Проблема самоидентификации

При чтении каких-либо опусов на тему национальной, гендерной или какой-либо иной самоидентификации меня разбирает смех...

Данная проблема в условиях отсутствия какого-либо «самобытия» (субъективного Я, неизменного «я») в свете учений Адвайты, буддизма высших школ и Каббалы рассматривается через призму фундаментальных представлений о природе «я» и «сущего», при этом все три традиции сходятся на отказе от идеи идентичности с постоянным индивидуальным эго или самостью.

     Как эти традиции подходят к данному вопросу?

 Начнём с Адвайты (она же - Учение Недвойственности). Ключевая идея здесь — отсутствие истинного, независимого «я» (атмана, или отдельного субъектного существа). Самоидентификация с эго (малой личности) — иллюзия (майя). Истинное же «Я» — это недвойственное, безличное сознание (Брахман), которое в своей сути едино с бытием и небытием всего сущего. Отсутствие «самобытия» отдельного субъекта означает, что самоидентификация как отдельная сущность невозможна.

    Здесь происходит процесс распознавания и отрешения от ложного «я» при осознавании своего единства с Абсолютом - что ведёт к самореализации, когда человек перестаёт отождествляться с обусловленными формами, событиями и воспринимает себя как безграничное, вечное сознание.

   В буддизме высших школ - Прасангика, Ваджраяна, дзогчен, дзэн - «самобытия»  вообще нет. Учение утверждает, что индивидуальное «я» — это условное, временное образование, возникшее в результате взаимодействия пяти "скандх" (формы, чувства, восприятия, ментальные формирования, сознание).

    Самоидентификация — это цепочка обусловленных ментальных процессов, не имеющих под собой сущностного основания, существует лишь как поток явлений. Понимание пустотности — осознание отсутствия независимого «я» и субстанциальной сущности — освобождает ум от страданий и иллюзий. Самоидентификация смещается с фиксированной личности на понимание взаимозависимого и меняющегося потока бытия, приходя к пробуждённости (от слова "Будда") и безграничному состраданию.


    Каббала рассматривает «Я» (Нефеш, Руах, Нешама — разные уровни души) как части единого Б-жественного источника. Идея обособленного «я» иллюзорна — все души связаны с Б-жественным Светом.

    Процесс духовного развития — это «тиккун» (исправление), где через внутреннюю работу (очищение, разделение, соединение) раскрывается истинная связь с Б-жественной сущностью.

    В Каббале «самоидентификация» — это движение от кащеевой иглы эгоцентризма к постижению единства с Б-гом и всей творческой реальностью, трансцендентное осознание над индивидуальностью. Отсутствие фиксированного отдельного «я» здесь выражается в идее единства всех искр душ и возвращения к исходному источнику — «Бесконечному».
    Примечание автора: употребление слова "бесконечность" в условиях отсутствия  какого-либо "начала" вызывает минимум улыбку Будды, максимум - "хохот шамана", подобный львиному рыку Пустоты...



    Все эти традиции отвергают идею устойчивого, малоподвижного, независимого «я» или «самобытия».

    Самоидентификация — обычная человеческая практика для выживания и социального существования, но с духовной, высшей точки зрения она безусловно иллюзорна и ведёт к страданиям вследствие ограничений осознания. Отсутствие самобытия требует радикального переосмысления самоидентичности не как принадлежности отдельному субъекту, а как осознание единства с безличным Абсолютом (Адвайта), пустоты и взаимозависимости феноменов (буддизм) или с Б-жественным источником всей сущности (Каббала).

    В этом состоянии «само» перестаёт быть личной привязкой и становится осознанием нераздельности всего сущего.

Если кратко, проблема самоидентификации в отсутствии самобытия решается через радикальное трансцендентное осознание, когда субъективное «я» распадается, уступая место пониманию единства с высшей, невыделенной сущностью или пустотой.


   Поистине великолепна вверху статьи иллюстрация к итогам поиска своей идентичности. Так и в конце жизни дурак, если его иллюзорные национальные и прочие ограничения тверды, с адской болью почувствует их крушение так же как с хрустом трескается заледеневший снеговик, распадаясь на куски, прежде чем обломки растают.
   Ум же мудреца ещё при жизни растворяется в Брахмане (Эйн Соф, Будде) так же, как молоко растворяется в молоке, а капля растворяется в океане, и он достигает высшего уровня реализации.
   Именно таким мудрецом был, например, Элиша бен Абуйя, который при входе в ПаРДеС с ещё тремя искателями Истины захохотал подобно безумному филину и вскричал: "Так что: на Небе - две власти? Вода, вода..." Впрочем, за это он был подвержен остракизму и прижизненно-посмертному игнору со стороны соплеменников, для которых принять это как Истину было смерти подобно в буквальном смысле...

