Чешский Крумлов

«Некоторые города мы запоминаем не по достопримечательностям, а по вкусу первого глотка.»

Всю ночь шёл дождь, и утром, отдёрнув занавеску, я увидела серое небо, затянутое плотными тучами. Было достаточно прохладно, сыро, и совершенно не хотелось никуда ехать. Хотелось снова забраться в постель, уютно свернуться, подоткнуть под себя одеяло и позволить сетям Морфея утянуть себя в мутные глубины упоительного сна. Но в то самое время раздался телефонный звонок, и приятный мужской голос сказал:
— Morning!

Я и забыла, что вчера вечером мы просили на ресепшене нас разбудить. Трубка продолжала говорить, сообщая, что утром нас будет ожидать гид и машина — для поездки, которая была запланирована ещё в Ташкенте, когда мы заказывали тур.

«А в Ташкенте сейчас одиннадцать утра… и солнце… и тепло… и дыни… и арбузы…» — подумалось мне. А здесь холодно и неуютно. Но экскурсию мы забронировали, а значит — надо вставать, ехать, смотреть, потому что не спать же мы приехали в Европу.

Надо будить семью, прилагать титанические усилия, повторять десять раз, что нужно вставать, делать страшные глаза и напрягать голос. Сделала, напрягла, раскачала, подняла.

— Может, никуда не поедем? А останемся на целый день в номере, заварим чай и будем играть в карты? — слабый отблеск надежды сквозил в вопросе моего мужа.

Может, так и надо было поступить? Но нет — здравый смысл и рассудок победили. Мы быстро собрались, позавтракали и спустились в холл отеля, где в белом прозрачном плаще стояла женщина — наш гид, — и рядом с ней водитель. Они сразу выделили нас из всех, кто был в холле, и закивали головами. Русский — русского видит издалека! Хотя нет: русского видит и отличает каждый иностранец — причём безошибочно. Но об этом чуть позже...

Мы сели в минибас и поехали по узким улочкам Праги, выбираясь на окраину. Нам предстояло ехать до намеченной цели около трёх часов. Пока мы ехали, наша гид Ольга, живущая в Праге уже десять лет, рассказывала и показывала местные достопримечательности, говорила о народе, их национальных особенностях, рассказала несколько сплетен, «проехалась» по олигархам и политикам местной власти, вспомнила наводнение, которое произошло прошлой весной и порядком напугало чехов, посоветовала, что купить и где пообедать — в общем, дала исчерпывающие ответы на все наши вопросы.

Чем дальше мы удалялись от Праги, тем погода становилась лучше. Мелкий дождь прекратился, облака стали прозрачнее, и постепенно из-за них выплыло сияющее солнце, которое осветило прекрасные виды, проносящиеся за окном нашего автомобиля.

— Кто-то из вас счастливый? — сказала Ольга-гид. — Погода улучшается, и вам будет особенно интересно посмотреть замок, к которому мы едем.

«Что за вопрос — кто счастливый?!» — каждый из нас горделиво приосанился, ведь каждый считает себя личностью исключительной и, разумеется, счастливой.

Мы счастливы вместе! — пронеслось у меня в голове. Ругаемся, ссоримся, ищем виноватого, ревниво смотрим друг на друга, но в результате приходим к общему знаменателю и становимся умиротворёнными, радостными, счастливыми. Эти состояния войны и перемирия очень свойственны нашей семье.

Я смотрела на дорогу, по которой мы ехали. Поражали красивые пейзажи: леса, тонущие в изумрудной зелени, озёра, на которых стайками плавают маленькие уточки, белые лебеди, скользящие по стеклянной глади воды. Маленький оленёнок, выбежавший из леса, замер в неподвижной позе и смотрел на дорогу. «Не ходи сюда, глупый!» — хотелось крикнуть ему. «Здесь опасность!» Но он и не пройдёт: чехи предусмотрительно натянули сетку, зная, что их леса кишат животными — братьями нашими меньшими. Подумали и о них. Всё разумно, человечно.

Едем дальше. Нашему взору открываются местные посёлки — ухоженные, красивые домики с черепичными крышами, всюду цветы, всё аккуратно, чисто, эстетично. Здесь поселились голландские пенсионеры. Им понравилась эта земля — они приехали, построили дома, посадили деревья и цветы, образовав деревню. И живут себе. Невольно думаешь о наших пенсионерах, старость которых нередко проходит в нищете и безысходности...

