Сюрприз
-- О-ооо, -- оживились гости. – Какой чудесный вечер, ты нас просто балуешь. И стол великолепен, и компания, а сейчас ещё и сюрприз. Мы в ожидании… Просим, просим. Хотим сюрприз!
-- Давай, Гошенька, -- обратилась хозяйка к сыну, десятилетнему мальчишке, весь вечер тихо просидевшему в кресле в углу гостиной.
Мальчик с притворным неудовольствием покинул насиженное место и подошёл к матери, теребя в руках школьную тетрадку.
-- Знаете, у Гошеньки в гимназии организовали очень интересный факультатив, -- мама с гордостью пригладила взъерошенные волосы сына. – Этикет. Представляете? Такие крохи, а уже этикет изучают. Мы в его годы даже слова такого не знали.
-- О, интересно, -- встрепенулись гости. – Действительно интересно. А в чём сюрприз?
— Вот мы с вами весь вечер общались, а Гоша следил за нашим поведением. Ты внимательно следил, сынок? И вот сейчас он ознакомит нас с результатами своих наблюдений. Это, кстати, его домашнее задание на завтра. Давай, сыночек, мы ждём.
Гоша раскрыл тетрадку и начал чтение.
-- Поведение в гостях и за столом. В гостях нужно вести себя культурно и не шептаться. И громко не говорить. А тетя Света говорит всё время очень громко и много, и всегда всех перебивает. И еще громко смеётся сама себе, даже когда совсем не смешно.
При этих словах все, сидящие за столом, повернулись к одной из женщин – яркой блондинке с глубоким декольте.
-- Ну всё, Светочка, попала ты в историю. Завтра молодое поколение будет обсуждать тебя на факультативе, -- усмехнулся один из гостей и подмигнул мальчугану. – Досмеялась, похоже…
-- А я ничего не боюсь, -- деланно расхохоталась героиня первого наблюдения. – Пусть обсуждают. Если бы я не говорила, тут бы вообще гробовая тишина стояла. Как на поминках. Да, признаюсь, обожаю быть в центре внимания, вот муж не даст соврать. Меня за это и любят в гости приглашать. Зато со мной не скучно. Разве не так?
-- Возможно, не всё стоит говорить, что в голову приходит, -- несмело пробормотал муж. – Ты действительно никому не даёшь слова сказать.
-- Ну хватит, хватит, не ссорьтесь, -- засуетилась порозовевшая хозяйка дома. – Это же ребенок, что с него взять. Воспримем это как шутку. Давай сыночек, продолжай.
Переглянувшись и с трудом подавив улыбки, гости снова обратили заинтересованные взоры на Гошу.
-- Дядя Боря несколько раз ходил в туалет, а руки потом не мыл, -- прочитал мальчик. – Просто сел опять за стол и стал есть.
-- Да мыл я руки! -- возмущенно прокричал худощавый высокий мужчина и даже поднял обе руки словно в доказательство. – Ну честное слово, мыл!
-- А что я говорила, позорище? -- сквозь зубы процедила сидящая рядом его супруга. – Если тебя силком к умывальнику не подвести, ты ни в жизнь не умоешься. Доигрался. Какой стыд! Хорошо еще, что все свои…
-- Ну вот, дорогой, слышал? – залилась громким смехом Светлана и толкнула локтем мужа. – Да, я смеюсь, и кому от этого плохо? Зато руки мою регулярно по сто раз на день и микробы не разношу после уборной.
-- Так я, кстати, там вообще ни к чему не прикасался, -- продолжал оправдываться дядя Боря. – Я, простите за интимную подробность, сидя писаю. Руками ничего не трогаю!
-- О, Боже, -- прошептала в отчаянии его жена и закрыла лицо ладонями, в то время как остальные гости брезгливо поморщились.
-- Вечер, похоже, перестаёт быть томным, -- усмехнулся Геннадий Петрович, сидевший как самый почетный гость рядом с хозяйкой дома. – По-моему, сюрпризик удался на славу. Может, закончим его и перейдем к торту?
-- И это правильно, -- поддержал его гость в вязаном свитере. – Пацану спасибо, а мы давайте-ка лучше выпьем.
-- Ну уж нет, -- тётя Света, по-прежнему смеясь, замахала руками. – Пусть продолжает. Конечно, о других ерунду всякую слушать можно, а о себе правду никто не хочет знать. Прямо как в книжке про Незнайку, где он стишки сочинял про своих друзей. Хочу продолжения. Что там у тебя еще, культурный ты наш?
-- Ну, а мне эта хрень тоже не очень нравится, -- мужчина в свитере вытащил из кармана брюк пачку сигарет и поднялся. – Блеснул ребенок наблюдательностью, завтра свои десять баллов получит за домашнее задание, и достаточно. Мы оценили.
-- А вы, дядя Саша, все время матные слова говорите, -- обратился к нему мальчишка, снова заглянув в тетрадку.
-- Я?! Матные? Да никогда. Я, мальчик дорогой, литературный редактор, и у меня с речью всё в порядке.
-- А вот и нет, -- настаивал Гоша. – Я всё записал. Вот вы говорили – херня, растудыт твою мать, сволочь…
-- Сынок, ты не органичен, -- одёрнула ребёнка хозяйка дома. – Нельзя спорить со старшими, и сволочь -- не матное слово. Вернее, не матерное. Ты не прав!
