Гром небесный. ДБ 3 Ил 4
В одной из тематических групп в «Одноклассниках» промелькнуло предложение посмотреть фильм под названием «Гром небесный». ДБ-3 (Ил-4)». Первые минуты просмотра, честно скажу, произвели неоднозначное впечатление. Из-за нехватки времени пришлось просмотр отложить, а когда решился его досмотреть, то ссылка исчезла. Но в youtube фильм нашелся… смотрел его молча и в душе закипало… Оставить этот конъектурный шедевр двухтысячного года выпуска, замешанный на исторических фактах, но интерпретированных на «изнанку», без комментария я просто не смог…
Первая же реплика комментатора, что дальнебомбардировочная авиация несла невосполнимые потери, в следствии чего сталинский приказ на запрет использовать ее днем, а только применять ночью, оказывается игнорировался в полках из-за того, что наши летчики в массе своей не умели летать ночью, ввергла меня в недоумение: а знатоки ли создавали этот фильмец, а может профессиональные извращенцы истории?
Первые же вылеты дальнебомбардировочной авиации чуть ли на следующий день после начала войны были именно ночные и в глубокий тыл противника при минимальных потерях от рук его… Это исторический факт, зафиксированный в ЖБД полков и дивизий, и в их исторических «формулярах» после Победы. А летать днем ДБА пришлось от нужды: во-первых, только ДБА и была в сохранности и укомплектованной; во-вторых, ДБА использовалась для сдерживания танковых армад противника, рвущихся к Ленинграду, к Киеву, к Москве … Если больше некому, то «никто, кроме нас»! Потери ДБА несла в этот период огромные… но восполняемые, как матчасти, так и в личном составе. Летный состав терял машины, но тому, кому везло, возвращались в свои части и продолжали громить врага… но «…плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля…» Были случаи, когда это случалось по нескольку раз, но кому посчастливилось остаться в живых, те были «заговоренные» и дотянули до Победы. А когда враг под Москвой был разбит, то в марте 1942 г. произошла реорганизация ДБА в АДД с переходом на ночное ведение боевой работы, как и было предусмотрено до войны. Задача, поставленная перед ДБА, была выполненной! Выходит, и кадры для этого были, и действенные методы их подготовки, и авиапромышленность была способной выпускать для этой цели Ил-4, удобный и не дорогой в производстве, в необходимом количестве.
Что же касается подвига Николая Гастелло, то о какой братской могиле может идти речь, если это был огненный таран в гущу заправляющихся танков противника? И Маслов тут точно ни при чем, он летал в другое время и был сбит над тем же местом, что говорит только о количестве танков врага: они «ползли» днем и ночью… Экипаж Маслова погиб при падении бомбардировщика на землю за дорогой, по которой двигались вражеские танки, поэтому и тела летчиков сохранились и были местным населением похоронены в братской могиле на месте падения самолета. Да и реплика, что советская пропаганда пересадила Гастелло с бомбардировщика на истребитель, дабы подчеркнуть намеренность сокрытия истинных потерь, не выдерживает критики. Моей первой прочитанной от корки до корки книжкой, что случилось летом аж 1964 г. после 1-го класса, была именно о подвиге Николая Гастелло. Отец меня хвалил за сей «подвиг» не столько за прочтение, а скорей за тематику выбранной книжки, а там картинки были именно Дб-3ф, и он об этом все знал… Выходит советская пропаганда ничего не скрывала…
Весьма противоречивы рассуждения в фильме насчет тактики дневных полетов ДБА. Днем, как видно из нарезки хроники, ДБ-3 (Илы) летали плотным строем, состоящей из троек, а тройки образовывали девятки, а девятки ужу группу. Из слов комментатора – это делало наши Илы уязвимыми как для ЗА, так и для истребителей противника, и тут же и одиночные Илы были, оказывается, легкой добычей для врага. Комментатор указывает на горький опыт Зимней кампании 1939-40 годов, когда два финских истребителя подбили в одном воздушном бою аж семь наших Дб-3 по причине совершения боевого полета днем и, главное, строем! Но вот вопрос – а как тогда летать? Строем нельзя, одиночно тем более!