(см. "Когда шалом не шалом - Ахеру посвящается" http://proza.ru/2024/07/13/568)

 Не говори "вода, вода", когда в стране сухой закон,
Не говори ни "нет" ни "да", когда молчите ты и ОН.
Не говори "давай, давай!", когда ты создан получать
И никому не выдавай заветных циферок ключа...


И никому и никогда не раскрывай своих начАл:
Здесь на вопрос ни "нет" ни "да" ещё никто не отвечал.
Ещё никто не смог понять в тюремной камере пустой,
Что ни тебя и ни меня не запирал в неё никто...

("Клизмер-Бэнд" - слушать можно на стр. автора в папке Песни о главном)

Машиах-блюз http://suno.com/song/290e5b01-fc49-40bc-8748-cde55cec5f38



Йога Васиштха, Адвайта:

"23.28. sattA-mAtra-kumudvatyA cit.jyotsnA-pariphullayA vapu:_vinodayati_ekam kriyA-priyatama~anvita:

   Широко распространившимся светом чистого Осознания (чит), скоплением лотосов величиной с реальность [проявляется] сущность, [которая] развлекается одной наиприятнейшей деятельностью.

23.29. ananta~apAra-paryanta-baddha-pITham nijam vapu: mahAzaila.vat-uttuGgam avalambya vyavasthita:

   Бесконечный, безграничный [Брахман] – величественный как великая гора [Меру], стоящий в  основе [времени], поддерживает ограниченное, связанное узами существование собственной формы.

23.30. kvacit_zyAmatama: zyAmam kvacit kAnti-yutam tatam dvayena_api kvacit riktam svabhAvam bhAvayan sthita:

   Иногда чернее мрака, иногда черное, иногда наполненное великолепием, а потом даже двойственным [становясь], проявляя [формы] везде и всегда, свободным пребывает в изначальной природе.
 
( перевод - Молодцов Андрей Витальевич, проза.ру)


Рецензии
Здравствуйте, Алексей.

По-моему, интересный и полезный текст для определенного типа людей.Многим доводилось видеть в жизни: во «что» может «превратиться» человек в старости или во время тяжелой болезни. Не очень «оптимистичная» картина.
По-моему, у любого вменяемого человека возникает естественное желание замедлить процесс деградации. Замедлить его можно через постоянное развитие. Правильно говорят: кто не развивается, тот деградирует. Способы развития существуют разные, в том числе и те два, о которых Вы рассказали.
«Если кратко, проблема самоидентификации в отсутствии самобытия решается через радикальное трансцендентное осознание, когда субъективное «я» распадается, уступая место пониманию единства с высшей, невыделенной сущностью или пустотой».
На мой взгляд, выбор в качестве «основы» пустоты, которая определяется, как абсолютно ясный свет, или «Б-жественной сущности» — это привлекательные варианты по многим параметрам, но и от самоидентификации отказываться не хочется из-за естественной приязни к сабе любимому).
Возникает противоречие: «Самоидентификация — обычная человеческая практика для выживания и социального существования, но с духовной, высшей точки зрения она безусловно иллюзорна и ведёт к страданиям вследствие ограничений осознания».
Какой способ для развития использовать с самоидентификацией или без нее - каждый решает сам.
С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.12.2025 13:08     Заявить о нарушении
Кстати, Алексей в книге «Медик о медицине», по-моему, не хватает раздела о гомеопатических рекомендациях по сохранению когнитивных способностей мозга в преклонные годы.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.12.2025 13:59   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, Ваши слова уже дышат тем состоянием, о котором Вы спрашиваете. Но позвольте ответить в духе Тхиен — так, наш учитель Суфу - смотря на ситуацию не умом, а ясным взглядом.

1. О старости, болезни и «деградации» в Тхиен говорят: «Форма меняется — природа не меняется». То, что мы привыкли считать «деградацией», — это взгляд эго, которое измеряет жизнь по способности тела и ума соответствовать его желаниям.
Для природы же это — просто движение формы, подобное тому, как осенью лист желтеет и отпадает.
Никто не считает дерево «деградировавшим», когда приходит зима.

2. О страхе потерять себя. Вы пишете: «Не хочется отказываться от самоидентификации из-за естественной приязни к себе любимому». В дзэн это называют эссенцией привязанности. Но здесь нет ошибки: привязанность — это не недостаток. Недостаток — не увидеть её как привязанность.
Наш Суфу не устаёт повторять: отказываться насильно от «я» невозможно и вредно — это всего лишь новое «я», которое притворяется пустотой.