Налюбовавшись красотами чешской земли, мы подъезжаем к Чешскому Крумлову — небольшому чешскому городку, главной достопримечательностью которого является замок, построенный в XVII веке. Поднимаемся по крутой горе вверх — и перед нашими взорами открывается совершенно восхитительный вид на город с высоты замка Крумлова.

Яркое, синее небо, крыши домов, острые шпили башен, внизу — мутная река, извивающаяся крутыми порогами. Всё как из сказки:
Жил-был царь с царицею, и было у них три сына... — красота сказочная!

Мы ходим по замку. Толстые крепостные стены, комнаты, где жили знатные особы. Конечно, по сегодняшним меркам всё очень примитивно. Да и в представлении, которое рисуешь себе — замок должен быть с огромными залами, золочёными тронами и высокими-превысокими потолками. Но нет. Всё немного не так: довольно просторные, но вполне обычные комнаты, не с высокими потолками, и обстановка очень простая, без особых изысков.

Вот только аура... дух, который витает здесь… Чувствуется, что время спрессовано в этих стенах, в полукруглых арках. Нарисованные гербы несут в себе мрачную историю: войн, междоусобиц, сражений за первенство, браков, объединяющих семьи для упрочения своего могущества.

На стенах — портреты женщин. Их лица внимательно смотрят на нас из далёкого прошлого: с интересом, испугом, грустью и тоской своей судьбы. Что мы можем знать о них — тех, кто взирает на нас с портретов? Были ли они счастливы? Чем жили? Чего хотели от жизни?

Там, где ступала туфелька знатной дамы, где её изящная ручка отворяла ящички шкатулок, выбирая украшения к вечернему ужину — о чём она думала? Могла ли представить, что пройдут сто-двести лет, и сюда будут приходить туристы в шортах и майках, а в просторных некогда комнатах будут звучать голоса гидов, рассказывающих об их родословной?.. Время. Вечность струится. И только здесь оно приостановило свой бег, затаилось — и даёт возможность прикоснуться, почувствовать его силу и мощь.

Лично я чувствовала себя в этом замке как дома. Всё здесь было мне привычно, как-то даже по-домашнему... Может, потому, что потолки замка выглядят точно так же, как у моих родителей дома. Не знаю. Но есть такие места на земле, где чувствуешь себя спокойно, будто бывал здесь не раз. Думаю, каждый из нас испытывал такое чувство в своей жизни.

Осмотр замка окончен. Мы спускаемся вниз, в городок Крумлов, где течёт мутная, достаточно бурная река. По ней спускаются на лодках и байдарках «любители», преодолевая резкие спуски. За всем этим увлекательным действием можно наблюдать, уютно устроившись в ресторанчике на берегу.

Это мы и сделали — пробуя оригинальный чесночный суп с сухариками, поедая жареную утку с гарниром из свёклы и запивая всё это прекрасным тёмным пивом.

Кстати, о пиве. Местное пиво в Чехии пьётся удивительно легко. Сортов — неисчислимое множество: у каждой местности — своя рецептура, свой характер и даже своя легенда. Пьют пиво здесь круглый год, и, кажется, с юных лет умеют в нём разбираться. Мы с удовольствием дегустировали разные виды, и особенно мне запомнился сорт с длинным, заковыристым названием — слышала его и раньше, в каких-то рекламных роликах у нас по телевидению. Что-то в духе «великосветский... козёл». Почему именно «козёл» — так и осталось для меня загадкой. Но вкус у пива оказался достойным — насыщенный, мягкий, с лёгкой горчинкой и каким-то своим, чешским шармом.

Мы не пожалели, что поехали в такую даль. Напротив, мы были рады, что не позволили себе расслабиться и уступить лени, остаться в номере, проводя день за глупой игрой в карты. Мы были очень уставшими, но счастливыми. Потому что увидели, прикоснулись к чему-то вечному — к тому, что остаётся в памяти как лучшие мгновения жизни. Те самые, что перебираешь, как ценные жемчужины, заботливо сложенные в шкатулке воспоминаний.


Рецензии