёт о работе.  И вот меня как-то наказали за то, что я не предоставил отчёта несколькими часами ранее, когда было собрание и эти цифры были нужны. Я оправдывался тем, что месяц заканчивается сегодня, и я ничего не нарушил, так как именно в конце месяца я его и представил. Но мне сказали, что моя вина в том, что я не догадался представить его на пару часов раньше, до собрания.  О том, что в штабе будет собрание я не знал, и мне это и не положено знать.  И так везде и всегда. Любая организация – это «пыль в глаза», показуха, а польза дела – никому не интересна, о чём мне мои товарищи и говорили:  мол делай всё, что говорит начальник, а там – трава «не расти».   Я несколько раз пытался убедить администрацию, что её указания – вредны для дела, они же мне отвечали, что это не моё право судить, им сверху приказали это делать.  Ещё пример. Время от времени, а в 90-е годы, почти каждый год на предприятиях производится переоценка основных средств: зданий и сооружений,  машин и механизмов и так далее.  Я работал программистом, поэтому те, кто нанялся за три дня сделать эту переоценку пришли за информацией ко мне.  Я знал, что наша бухгалтерия оплачивает эту работу в процентах от стоимости основных средств, а это космические величины.  Я спросил у переоценщиков как за три  дня  возможно заработать многие миллионы?  Они сказали, что вынуждены делиться с очень многими, например с теми, кто даёт им лицензию на такие действия. Это всем известно. И получается, что государство ворует огромные деньги у самого себя. Вот так, дожив до седых волос, и, собираясь в последний путь, я так и не понял, как это существуют государства и предприятия на таких идиотских, глупых и вредных для дела основаниях.

-3--     Всегда удивляюсь фанатам чего и кого-либо.    Я любил песни Высоцкого, но ни с кем не делился своими сокровенными переживаниями этих песен.  Я могу понять, что есть другие, кому нужно обязательно поделиться и обнять своего единомышленника. Я себе это объясняю так: эти люди не глубоко прониклись песнями и музыкой, поэтому они могут о них болтать. Я поражён количеству сообществ, фанатеющих от чего-либо: джаза, блюза, классики, битлов, рока, эстрады,  импрессионистов, экспрессионистов, кубистов, абстракционистов, модернистов,  автомобилистов,  туризма, науки, искусства, … , словом от некоей конкретной формы деятельности.  Я тоже имею некоторые предпочтения, но не они, ни то, что глубоко меня поражает, не заставит  меня с кем-то это обсуждать.  Я когда-то был влюблён, но никому об этим не рассказывал и не расскажу. Писатели говорят о своём прошлом и их герои часто проходят отрезок пути писателя, но форма рассказа, жанр литературного произведения отодвигают  писателя от его переживаний, поэтому он и может кое-что рассказать.   Я припоминаю, как герой юмористического жанра сказал, что он  любит балет и шпроты.  Вот поэтому я никогда не примкну ни к кому из фанатиков чего-либо. Я фанатик только своей мамы, которую никто как я не знал!

-4--      Об искренности:    Высоцкий хорошо сказал об этом:
 Когда в душе я раскрываю гранки
На тех местах, где искренность сама,
Тогда мне в долг дают официантки
И женщины ласкают задарма.
Искренность высоко ценится, она редкость и привлекательна.   Но она – относительна, как и всё на свете.  Если с нами искренен чужой, незнакомый и неинтересный нам человек, то и искренность его – нам «по барабану». Если же это любимый нами человек, или наш друг, то его искренность очень ценна для нас.  С другой стороны «искренность» - это характеристика человека: есть искренние и неискренние люди. Неискренние – понятны: «всяк» опасается за своё благополучие и опасно открывать посторонним   правду о себе.  Искренние – считают, что все люди добры и благородны и никто не может использовать то, что они о себе рассказали нам во вред. Это наивная, ошибка.  Однако в искренности есть ещё что-то очень таинственное и интересное.  Это открытость к  пониманию и исследованию нас.  Мы как бы говорим: «Я вот какой, вот что думаю о себе.  А ты как находишь меня?  Таким или другим?»   Это бессмысленная ситуация, если визави искреннего человека – неискренний и хитрый, что практически всегда и случается.  Забавно, что искреннего человека это ничему не учит: он продолжает оставаться искренним  почти со всеми, хотя и заставляет себя быть осторожнее.  Приходится сделать вывод, что искренность – это элемент архитектурной основы психики человека и его трудно изменить.  Рождаются детки искренними и неискренними и ничего здесь нельзя поправить.
Кстати, о Высоцком. Его всенародный успех объясняется  искренностью.  Вообще поэзия без искренности - скучна.  Даже неискренние лекции по литературе и музыке или теоретическим основам электротехники – плохи.  Искренность – это хлеб и хмель общения и любви, и искусства.