3. О парадоксе «самоидентификация нужна — самоидентификация иллюзорна» Тхиен отвечает так: «В повседневности — используй свои глаза. В истиности — знай, что глаз нет».
То есть, в социальном мире - действовать как конкретное лицо, с именем и биографией. В глубоком опыте — видеть, что все проявления, включая «Александра», — вспышки в одном неделимом пространстве.
Это не конфликт. Это два уровня одного бытия, как волна и океан.

4. О выборе пути: с самоидентификацией или без неё.
Вы пишете: «Каждый решает сам».
Тхиен отвечает: «Когда ты выбираешь, уже решено».
Путь выбирает не человек. Путь проявляется через созревание внутренней готовности.
Если созрела потребность «замедлить деградацию» — значит, будет "путь развития". Если созрела потребность увидеть иллюзорность «я» — проявится Путь растворения.
Ничего не нужно форсировать.

5. Самое главное в Тхиен озвучено как «Пустота — не противник формы. Форма — не тюрьма пустоты».
То, что Вы называете «пустотой» или «Б-жественной сущностью», — не альтернатива человеку. Это одна и та же ткань.
Вы можете сохранять «я» в обычной жизни и растворять «я» в глубоком созерцании.

Как днём - стоишь под солнцем, а ночью, глядя на луну — не думаешь о том, светит ли солнце сейчас.
6. В завершение — коротко, словами из "Книги Освобождения Майтрейи":

Когда держишься за себя — это путь.
Когда отпускаешь себя — тоже путь.
Когда исчезает тот, кто идёт — это Тхиен.
Второй вопрос.

Опубликовать одну «общую схему» гомеопатии для сохранения когнитивных функций в старости невозможно по самой природе гомеопатии.
Почему?
Да потому что гомеопатия это не фармпрепараты, не аллопатия.

В аллопатии есть стандарт: «при таком диагнозе — такой препарат в такой дозе», потому что действие основано на химической молекуле и её средней дозозависимой реакции у большинства людей.
А в гомеопатии основной «носитель действия» — не химическая доза, а информационно‑волновой (полевой) отпечаток вещества в сверхмалых разведениях. То есть это не универсальная химия, а настройка резонанса конкретного организма.

Гомеопатия - это принцип индивидуальности, а не диагноза...

Например, аллопатический подход: диагноз «сосудистая деменция» → стандартный набор ноотропов/антиагрегантов.
Гомеопатический подход: 10 пациентов с одинаковым диагнозом когнитивных нарушений могут получить 10 разных препаратов, потому что у каждого свой конституциональный тип, своя история травм, инфекций, психических конфликтов,
свой миазм (наследственно‑информационный фон), свои ведущие симптомы (страхи, сны, особенности памяти, реакция на холод, жару и т.д.).
Одному нужен, условно, Lycopodium, другому – Baryta carbonica, третьему – Plumbum, и «общей схемой» это не перекрыть.

Тут - волновой характер воздействия. Гомеопатический препарат подбирается как частотный (волновой) ключ к конкретному искажению регуляции в нервной системе, а не как универсальный стимулятор.

Одна и та же «волна» (препарат) для разных людей может быть: лечебной (резонансный ключ), нейтральной или даже ухудшающей состояние (если попадает в другую зону дисбаланса).
Поэтому публиковать список «таблеток для памяти в пожилом возрасте» в гомеопатии — методологическая ошибка.

Как только в открытом доступе появляется «универсальный» гомеопатический рецепт, люди начинают принимать его без диагностики, как обычный БАД или фармпрепарат. Это стирает сам принцип гомеопатии (индивидуальный резонанс, «подобное лечится подобным»), создаёт ложную статистику «неэффективности» и подрывает доверие к методу.
Именно поэтому я - горячий противник продажи гомеопатии в обычных аптеках и без рецепта.

Что можно публиковать вместо «общих схем»?

Общие немедикаментозные принципы: сон, движение, питание, когнитивная нагрузка.
Перечень конституциональных картин, при которых гомеопат думает о тех или иных препаратах, но без самолечения.
Объяснение, что поддержка когнитивных функций гомеопатией возможна, но только после очной или приборной (ИМЕДИС, Фолль и т.п.) индивидуальной настройки.
Вот и всё.
Так что гомеопатия — повторяю, не набор "стандартных препаратов" для какой‑то болезни, а индивидуальная волновая настройка живой системы. Поэтому «общие для всех гомеопатические рекомендации по мозгу» в преклонные годы концептуально противоречат самому методу и превращают его в плохо работающую имитацию аллопатии.

