Мариуполь 3 года спустя
Что же «Азовсталь» представляет собой сейчас? Руины. Нет ни одного уцелевшего здания, хотя ранее их количество исчислялось десятками. И попасть на территорию завода сейчас не представляется возможным. Велики как опасность обрушения конструкций, так и риск наткнуться на неразорвавшийся боеприпас.
Глава ДНР Денис Пушилин в интервью «РИА Новости» заявил, что предприятие восстанавливаться не будет: «В силу обстоятельств завод «Азовсталь» получил серьёзнейшие повреждения, и в том виде, как он был, его восстанавливать нецелесообразно». «Соответственно здесь открываются для нас возможности дополнительные по развитию туризма, по развитию курортной составляющей туристического направления. У Донецкой Народной Республики 124 километра береговой линии, и было бы грехом этим не воспользоваться», – добавил Пушилин.
Впрочем, на реализацию этих планов уйдёт, видимо, немало времени.
Когда бои закончились, власти подсчитали, что разрушенными в городе оказалось около 90% многоэтажных домов и более 60% частных. То есть Мариуполь без преувеличения представлял собой руины. Но сейчас он постепенно восстанавливается, пусть ещё слишком многое напоминает о том, какой ад здесь творился. Следы осколков повсеместны: они на стенах домов, деревьях, даже урнах.
До начала боевых действий в Мариуполе проживали около 450 тыс. человек. Из которых половина была русскими, половина считала себя украинцами, однако город на 95% был русскоязычным. Если же и звучала в городе украинская мова, то местные понимали: это скорее всего приезжие из западных областей. Однако киевский режим решил изжить из Мариуполя всё русское. Принудительно украинизировал город, навязывал чуждую речь его жителям, начиная с самых маленьких: мова внедрялась в детских садах и школах, на ней издавались учебники, и дети не понимали написанного в них, но были вынуждены учить чужой для себя язык.
А потом был 2014 год. Народ в Донбассе восстал, и Мариуполь даже какое-то время побыл свободным, но всё-таки оказался оккупированным головорезами из нацистского батальона «Азов»**.
А потом наступил 2022-й. И многие из остававшихся в Мариуполе жителей оказались заложниками у украинских карателей. Не было ни коридоров эвакуации, ни гуманитарной помощи, людей выкидывали из квартир и домов. А затем их начали убивать.
Аэропорт Мариуполя был превращён украинскими карателями в одну огромную тюрьму. Сюда свозили всех тех, кто, по мнению нацистов из «Азова»*, имел хоть какое-то отношение к чему-либо русскому или был не согласен с политикой киевской хунты. В аэропорту были обнаружены камеры с решётками на окнах, холодильники, использовавшиеся в качестве пыточных. Выжившие рассказывали, как нацисты измывались над ними, мучили удушьем, утоплением, насиловали. Рядом с аэропортом были организованы братские могилы, которые перед началом СВО украинские каратели постарались уничтожить в попытках скрыть свои преступления.
Отдельно хочется сказать о Донецком областном русском драматическом театре. Который всегда носил имя русского, но к 2014 году совсем перестал ставить постановки на великом языке. Украиноязычные же спектакли совсем не пользовались спросом у публики – посещаемость театра сильно упала.
16 марта 2022 года он был разрушен взрывом. Украинская пропаганда тогда старалась убедить всех, что удар был нанесён Российской армией. Однако вскоре после освобождения города выяснилось, что причиной взрыва стала детонация внутри самого здания, похоронившая под завалами 14 тел, преимущественно украинских боевиков, готовивших чудовищную провокацию с минированием театра.
По городу видно, что он постепенно оживает, начиная новую веху своей истории. Замолкли выстрелы, взрывы, строители разбирают завалы и возводят новые дома. Люди заполняют пляжи, загорают, купаются, дети прыгают с пирсов. Катера катают отдыхающих на бананах. В акваторию вернулись дельфины. Работают гостиницы, кафе, рестораны. В городе спокойно.
Конечно, нужно время, чтобы затянулись оставленные боями глубокие раны, чтобы Мариуполь отстроился заново, чтобы опять наполнился людьми. Однако уже сейчас каждый из нас может приехать сюда и встретить рассвет или проводить закат на замечательных пологих и песчаных пляжах удивительного города, на долю которого выпала большая трагедия, но который остался вопреки ей жить.
Свидетельство о публикации №225073100839