-5--      О стихах.    Лучшие стихи – это чудо. Как сказал Бродский – это ускоритель сознания.  Слыша стих, чувствуешь себя катящимся  в санках, но не вниз, а вверх, в гору, откуда видно всё.  Чуть помедленнее, сани, чуть помедленнее, не схватил  и не понял я мир,  и мне жалко его потерять.  Дай мгновенье мне на подумать,   понять  и кати меня вверх, где всё видно и ясно  опять.  Мгновение, когда  ощущается отставание от смысла слышимых звуков и есть время  поэзии.  Смыслы восстанавливаются  вместе с появлением восторга и радости.  И удивления как умеют люди эти звуки извлекать.  Чувствуешь и безмерное  богатство и могущество языка, играющего с сокровенными смыслами бытия.   Стихи, как овощи и фрукты на рынке, разнятся по своему происхождению, то есть видам.  Одни произошли от чувства языка, его возможности явить нам такие нюансы чувств, что душа замирает, другие – как конвейер несут перед нами  объекты потока сознания, которые могут быть и  скучными,  третьи зачем-то полны сравнений, аллегорий, метафор с прошлым человечества: античностью, христианством.  Любые стихи должны как морские волны быть похожими и разными и восхищать мгновенной красотой и силой, предъявляющей нам  игру непостижимой  красоты и могущества.  Антоним поэзии для меня – это не проза, а пьяные мужики бабы,  орущие,  матерящиеся и танцующие уже много часов подряд. Это  соседи по моей даче на шести сотках.  А что за смыслы поэтические?  А они таковы, что не помещаются внутри разума, как например понятия времени или бесконечности.  Эти смыслы похожи на родники в ручьях: они всё время фонтанируют новой водой, которая вкусна, но сводит зубы от её прохлады, и её всё мало: хочется пить и пить.   Я выше написал, что есть поэзия, исходящая из чувства языка и желания им играть. Есть поэзия на основе рассуждений об объектах чувств и их подробностей. Я отношу сюда, например  В. Набокова,  Ивана Бунина. «От языка» творила Белла Ахмадулина. Мне непонятна тайна стиха: почему рифмы могут поднять смысл текста до небес,  сообщить ему загадку привлекательности и красоту! Впрочем, думаю,  что именно красотой и объясняются все загадки поэтической формы текста.

-6--        Чем наша жизнь увлекательна, загадочна и красива?   А тем, что нет ничего известного нам об этой жизни.   Все общественные установки и идеалы обернулись грубой ложью и мошенничеством.   Всё, что нам подумалось – вызывает и сомнения наши.  Ничего нет для нас абсолютного, кроме любви к своей маме.   Верующие всё знают, но верна ли их вера? Она очень красива, но верна ли?   Кто же ответит?   Для себя я выбрал такой вариант: « я хочу, чтобы моя вера в Бога не противоречила не той реальности, что вокруг, а той, что есть истинная реальность»  Доказательства – это рудименты прошлого человечества.  Однако, чтобы жить мы должны здесь и сейчас принимать и воплощать наши решения.   Наша жизнь, наше существование как части  человечества, не претендуя на Истину, является главной директивой  нашей жизни.  Мы, люди – созданы как игрушки собственных страстей, мыслей и чувств.  Но игрушка не обязана до самой своей утилизации играть  роль. Ей по силам экспериментировать, постигать, изучать, понимать. В этом наша надежда и ожидания.  А что сомнительного в том, что мы не в состоянии понять себя и наш мир?   Мы не можем осознать, что есть время, пространство, начало мира, Бог и его свойства,  наши чувства, музыка, Истина, душа и Дух.