С уважением, Алексей.

Ал Ор   01.12.2025 16:32   Заявить о нарушении
Большое спасибо за интересные, подробные и полезные ответы!

«Наш Суфу не устаёт повторять: отказываться насильно от «я» невозможно и вредно — это всего лишь новое «я», которое притворяется пустотой».
«О парадоксе «самоидентификация нужна — самоидентификация иллюзорна» Тхиен отвечает так: «В повседневности — используй свои глаза. В истинности — знай, что глаз нет».
«То есть, в социальном мире - действовать как конкретное лицо, с именем и биографией. В глубоком опыте — видеть, что все проявления, включая «Александра», — вспышки в одном неделимом пространстве. Это не конфликт. Это два уровня одного бытия, как волна и океан».
«Самое главное в Тхиен озвучено как «Пустота — не противник формы. Форма — не тюрьма пустоты».

На мой взгляд, очень точно и глубоко сформулировано.

«Тут - волновой характер воздействия. Гомеопатический препарат подбирается как частотный (волновой) ключ к конкретному искажению регуляции в нервной системе, а не как универсальный стимулятор.
Одна и та же «волна» (препарат) для разных людей может быть: лечебной (резонансный ключ), нейтральной или даже ухудшающей состояние (если попадает в другую зону дисбаланса).
Поэтому публиковать список «таблеток для памяти в пожилом возрасте» в гомеопатии — методологическая ошибка.
Как только в открытом доступе появляется «универсальный» гомеопатический рецепт, люди начинают принимать его без диагностики, как обычный БАД или фармпрепарат. Это стирает сам принцип гомеопатии (индивидуальный резонанс, «подобное лечится подобным»), создаёт ложную статистику «неэффективности» и подрывает доверие к методу.
Именно поэтому я - горячий противник продажи гомеопатии в обычных аптеках и без рецепта».

Все предельно ясно и понятно.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   01.12.2025 17:40   Заявить о нарушении
"Китайский буддийский наставник Тяньтай-даши (Чжи-и) разделил Сутру Лотоса Сокровенного Закона на две части: первые 14 глав, которые он назвал «предварительным учением» (учение, проповеданное воплощенным буддой), и оставшиеся 14 глав, которые он назвал «основным учением» (учение, проповеданное изначальным буддой). Предварительное учение представляет собой запись проповеди исторического Будды Шакьямуни, который впервые достиг просветления в его земной жизни в Индии. В «основном учении» он отбрасывает свою временную роль исторического лица, Шакьямуни, и раскрывает свою истинную, вечно просветленную сущность.

Самой главной доктриной «основного учения», по словам Тяньтая-даши, является доктрина об открытии этой изначально и вечно просветленной природы в недрах жизни исторического Будды Шакьямуни.

В частности, в Японии некто Ничирен - монах дзэн ХIII века - преобразовал глубокую теорию Сутры Лотоса в практику, которая может позволить КАЖДОМУ человеку обнаружить свою природу будды, или высшее состояние жизни внутри себя, в условиях повседневной реальности.

Аналогичный монах в то же время жил и во Вьетнаме, сделав такие же преобразования. В данное время он диктует ("с небес") данные стихотворные тексты своему нынешнему воплощению - Суфу НамТонг, см.фото."
http://stihi.ru/2025/12/02/1758

Ал Ор   02.12.2025 08:14   Заявить о нарушении
На мой взгляд, своим выверенном ответом с уместными цитатами в первом посте Вы снимаете с повестки возможную «проблему самоидентификации». Собственно говоря, никакой проблемы и нет. Точнее она есть, например, у людей с «пограничным расстройством личности» (Кластер В по DSM), но это исключение из правил. Вы все объяснили на доступном для понимания языке.

«О парадоксе «самоидентификация нужна — самоидентификация иллюзорна» Тхиен отвечает так: «В повседневности — используй свои глаза. В истиности — знай, что глаз нет». То есть, в социальном мире - действовать как конкретное лицо, с именем и биографией. В глубоком опыте — видеть, что все проявления, включая «Александра», — вспышки в одном неделимом пространстве.
Это не конфликт. Это два уровня одного бытия, как волна и океан».

И где здесь проблема? Как ни удивительно, нечто подобное делаю и я, только в нашей с Юлией «личной метафизике» мы используем другие понятия для определения двух уровней одного бытия. «Метафизика» нам понадобилась для одного чисто литературного проекта). Мы его успешно завершили, но решили нигде не публиковать, настолько он нам понравился). Суть от этого не меняется. Занятное совпадение. Не ожидал, что «позаимствовали» подход из южной ветви китайского чань-буддизма). Конечно, именно «позаимствовали», но не зафиксировали для себя этот факт. Но все это нюансы.

