Классики - детская игра?
Кстати, говорят… Простите, пора уже перейти к конкретным цитатам, а то неприлично ссылаться на неизвестно кого.
Итак, известный поэт и художник Максимилиан Волошин высказался весьма странным образом относительно того, что такое воспитание: «Из всех преступле-ний человека самое страшное не убийство, самое страшное – воспитание».
Любой педагог пояснит, что воспитание есть система психолого-педагогического воздействия на личность с целью привития определенных ка-честв. То есть, решили вывести сорт последователей коммунистической идеи, воздействовали на психику ничего не смыслящих и не способных к сопротивле-нию детишек своим, особым образом.
И таки вырастили! Иначе бы давно не осталось ни одного человека, который бы после стольких десятилетий геноцида в родной стране еще верил призывам КПРФ. Воспитали.
И целей наших громадье
А где же осуществляется воспитание, и какое направление оно приняло сего-дня? Смотри выше: оно имеет место там же, где и образование, то есть, в первую очередь в детских садах и школах. В школах особенно, потому что именно там глубокое воздействие на формирование души человеческой оказывает литерату-ра.
О ней и пойдет речь в приложении к воспитанию, ведь недаром в новом Госу-дарственном Образовательном Стандарте в отношении литературы на первом месте стоят слова: «Воспитание духовно развитой личности, гуманистического мировоззрения». Изучение текстов выделено в пункт третий; главное – воспитать гуманную и духовную личность.
Смешное (читай: печальное) начинается с первых же строк: духовно развитая личность – это не требование к ученику, а Стандарт призван обозначить обяза-тельное к исполнению, то, чем обязан овладеть каждый. Интересно, когда опуб-ликуют критерии духовности?
Как правило, чтобы вскопать грядку, мы берем в руки лопату; чтобы полить цветы – воду в леечке. Так все просто: нужен инструмент.
Конечно же, инструментом служат те тексты, которые наши классики про-шлого и нынешнего времени сочиняли, даже не помышляя о том, что их когда-то дети станут раскладывать по полочкам вплоть до деталей. И главное, что взрос-лые будут воспитывать детей на этих текстах. Целенаправленно, заметьте, воспи-тывать подрастающее поколение.
Что вы думаете, няня Пушкина Арина Родионовна, вдавалась с ним в по-дробности стиля той или иной сказки? А какой талант взрастила, однако!
Каждый помнит основные произведения литературы, которые изучаются в школе. И в каждом из нас свежо то чувство ужаса и подавленности, которое воз-никало при необходимости прочитать все три тома «Войны и мира» с батальны-ми сценами, французскими врезками, жизненными блужданиями героев.
Нас, например, упорно учили тому, что Наташа Ростова – цельная личность, не пояснив, кстати, что есть личность не цельная, расщепленная (о шизофрении не будем). И если кому-либо (не дай Бог!) она казалась совершенно обычной, даже примитивной, человек должен был поверить, что это он сам как личность не до-тянул до данной героини. Вот и комплекс. Вот и великая любовь к Болконскому в объятиях Безухова.
Не по росту одежка
Ничего не понимаю в логике воспитания, ничего! И это после 25 лет педаго-гической практики…
Смотрите: ребенку 15 лет (а мальчик в 15 по психическому развитию соответ-ствует 11-12-летнему возрасту). Он – подросток, вступивший в свое третье семи-летие, у него слом психики. В этот период идет максимальная загрузка психоло-гических программ, которые в последствие определят всю его жизнь и мировоз-зрение, которое, в соответствии со Стандартом, должно быть гуманистическим.
Девятый-десятый класс: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мерт-вые души», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Обло-мов», «Вишневый сад». И кое-что из поэзии (стыдно!). И вовсе, практически ни-чего, только обзорно – иностранная литература, которой, как известно, в мире не существует, поскольку имеется русская.
– «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Мертвые души» дети просто не понимают, – говорит моя добрая знакомая, известнейший в области специа-лист по преподаванию литературы в школе, методист, и печально улыбается. – Как может рассуждать о философии судьбы человек 14-15 лет, не имеющий ни малейшего личного жизненного опыта?