-7--     Об уверенных в себе и быстро теряющихся людях. Мы знаем тех, кто никогда не теряет самообладания и тех, кто легко его теряет и становится слабым и неуверенным человеком.  Почему первым удаётся всегда «держать удар», ясно себя ощущать в любых ситуациях, никогда не забывать про свою личность, я не знаю. Я – как раз из тех, кто легко теряется,  не помнит о себе и своих качествах, не уверен в себе.  Я знаю, что при этом происходит неосознаваемое  забывание себя, неосознание того что делается рядом, появляется страх неправильных поступков и слов.  Конечно,  через короткое время всё восстанавливается, но во внешнем мире ты уже проиграл.   Ощущение себя самого присуще всем, но некоторым особенно ясно и чётко. Это – как редкий талант.  Я перечислю всем известных людей, обладающих этим прекрасным талантом. Прежде всего, это два артиста: Вадим Спиридонов (Фёдор – «Тени исчезают в полдень») и Кирилл Лавров. И ещё пара западных артистов – это Аль Пачино и Бруно Кремер (комиссар Мегрэ). Также Владимир  Высоцкий, Юматов и Галина Вишневская. Самообладание этих людей делает их обаятельными, непобедимыми.  В числе таких счастливцев – режиссёр Герасимов и его жена Тамара Макарова, а также Сталин, Уланова, певец и автор слов и музыки – Александр Новиков,  литературные персонажи – Штольц и Шерлок Холмс,  Волк Ларсен – морской волк Джека Лондона, а также большинство режиссёров и дирижёров и все лидеры. Из овощей и фруктов подобны этим людям -  чеснок, лук, острые перцы,  лимон, из яблок – антоновка.
Отмечу любопытную особенность  противоположных перечисленным  везунчикам – лидерам, людей, легко теряющих своё самоощущение, неуверенных в себе.  Это то, что их смятение и страх дают им ощутить недоступные в обыденной обстановке чувства.  Это чувство опасности и несправедливости жизни, а оно реально и придаёт больший объём восприятию.  Во-вторых – это ощущение чужой психики, давящей и прогнавшей Вашу собственное мироощущение прочь.  Это тоже и интересно и полезно, обогащает  Ваши знания и тех, с кем общаетесь и жизни вообще.   

-8--      Всем знакомы соблазны  и бесконечные предательства самого себя,   и следование в соблазн.    А вот почему мы легко предаём себя? Я опишу одну причину постоянных наших поражений .  Это - скука, потеря остроты восприятия жизни.  Мы начинаем видеть  всё  как через грязное стекло, а рядом, в соблазне, окно с вымытыми стёклами, приглашает нас к себе, где всё интересно и ново.  И мы бежим в этот мир с новыми яркими ощущениями, оставляя знание о будущем раскаянии на потом.  Примеры:  жена просит купить что-то и прибраться в комнате, сделать что-то, а дружки с пивом ждут на улице. Дома – скука, на улице – весело.  На улице настоящая,  всегда новая жизнь, а дома - как на давно известном тебе кладбище. И так во всём: в соблазне купить и выпить дорогого коньяку или рому, или поухаживать за симпатичной женщиной.  Что здесь непонятного и удивительного? – Два обстоятельства. Это соблазн давно известен в подробностях и запрещён тобою же к воплощению. Но ты опять не устоял. И, во-вторых: как это чувства твои обновляются и воскрешают к жизни, когда ты падаешь в соблазн?   Ты опять энергичный, умный, живой, сильный, радостный.  Через некоторое время жизнь предъявляет тебе счёт и отправляет в суд твоей совести. Весь зал: судья, прокурор и присяжные смотрят на тебя и осуждают твою слабость.  Почему же ты недавно был инициативен и радостен.   Нет, с жизнью нельзя играть.  Нужно, как все люди схватить её за горло, придушить и тащить за собою. Пусть ты будешь серым и скучным, как и все. Зато не будет, как песне поётся: «Господь повёл его дорогою греха, чтоб спотыкался он и падал»

-9--      О соблазнах.  Какие они бывают? К сожалению чаще всего – виртуальные, то есть – это названия побеждают тебя своей прелестью. Например: красавица и добрая нежная женщина Х тебе улыбнулась, и ты через пару месяцев борьбы с эти соблазном готов на всё ради неё, кто никогда и не думал о тебе больше секунды. Или название лучшего коньяка, или мадеры, или шампанского. Или лучшие сигары. Словом название как соблазн – это отсутствие любого чувственного контакта с соблазном и в мечтах взаимодействие только с названием, и все фантазии проистекают лишь от названия. Пример виртуального соблазна - это порно. Второй лик соблазна – чувственное взаимодействие с ним. Здесь нет обмана названия, но есть истина чувств и тебе решать принять, или нет эту истину. Я презираю, но не свободен, от соблазнов названия, и я уважаю, но свободен от чувств, испытываемых при взаимодействии с предметом соблазна. Это отвратительное свойство моей натуры, с которой я частенько воюю. Отвратительно оно тем, что мнимые , воображаемые объекты превалируют над реальностью, жизнью в её непосредственном проявлении. 

