Павел и Каббала

Что сближает Павла и Каббалу?
Мистика Восхождения
Павел в Послании к Коринфянам говорит:

«Знаю человека во Христе, который... был восхищён до третьего неба» (2 Кор. 12:2)

— это ясный образ восхождения души, подобный подёму по сфирот от Малхут к Кетер в каббалистическом Древе Жизни. Подобно "меркаве" (колеснице) в Эзотерической Каббале, Павел восходит в божественные сферы, где слышит "неглаголанные слова", тайны, которые нельзя передать.

Учение о Теле Света и Адаме Кадмоне
Павел пишет о новом Адаме:

«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47)

Это отражает каббалистическую идею Адама Кадмона — первочеловека, сотворённого из света, идеального образа, предшествующего грехопадению. Христос в этом смысле — проявление Адама Кадмона, Спасителя, восстанавливающего целостность.

Разделение на три уровня человека
Павел различает:

телесного человека (психикос)

душевного

духовного (пнеуматикос)

В Каббале этому соответствуют:

нефеш (животная душа)

руах (дух разума и нравственности)

нешама (высшая душа)

ДАЛЕЕ: Скрытая и явная Тора:

Павел различает букву и дух закона:

«Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6)

Это как в Каббале: пшат (буквальное), ремез, драш, сод (тайное) — четыре уровня Писания (Пардес). Павел наставляет искать «сод» — сокровенную сердцевину Закона.

Тайна Мессии и Искупления
В послании к Ефесянам он говорит:

«дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10)

— здесь звучит сод: тайна Мессии, тайна Искупления, раскрытая не всем, но «совершенным».


Рецензии