Лука и Каббала

Введение: Почему именно Лука?
Лука — не еврей, а эллин, врач и художник. И всё же, он пишет самое «иудейское» из всех Евангелий, по форме — почти мидраш, ибо:

Начинает с священника Захарии, потомка Аарона.

Говорит о обрезании Иисуса, очищении Марии, праздниках Торы.

Строит родословие до Адама, не к Аврааму, как Матфей.

Таким образом, Лука — «евангелист Адама Кадмона», первочеловека. И отсюда — каббалистический взгляд раскрывает жемчужины.

Основные Каббалистические мотивы у Луки
1. Четыре мира и четыре уровня понимания Писания (Пардес)
Вступление к Евангелию Луки:

«...я точно исследовал всё сначала, по порядку» (Лк. 1:3)

Это не просто литературная вежливость. Это — структурный намёк на порядок миров:

Асия — действия: повествование

Йецира — образы: символы

Брия — интуиция: пророчество

Ацилут — слияние: воплощение Слова

Так Лука даёт «по порядку» — от буквы до духа, от истории до мистерии.

2. Благовещение (Лк. 1:26–38) — нисхождение света Кетер
Гавриил, архангел света, нисходит к Деве — как луч из Эн Соф проникает в Малхут.

Мария — Малхут, Шехина, сосуд

Гавриил — Даат, несущий знание

Иисус — Тиферет, сердцевина древа

Так совершается зивуг — союз духовного и земного, высшая мистерия Творения.

3. Песнь Марии (Лк. 1:46–55) — Каббалистический гимн
«Величит душа Моя Господа…» — Нешама величит Эн Соф

«И вознёс смиренных…» — исправление мира (тиккун олам), переворот сфер, как учит Лурианская Каббала.

Это не просто поэзия, но духовная алхимия — душа соединяется с Источником.

4. Три ступени Искушения в пустыне (Лк. 4)
Превратить камень в хлеб — искушение через нефеш (желание)

Поклониться сатане — искушение через руах (власть, амбиции)

Броситься с крыши — искушение через нешама (гордыня духа)

Христос отвергает три клипы (нечистые оболочки) — и утверждает дерево жизни, не познания.

5. Невидимые встречи — Свет в Тени (Даат)
— Лука один рассказывает о учениках в Эммаусе (гл. 24), где Иисус идёт с ними «неузнанный».

Это — мистерия Даат, сокровенного знания:
Голос слышен, но Образ скрыт.
Только при преломлении хлеба — разломе сосудов — их глаза открываются.

6. Родословие от Иисуса к Адаму — и к Богу (Лк. 3:38)
«…Сын Адамов, Сын Божий»

Это восходящая лестница — обратное древо сферот, путь из Малхут к Кетер.
Адам — не просто праотец, а архетип человечества. Христос — новый Адам, или, каббалистически: Тикун Адам Кадмон — исправление первого образа.


Рецензии