Павел и Каббала
Мистика Восхождения
Павел в Послании к Коринфянам говорит:
«Знаю человека во Христе, который... был восхищён до третьего неба» (2 Кор. 12:2)
— это ясный образ восхождения души, подобный подёму по сфирот от Малхут к Кетер в каббалистическом Древе Жизни. Подобно "меркаве" (колеснице) в Эзотерической Каббале, Павел восходит в божественные сферы, где слышит "неглаголанные слова", тайны, которые нельзя передать.
Учение о Теле Света и Адаме Кадмоне
Павел пишет о новом Адаме:
«Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47)
Это отражает каббалистическую идею Адама Кадмона — первочеловека, сотворённого из света, идеального образа, предшествующего грехопадению. Христос в этом смысле — проявление Адама Кадмона, Спасителя, восстанавливающего целостность.
Разделение на три уровня человека
Павел различает:
телесного человека (психикос)
душевного
духовного (пнеуматикос)
В Каббале этому соответствуют:
нефеш (животная душа)
руах (дух разума и нравственности)
нешама (высшая душа)
ДАЛЕЕ: Скрытая и явная Тора:
Павел различает букву и дух закона:
«Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6)
Это как в Каббале: пшат (буквальное), ремез, драш, сод (тайное) — четыре уровня Писания (Пардес). Павел наставляет искать «сод» — сокровенную сердцевину Закона.
Тайна Мессии и Искупления
В послании к Ефесянам он говорит:
«дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10)
— здесь звучит сод: тайна Мессии, тайна Искупления, раскрытая не всем, но «совершенным».
Свидетельство о публикации №225073100828