Мы снова даем то, в чем личность на данном этапе не нуждается. А что же ей нужно? Мультики? Комиксы? Совсем нет! Но должно же быть элементарное со-ответствие психического развития (кстати, провозглашенное в возрастной психо-логии) и того, чем это развитие наполняется.
Давайте посмотрим, чем. Очень хочется взглянуть на это с точки зрения чело-века, который со младых ногтей не слишком-то понимал, почему у него то и дело возникал внутренний протест на одном из любимейших уроков – на литературе.
Я не буду говорить о «Евгении Онегине», его вообще, как поговаривают, хо-тят из программы убрать. Пушкин переместился в рейтинге довольно сильно. Вот каков постраничный расклад относительно некоторых титанов нашей лите-ратуры: Толстой – 1400 страниц, Шолохов – 1200, Достоевский – 700, Гоголь – 500, Булгаков – 400-450, Пушкин – 300. на первом месте тот писатель, кого дети не любят больше всего, заметьте.
Итак, будьте внимательны.
«Герой нашего времени» – кража девушки и насилие над нею, полный по-фигизм по отношению к высшей ценности – к жизни, контрабандисты, мизантро-пия (ненависть к людям).
Кстати, если кто из вас побывал в Пятигорске и увидел единственный не при-украшенный скульптурный портрет М.Ю. Лермонтова, тот никогда не забудет его лица.
Почему мы не думаем о том, как сильно воздействует психическое поле авто-ра на неокрепшую психику ребенка? Особенно, если автор сам не блистал высо-конравственными позициями, а мы беремся ставить его в пример. Забавно…
«Мертвые души» – прекрасный предтеча Остапа Бендера господин Чичиков, как и прочие персонажи, по сути, являет одну из сторон личности любого чело-века. И нечего открещиваться, в каждом из нас есть Чичиков. Однако маленьким детям наука эта кажется скучной, потому что каждый из них умеет лукавить не меньше. Только вот на государственном уровне пока не пробовали. Но… все впереди! Учитесь, мальцы, подрастайте на благо государства российского!
«Тарас Бульба». Спасибо, Тарас, что своей «мудростью» запечатлел в душах многих наших нынешних и будущих отцов великий и непоколебимый тезис: «Я тебя породил – я тебя и убью!». В книжках так писано. И когда-то Бульба пода-вался в школах как положительный персонаж. С него надо брать пример. И бра-ли, и берут.
«Преступление и наказание». Психически больной Раскольников. Психически больной Петербург. Психически больной Достоевский Федор Михайлович. Хо-рошая проекция на неокрепшую психику молодого человека, с подробной ин-струкцией действия и раскаяния. Радует, что сегодня немного изменился ракурс изучения.
– Сейчас при изучении этого произведения в основном осуждаются теории о сверхчеловеке. Детям показывают, насколько разрушительно они действуют по отношению к реальности и человеку, – подтверждает тот же специалист, – и, ко-нечно: тема прощения.
Да, Сонечка Мармеладова прощает всех: и отца, и Раскольникова, и клиентов во время работы по желтому билету, и саму жизнь. Очень великодушно. Но она проститутка.
Так возникает вопрос: если я буду унижена до того, что смогу всех и вся прощать и быть чистой духовно, имею ли я право зарабатывать деньги прости-туцией, если меня жизнь вынуждает?
Нет ответа.
«Гроза»: снова измена, сводничество, психическое насилие в лице Кабанихи, суицид. А, говорят, это критика того общества. А нашего? В чем отличие-то? Наверное, здесь предлагается рассмотреть завуалированную подготовку не-окрепшей души к радостному общению в социуме.
«На дне» есть на дне.
Философия прощения и лжи, глубокие рассуждения вконец опустившихся личностей, которым, по Достоевскому, «уже некуда больше идти». Идти всегда есть куда, только открой глаза. А вот валяться в грязи и чувствовать весь мир ополчившимся против тебя – это проще.
Какой вывод напрашивается для подростка? Даже если все будет очень плохо – тараканы, наркотики, пьянство, побои, подвалы, полный пассив – все равно я буду хорошим.