-10--       О нашей судьбе.  Сон: завод, но не такой, какой показывают в СМИ.  Люди скреплены, сживлены своими костями и мышцами со станками и приводят их в движение.  Станки вырабатывают что-то, кажется, электричество.  Все трудятся из последних сил. Кто больше не может – его топором по телу отрубают от станка и бросают в сторону. Приезжает электрокара и забирает несчастных на мусорку.  Тушки без рук бормочут, что они ещё могут работать.   Каждый готов отдать всё, включая и жизнь, чтобы быть нужным заводу.  Сон закончился, и я подумал:  не так ли и мы в реальной жизни жаждем быть нужными и связанными с жизнью. Мы не хотим ни от чего освобождаться, бежать в страну счастья. Мы хотим работать и быть привязанными к жизни.  Мы боимся выпасть из повозки жизни как рваная, ненужная варежка.  Мы все в жизни – собаки, нуждающиеся в хозяине.

-11--     О жизни.  Для чего я пишу эти сентенции?  Для собственного разумения обстоятельств моей жизни.  События происходят,  время течет, показывая мне те ли иные берега, мимо которых плывёт и ускользает моя жизнь.  Мне любопытно: что я миновал, что было сегодня, вчера, неделю и месяц назад, и на пару лет раньше.   Почему мне это любопытно?  Потому, что ещё в детстве я понял, что за всяким событием, действием есть причина, объясняющая  происходящее.   И я хотел бы знать причины тому, что я наблюдал в прошлом и вижу сейчас.  У этих событий есть не только причины, но и значение, вес,  лично для меня, моей истории и судьбы. И это я тоже ищу в происходящем.  И есть третья причина для моих раздумий о моей реке жизни.  Это – как происходит то, что происходит, и как я отношусь к этому в момент, когда  оно происходит.  Например, меня иногда охватывает состояние невыносимости происходящего.   Это бывает во время бессонницы: сна нет, просто лежать под одеялом – раздражает, но нужно, так как уже глубокая ночь.  Или – когда много дней подряд в июле – жара, за 30 градусов, я не могу ни думать, ни читать, ни хлопотать по хозяйству – всё валится из рук.      Или, когда понял, догадался, как неправильно себя вёл, общаясь с кем-то. Или, когда домашнее хозяйство – запущено, а у меня из-за немощи, нет сил прибраться и всё разложить по своим местам.   Или, если я задумаюсь: что мне делать с болями в спине? К врачам ходил – не помогли. Но их много и они советуют обратиться к хирургу и т.п.  Я им не доверяю.   Но  как быть?  Боли в спине не дают ходить без отдыха сидя.  По магазинам я хожу, но заставляя себя, терпеть привычные уже боли в пояснице.  Так вот это состояние невыносимости бытия так часто гостит у меня, что я стал о нём задумываться.  Оно похоже на чувства клаустрофоба в тесной, закрытой со всех сторон, кабинке лифта.  Вот как происходит то, что я хотел бы понять и как мне жить, знакомясь всё больше и глубже с чувством безысходности?

-12--      Я заметил неожиданные мне обстоятельства.  Публикуя нечто из своих мыслей и чувств, нужно понимать, что публика готова воспринять или информацию о чём-то для неё новом, или то, что называется радость жизни и оптимизм.  Если делишься своими страданиями и неудачами, то откликов – нет. Я это понимаю, и поступил бы так же. Но никто не делится неудачами, принято всему радоваться и смеяться, что мне – очень странно и неприятно.  Посмотрите в телевизор: там или пропаганда или смех над всем.  Удивительно. Я не верю, что абсолютно все – дебилы и идиоты, но телевизор так считает.  Хорошо, что в интернете встречаются  нормальные и обыкновенные, но они забиваются всякими ругателями и оскорбителями.  Они думают, что оскорбив другого, они возвышаются: какая глупейшая ошибка.