-- А ты знаешь, мистер всезнайка, что писал по этому поводу великий Чехов? – литературный редактор нервно смял пачку сигарет, засунул её в карман и снова сел. – Воспитанный человек – это не тот, кто не прольёт соус на скатерть, а тот, кто этого не заметит. Разницу понимаешь?
-- А я ничего и не сказал, что вы соус пролили, -- не унимался пацан. – Когда бутылку со стола брали.
-- Так, значит, соус всё-таки был? Зачётно, малыш, зачётно. Уважаю. У меня такое мнение, что в этой веселой компании я один экзамен по этикету сдал. Даже неловко как-то, -- Геннадий Петрович удовлетворенно откинулся на спинку стула. – А приятно, чёрт возьми, чувствовать себя самым культурным…
-- А вы, дядя Гена, всё время щипали мою маму, -- не унимался Гоша.
-- Поднять руку на женщину? Мне?! Ты что-то путаешь, малыш. Быть такого не может!
-- А я не говорил, что вы поднимали руку. Вы маму внизу, под столом щипали.
Тётя Света как обычно громко расхохоталась, а остальные гости, оживившись, заговорили все сразу – как щипал, за что, когда, за какое место?
— Вот за это и за это, -- мальчик похлопал себя сначала по ягодице, а потом по бедру. – Я всё видел. В гостях по этикету нельзя никого щипать.
-- Гоша, прекрати сейчас же. Что ты несёшь! -- хозяйка покрылась пятнами от гнева. – Быстро в свою комнату! Хорошо, что папа в командировке, он бы тебе задал.
-- Не задал бы. Потому что всегда с набитым ртом говорит, и у него носки воняют. Ты сама много раз говорила, что они пахнут как борщ у тёти Любы.
-- Так у меня, оказывается, борщ носками воняет, -- медленно и сурово проговорила полноватая женщина, до сих пор с нескрываемым удовольствием внимающая ребёнку. – Неожиданно. Вот почему ты постоянно ко мне в гости набиваешься, рецепты записываешь. Борщ, значит, воняет… Что ж, извинения просить не буду, но мне, кажется, тут делать больше нечего. Оставайтесь со своими носками, этикетами и сюрпризами. Торт ешьте сами или лучше передайте учительнице по этикету, она, судя по всему, суперпрофессионал. Заслужила.
Тётя Люба поднялась, швырнула на стол салфетку и вышла из-за стола.
-- Люба, ну погоди, не уходи, пожалуйста. Ты всё не так поняла, -- бросилась к ней хозяйка.
— Это ты своему мужу будешь объяснять, когда я про щипки Геннадия Петровича ему расскажу.
-- Да не было ничего, пацану показалось, -- заволновался Геннадий Петрович. – Ну, может, случайно один раз задел рукой, а малец не так всё понял.
-- Пожалуй, и нам пора, -- супруга дяди Бори тоже поднялась и потянула за собой мужа. – Чудесный вечер получился. Тёплый и очень познавательный. Узнали много интересного.
-- Ну, дамы, дамы, что вы всполошились? Бросьте, стоит ли обращать внимание на несмышлёныша? Это же всё херня, пардон -- чушь, -- литературный редактор дядя Саша опрокинул в себя рюмку водки и тут же наполнил её снова. – Хорошо же сидели. Я так уже ничего и не помню.
-- Зато мы прекрасно помним, -- ехидно хохотнув проговорила тетя Света. – У нас в отличие от тебя мозг алкоголем еще не затуманен. Мы тоже уходим, тем более что смех мой тут кое-кого раздражает. Веселите себя сами, если сможете. А мы люди простые, с этикетом незнакомые. Руки на прощание не подаю, вдруг не только один Борис после туалета не моется. Фи, гадость какая…
Званый вечер закончился совсем не так, как предполагала хозяйка. Сюрприз, на который возлагала она большие надежды, провалился. Гости расходились молча, не прощаясь и не глядя в глаза друг другу, угрюмые и разозлённые.
Торт так и остался нетронутым. Убирая его в холодильник, хозяйка дома рыдала почти в голос, а довольный Гоша в детской старательно переписывал начисто свой отчёт по наблюдениям. С абсолютной уверенностью, что учительнице сюрприз точно понравится, и десятка по этикету ему обеспечена…
Свидетельство о публикации №225073100572
Не зря еще давно было отмечено: "Устами младенца глаголет истина". Хотя потом жизнь научит не рубить правду-матку сплеча.
Рассказ глубже того смешливого сюжета, который читается с "первого раза". Вот на мой взгляд - мальчик недобрый, а мама его - недалекая женщина. Понятно, что все люди несовершенны, в том числе, и сам мальчик, и его мама. Но у меня создалось впечатление, что мальчик целенаправленно искал подобные вещи. Чтобы прилюдно - осмеять, опозорить. А что получилось в итоге? А ничего хорошего. Все в грязи и только сам мальчик с его мамой - в "шоколаде".
Вот так у меня прочиталось.
Ваша Лена 01.08.2025 11:39 Заявить о нарушении