И «Обломов» это подтверждает. Детям подают его существование как траге-дию личности и времени – он и в самом деле пребывал в перманентной депрес-сии. Но они видят, что он все время спал, отдыхал – сибаритствовал. Плохо, что ли, пожить как Обломов?
Среди произведений, интересующих школьников больше всего, педагоги от-мечают следующие: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «На дне» и «Мастер и Маргарита».
Если обратиться к древним, запечатленным в глубинах общечеловеческой памяти схемам, то понятно почему. Первое – вечный конфликт с нормами обще-ства и желание противостоять этим ограничениям; второе – не менее древняя проблема взаимоотношений отцов и детей.
Кто из нас, будучи подростками, не прошел этого? И наши дети на той же тропе.
Третье – притягательное желание отведать порока, хотя бы мысленно ока-заться среди отбросов, чтобы, наверное, затем, больше ценить то, что имеешь.
И, наконец, четвертое – древнейшая основа нашей души, мистическая состав-ляющая человека.
Печали смутное лицо
В общем, понятно, что литература воспитывает. Не всегда только известно что именно, потому что результаты мы часто получаем только спустя многие го-ды.
И еще. Обратили внимание, что практически все произведения мрачные, дра-матичные, тяжелые по энергетике? А потом говорят, почему это русский человек вечно все видит в черных тонах! А потом досадуют, почему это мы всем недо-вольны! И с юмором у нас проблема, а ведь он спасает лучше любого средства, вам это не только психотерапевт расскажет.
Планируете трагедийно подать наш мир – откройте «Ромео и Джульетту». Глупая смерть, горы трупов, простенький сюжет, но все-таки любовь, бессмерт-ный Шекспир, стиль, слог…
Где, где те произведения, которые несут детям радость, искренний смех, за-кладывают основы здоровой личности? Романтизмом и не пахнет… а запах у не-го совершенно удивительный – свежий, приподнимающий над миром аромат.
Кстати, по утверждениям исследователей (ваша покорная слуга в их числе), романтизм обладает терапевтирующим свойством: он излечивает от косности, со-единяет наше расширенное сознание с мировым, учит добру в ходе выстраивания лучших миров в воображении. А воображение – великая сила, мысль материаль-на.
Так где же все прекрасное?
В обзорах. Да, именно так проходят сегодня в школах великого Шекспира и Гете (о других не будет, чтобы не опечалиться больше). Только частные школы позволяют себе вводить курс зарубежной литературы.
А в обычных на литературу обещают дать только 3 часа. И вообще ее хотели вывести из федерального компонента в региональный: хочешь – изучай, а хо-чешь – нет. Ничего тебе за это не будет.
А души? Как же их формирование? Сами как-нибудь?
Взрослые слишком много берут на себя, заигрываются порой, увязнув в соб-ственном времени. И получается, что тянут туда же и молодежь. Так, проанали-зировав программу по литературе, можно увидеть, как мало в ней произведений наших современников, которые рисуют именно то время, в котором и растет не-окрепшая душа нашей юности.
Понятно, что без Государственного Образовательного Стандарта невозможно переориентировать учебный процесс с приоритетов прошлого столетия на прио-ритеты сегодняшнего. А вышло наоборот, поскольку произошла переориентация на век позапрошлый, то есть 19-й.
Если время предъявляет нам одни требования, а мы отвечает на них с позиций 200-летней давности, внутренних конфликтов не избежать. Да и внешних тоже.
Вот и получается, что объявить воспитание приоритетом недостаточно, нужно четко осознавать, какие конкретно качества необходимо воспитывать. И подо-брать соответствующие произведения, которые хотя бы на время могут заинтере-совать школьника, отодвинувшего свой телефон в сторону.
Иначе получится, как в Библии.
Еще в заповедях Моисея к чему призывают людей?
Не убий, не укради, не лги, не завидуй, почитай родителей и так далее.
Значит, земляне этим были одержимы во все века, иначе не было бы смысла призывать. А затем Библия старательно и в деталях показывает, как люди это все делают.
Призываем к одному – учим другому. Ведь человеческая личность, личность ребенка (а мы все – дети) воспитывается не словами и призывами, а примерами.
Свидетельство о публикации №225080101493