-13--          Чем плохи наши мысли?   Они как лыжный след: катишься по ним легко, но в не тобой заданном направлении.   Задать направление – не просто: для этого нужна сильная эмоция,   горячее воспоминание,   неожиданное состояние понимания чего-либо,  и ещё целая авоська причин.  Иногда жизнь заставляет думать над её подробностями. Например,  у меня на даче с двух сторон очень разные соседи. Одни приезжают в пятницу после 23 часов и сразу готовят шашлык и баню.   Гремит громкая музыка, но их разговоры заглушают и её:  они орут и смеются  на много участков вокруг, и их не  смущает что время за полночь.  Правда они – украинцы, может у них так принято. Другая соседка – труженица: всё время не разгибая спины, возделывает свои грядки и парники. У неё много дочерей и внуков, никто ей не помогает, все требуют денег. Для чего мои трюизмы. Для меня: я поражён тем как радостно и безответственно живут одни, и как, превозмогая себя, живут другие, кому за их самопожертвование нет даже простой благодарности, зато есть грубость и хамство.  А я жил по-другому:  Я, во-первых, никогда не чувствовал  тяги  к коллективу, к товарищам-друзьям.   Я увлекался в разные компании, но после ощущал разочарование и презрение к проведённому времени и вроде бы веселью. Я не хвастаюсь, может быть, я – урод. Мой лучший друг всегда говорил мне, что коллектив – это и есть истина.  А я так не чувствую.  Но я люблю моего друга, и чаще всего уступаю ему в призыве пойти в шалман и напиться.  Кстати, только в пьяном состоянии он бывал искренним и очень интересным, о чём я забывал на следующий день, так как выпить больше бутылки водки мне тяжело.  Все мои мысли, о чём либо – не абсолютны,   у меня не достаёт смелости принять их за окончательную истину.  Я работал вахтовым методом  по наладке смонтированных только что  газовых электростанций. Мои товарищи были замечательные мужики во время работы и горькими пьяницами – синяками, если они не на работе, и не спали.  Почему – я так  до сих пор и не понял.   Отдаю себе отчёт, что пост – сумбурный, но так написалось и не хочу его править.

-14--          О жизни.  Иногда я чувствую, как время то застывает, когда я ленюсь, то катится под горку,  сопровождая каждое ушедшее мгновение ощущением, что я что-то забыл или не понял.  Мне кажется, что меня освещают десятки прожекторов, (это взгляд на меня других) и я вижу на вымышленном экране знакомую мне по зеркалу и совсем незнакомые мне фигуры, которые – тоже – я. Другими словами, я думаю, что все наши поступки, мысли и чувства – не плоские и одномерные объекты, но изменяющиеся под моим наблюдением и воспоминанием,  сущности.  Такое впечатление, будто десятки летописцев пишут мою историю и все видят и описывают разное. Я же должен, как их начальник,  сделать выбор и сказать, что вот этот  увидел правильно, а все остальные нафантазировали. Но я не могу сделать выбор и подозреваю, что все они правильно описали кусочек моей жизни.  Меня сопровождает чувство неуверенности в том, что я делаю, и ощущение многомерности моих  миров, также и досады:  я так и не постиг искусства мгновенного выбора правильного варианта из возможных пониманий самого себя.  В реальной жизни я не успеваю обратить внимание на многомерности почувствованных смыслов и легкомысленно выбираю  наиболее симпатичный мне образ  моих действий.  Думаю, что так поступают все.

-15--         О том, почему мы суетимся.   Мы всё время что-то делаем, например: болтаем, покупаем, моем посуду, смотрим телевизор,  спим, а это тоже дело с целью отдохнуть, для чего нужно отключиться о бодрствования.  Почему-то простое спокойное состояние нам претит, мы начинаем  думать, анализировать, хотим  что-то понять.  Мы не умеем просто быть,  то есть не делать руками и ногами движений, имеющих конкретную цель и не пытаться вспомнить что-то или понять что-то.  Просто быть – это состояние созерцания, когда нет цели или намерения, нет никаких желаний, нет углубления в себя, когда вспоминается разное, нет фантазий и мечтаний.  Простое спокойное состояние, когда воспринимается  лишь своё спокойствие и безмыслие, и нет чувств  и любых реакций на внешнее и внутреннее.  Трудно в нашей жизни добиться таких минут полного спокойствия.  А зачем это, что оно даёт нам?  Мне что-то неназываемое словами даёт, например бОльшую уверенность в себе,  формируется,  но ощущается позднее новое понимание жизни и себя.  Некоторые виды акул должны плыть, чтобы не утонуть – опуститься на дно. Человек – как эти акулы должен всё время суетиться, чтобы не чувствовать дискомфорт от текущей мимо жизни. Самое сложное в созерцании – это постоянное ощущение своего сознания. Оно, конечно в голове, но впечатление такое, будто ты поднимаешь его от ступней и держишь силой воли в груди и выше.  Что делает сознание?  Оно ничего не делает, кроме осознавания своего присутствия.  Мы в это время, как «тонущие » акулы опускаемся в темноту нашей глубины, где можем что-то ощутить и почувствовать, как припомнится нам позднее, когда мы начнём  суетиться, то есть выйдем из медитативного  состояния. 

