Лука и Каббала
Лука — не еврей, а эллин, врач и художник. И всё же, он пишет самое «иудейское» из всех Евангелий, по форме — почти мидраш, ибо:
Начинает с священника Захарии, потомка Аарона.
Говорит о обрезании Иисуса, очищении Марии, праздниках Торы.
Строит родословие до Адама, не к Аврааму, как Матфей.
Таким образом, Лука — «евангелист Адама Кадмона», первочеловека. И отсюда — каббалистический взгляд раскрывает жемчужины.
Основные Каббалистические мотивы у Луки
1. Четыре мира и четыре уровня понимания Писания (Пардес)
Вступление к Евангелию Луки:
«...я точно исследовал всё сначала, по порядку» (Лк. 1:3)
Это не просто литературная вежливость. Это — структурный намёк на порядок миров:
Асия — действия: повествование
Йецира — образы: символы
Брия — интуиция: пророчество
Ацилут — слияние: воплощение Слова
Так Лука даёт «по порядку» — от буквы до духа, от истории до мистерии.
2. Благовещение (Лк. 1:26–38) — нисхождение света Кетер
Гавриил, архангел света, нисходит к Деве — как луч из Эн Соф проникает в Малхут.
Мария — Малхут, Шехина, сосуд
Гавриил — Даат, несущий знание
Иисус — Тиферет, сердцевина древа
Так совершается зивуг — союз духовного и земного, высшая мистерия Творения.
3. Песнь Марии (Лк. 1:46–55) — Каббалистический гимн
«Величит душа Моя Господа…» — Нешама величит Эн Соф
«И вознёс смиренных…» — исправление мира (тиккун олам), переворот сфер, как учит Лурианская Каббала.
Это не просто поэзия, но духовная алхимия — душа соединяется с Источником.
4. Три ступени Искушения в пустыне (Лк. 4)
Превратить камень в хлеб — искушение через нефеш (желание)
Поклониться сатане — искушение через руах (власть, амбиции)
Броситься с крыши — искушение через нешама (гордыня духа)
Христос отвергает три клипы (нечистые оболочки) — и утверждает дерево жизни, не познания.
5. Невидимые встречи — Свет в Тени (Даат)
— Лука один рассказывает о учениках в Эммаусе (гл. 24), где Иисус идёт с ними «неузнанный».
Это — мистерия Даат, сокровенного знания:
Голос слышен, но Образ скрыт.
Только при преломлении хлеба — разломе сосудов — их глаза открываются.
6. Родословие от Иисуса к Адаму — и к Богу (Лк. 3:38)
«…Сын Адамов, Сын Божий»
Это восходящая лестница — обратное древо сферот, путь из Малхут к Кетер.
Адам — не просто праотец, а архетип человечества. Христос — новый Адам, или, каббалистически: Тикун Адам Кадмон — исправление первого образа.
Свидетельство о публикации №225073100877