Ответ весьма прост – эти доводы ничто иное, как поклеп на советскую ДБА и не важно на чем летали наши «неумелые» летчики: на Дб-3 или на Ил-4, все едино – ДБА к 42-му была уничтожена, а жертвы оказались напрасными. Летали бы ночью, было бы все иначе, но не умели…
Семь Дб-3 из 6-го дбап в Финскую войну были сбиты как раз из-за того, что группа не сумела сохранить строй, распалась на одиночные мишени, а учитывая то, что были еще проблемы со стрелковым вооружением и не было 4-го члена экипажа –воздушного стрелка, защищавшего нижнюю полусферу Дб-3, и случилась эта трагедия. Плотный строй группы позволял не подпускать вражеские истребители к бомбардировщикам, так как в защите группы участвовали стрелки нескольких экипажей сразу. И это главное. Групповой сброс бомб с высоты выше действия вражеской ЗА позволял накрыть цель с необходимой кучностью. А при бомбардировке линейных объектов, к примеру, колонны танков на маршруте, группа распадалась и бомбометание происходило индивидуально, что мешало ЗА прицельно вести огонь: по группе это делать было удобно, да и при обстреле ЗА над целью вражеских истребителей не предвиделось. Специфика ведения боевой работы ДБА исковеркана авторами этого «шедевра» на полную…главное сослаться на факт, а интерпретируй потом его как изначально надумано…несведущий смотритель «схавает» за чистую монету и будет убежден в правоте сей шедевр преподносящего…
Какая-то не здоровая тенденция наблюдается в последнее время по поводу налетов наших бомбардировщиков на Берлин в августе-сентябре 1941 года. Что не предложат, то повсюду какие-то ляпы. Да и авторы этого фильма постарались на полную, дескать кроме пропаганды эти налеты ничего существенного не имели, а потерь было «выше крыши», полки Преображенского и Щелкунова вернулись с Эзеля «потрепанными на нет».
Во-первых, не полки, а оперативные группы: группа Преображенского от КБФ – это морская авиация, а группа Щелкунова, подкрепленная затем группой Тихонова – это как раз ДБА. А во-вторых, задача воздушных налетов на Берлин вполне технически выполняемая для Дб-3 (КБФ) и Дб-3ф (ДБА) с Эзеля: 1800 км за 6 часов лета при полном радиусе действия Дб-3 в 1500 км технически очевидно! Правда использовались машины не с заводского конвейера, как предполагалось, а уже изрядно потрепанные. Этим и объясняются трагические казусы при взлете с подвеской 500 кг бомб, в чем и убедился Коккинаки, направленный Сталиным на Эзель для присмотра. А вот использование Тб-7 и Ер-2 не совсем удалось, на то свои причины и это другая тема.
И что стоит мэм комментатора, мол Дб-3 не строем летели до Берлина, а рассыпались на маршруте, добираясь до Берлина, а отбомбившись возвращались, кто, как мог? Очевидное, как всегда передернуто и спущено на уровень негатива. Очевидно, что при воздушных налетах на Берлин в 41-ом преследовалась чисто пропагандистская цель, и она была достигнута. А ночью лететь строем нет смысла, и до цели каждый экипаж добирался самостоятельно, но к заданному времени, уповая на штурмана, в этом вся «фишка» и это очевидная специфика ночных полетов! Летчик ночью летит по приборам по курсу штурмана, но если летчик понимал, что машина «сбрыкнула», то только он и решал - лететь на основную цель или на запасную, или вернуться, не отбомбившись, на базу, но опять-таки по штурманскому новому курсу.
Комментатор, ссылаясь на Молодчего, утверждает, что управлять Дб-3ф «Ил-4» было сложно: - «Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать, или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днем, при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлет считался одним из самых сложных элементов полета». И ни слова о том, что вторым пилотом, что практиковалось весьма часто, мог быть штурман.
А также ни слова о живучести Дб-3 (Ил-4). Вот что вспоминал об этом другой дважды Герой Советского Союза В. Осипов. В начале войны семерка наших бомбардировщиков вступила в смертельную схватку с пятнадцатью «мессерами». Осипов возвращался на израненной машине домой. «Самолет весь в пробоинах, от потока воздуха задирается обшивка, течет бензин и масло, но самолет не горит: спасает баллон с углекислым газом, который я правильно использовал». А тут еще одна атака вражеского истребителя и вражеский снаряд оторвал треть лопасти винта правого мотора. Двигатель пришлось выключить, чтобы от тряски не развалился самолет... Когда Осипов дотянул за линию фронта и сел на окраине села, на его машине не было живого места. «376 пробоин от пуль и снарядов оказалось недостаточным, чтобы сделать самолет неуправляемым», — с изумлением писал Осипов.
Кстати будущий командир 109-го ап ДД Юспин, участник налетов на Берлин в 41-ом, привел свой Дб-3ф на Эзель из центра Берлина на одном двигателе…
А когда начинают сопоставлять Ил-4 с Б-25, так это вообще ни в одни ворота… Те задачи, которые были возложены на метало-деревянный отечественный «монстр» «монстр» и выполнял…а что возлагалось на «американца», то отечественный уже выполнил…сличать нормальный сотовый телефон с первым подобием смартфона – это не уважать… сотовую связь…
А теперь задайте простой вопрос – если бы не было этого «скверно управляемого черта» Дб-3ф (Ил-4), если бы они, Дб-3ф, полками не горели в первые месяцы войны по дважды за месяц, даже на часы замедляя темп продвижения танковых армад противника, если бы не было подвигов типа «Гастелло», и не случились бы пропагандистские налеты на Берлин в 41-ом, мог бы состоятся разгром врага под Москвой? А ведь это неотъемлемые составляющие Победы…
Свидетельство о публикации №225073101969