-16--        О состоянии невыносимости.   Это очень страшное для меня состояние.  Оно настигает, когда я пытаюсь заснуть и не могу.  Почему бы просто не лежать в постели, не испытывая отчаяния?   Можно же вспоминать или мечтать о чём-нибудь приятном, что я и делаю иногда. Но бывают случаи, когда не можешь долго лежать, садишься и  сидишь, и тебя не корёжит как недавно, когда лежал.  Я не понимаю, что меня так беспокоит, что я не могу просто лежать?  Немного подумав об этом,  я решил, что это беспокойство -  одно из возможных состояний человека и лучше бы в него не попадать.  Как его избежать: можно просто сесть и сидеть на постели, можно почитать, или что-то поделать, например: прибраться или помыть посуду. Все эти простые занятия прогоняют непонятный протест против простого лежания, иногда, когда не спится.  Человек – сложный комплекс возможностей, то есть состояний.  Некоторые из них противопоказаны для здоровой психики и нужно научиться в них не попадать.  Мы же умеем не пить алкоголь до потери сознания, умеем не врать в тех случаях, когда нас смогут тут же уличить  во лжи и так далее.  Мы привыкли переключаться между приятными и радостными состояниями: туристический поход с песнями под гитару и купаниями в чистых лесных озёрах,  театры,  фильмы,  книги,  еда,  общение и так далее. Неудивительно, что есть ряд и невыносимых состояний, которые нужно избегать.

-17--   О личном и общественном.  Мы работаем на заводе, в армии, больнице, и так далее. Всё это   проявления общественной формы в нашем личном бытии.   Есть, однако, например Лев Толстой,  Мандельштам,  художник Серов, композиторы Чайковский и Антон Рубинштейн и другие, кто не был повязан  отношениями с профессиональным или другим общественным сообществом.  Они работали не для своих начальников, как это делают рабочие и инженеры, врачи и учителя и так далее, они работают от себя и для себя. Но плоды их труда так заметны и важны, что все их знают.  Чем принципиально отличаются их деятельности.  Те, кто работает под управлением начальства, слышат указания: « Мне это не нужно, Мне нужно то»   Те, кто работает от себя и для себя не подчиняются тирании начальников, они делают то, что их натура им велит, как звери, которые всё делают для себя.  Основную массу людей со школы приучают подчиняться и выполнять только заданное.    В каждой профессии есть  оба типа делателей. Ест врачи с дипломами и лицензиями, но есть и народные целители.  Есть эстрадные и оперные певцы, работающие в организациях, управляющих ими. Но есть и авторы-исполнители: Высоцкий, Кукин, Клячкин и так далее.   Писатели, композиторы, поэты – лучшие из них работали не под начальством, а для себя и от себя.   Военные  - все трудятся под начальством, но лучшие стараются  работать на результат, что приводит к репрессиям со стороны  вышестоящих,  для которых важен не результат, а субординация, заискивание со стороны нижестоящих.  (пример – генерал Иван Попов)  В присяге это зафиксировано: не победа нужна, а строгое подчинение командиру.   Когда-то помещики были производителями сельско-хозяйственной продукции. Они работали на себя, но государство нашло формы получения от них дохода для себя.  Эти времена в прошлом, нынче власть силой забирает то, что она объявила свои доходом у тех, кто работает на себя.   Я думаю, что вопрос как быть с теми, кто работает на себя, сколько забирать от них в качестве налога – сложный вопрос.  Нельзя впадать в крайности.


Рецензии