«Самой главной доктриной «основного учения», по словам Тяньтая-даши, является доктрина об открытии этой изначально и вечно просветленной природы в недрах жизни исторического Будды Шакьямуни».

Почему именно в жизни Будды, а не в своей?

«В данное время он диктует ("с небес") данные стихотворные тексты своему нынешнему воплощению - Суфу НамТонг».

Вы об этом подробно писали. Очень интересный феномен. Но хотелось бы уточнить один момент: в чем смысл снова транслировать(диктовать) уже созданную практику? Почему просто не обратиться к первоисточнику?

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.12.2025 10:55   Заявить о нарушении
1. Почему именно в жизни Будды, а не в своей?
2. В чём смысл снова транслировать(диктовать) уже созданную практику? Почему просто не обратиться к первоисточнику?

Ответ в следующем абзаце - и на первый и на второй вопрос: "...КАЖДОМУ человеку обнаружить свою природу будды, или высшее состояние жизни внутри себя, в условиях повседневной реальности."
Суть как раз отлично уловлена Вами самим — две «ветви» Вашей личной метафизики и тхиен говорят об одном и том же: изначальная природа Будды присутствует в каждом, а «исторический Шакьямуни» — это не исключение, а пример раскрытия того, что есть в нас всех.

Будда Шакьямуни стал проповедовать (после достижения Просветления), чтобы обновить и "перезапустить" духовное знание, которое до него существовало, но было утрачено или распылено через века и многочисленные поколения учеников. Хотя до него было 28 предыдущих Будд, их учения со временем искажались, забывались или терялись, поэтому приход Шакьямуни был необходим, чтобы восстановить чистоту просветленного пути и сделать его доступным для живущих в его эпоху.

Смысл повторного транслирования практики, а не только обращения к первоисточнику, заключается в том, что путь к "Буддству", к Освобождению требует конкретного и правильного метода, доступного и понятного для современного человека и его условий жизни. Первоисточник может быть сложным или недоступным напрямую, а учение Шакьямуни, а затем преобразования, как у того же Ничирена в Японии, сделали эти глубокие истины практичными, ощутимыми и применимыми в повседневной жизни для каждого. Через такие практики человек может непосредственно открыть в себе природу Будды, а не оставаться на уровне абстрактных знаний - как бы это могло случиться и с нами, не повстречай "случайно" мы Суфу...

По словам Тяньтая-даши, главная доктрина — это именно открытие изначальной и вечной просветленной природы внутри себя через практику Шакьямуни и его потомков, что делает путь живым и личностно значимым. То есть "Хочешь стать Буддой - веди себя как Будда". До Шакьямуни был Дипанкара - "Будда, зажигающий светильник" - и он сказал тогдашнему воплощению Сиддхартхи Гаутамы, который был его учеником: "В будущем - ты станешь буддой по имени Шакьямуни. И передашь этот светильник дальше."

Повторная передача и адаптация Учения помогают сохранить их эффективность и актуальность, обеспечивая непрерывность и непосредственный опыт в каждом историческом контексте. Таким образом, повторная трансляция — не просто диктовка старого, а живой процесс возрождения мудрости и ее воплощения в новых формах для нынешних искателей просветления.

В Лотосовой Сутре (глава 2, "Искусные средства") Будда прямо провозглашает единство пути: "Татхагата проповедует ради живых существ посредством только Одной Колесницы Будды. Нет других Колесниц, ни двух, ни трех".
То есть он подчёркивает, что все учения (шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв) суть искусные средства, ведущие к единой Колеснице Будды.

Далее там, кстати, следует притча о горящем доме, где отец обещает детям три типа повозок (бычью, оленью, козью), но дарит всем одну великую повозку из семи сокровищ, символизируя, что "три Колесницы" - фикция, а истинна лишь одна великая Колесница. Будда дальше поясняет Шарипутре: он использует "три Колесницы" как уловку, чтобы вывести существ из "горящего дома" трёх миров, но цель — только Одна Колесница, "везущая хворосту воз" к полному Просветлению. То есть осознаванию, что всё воспринимаемое есть реально продукт ума - и тут даже не сказать - "своего", потому как личности-то нет, есть вечно живое осознавание и в нём хаотично движущийся (либо волевым усилием зафиксированный) ум, "один на всех".

Это и есть та самая вечная природа Будды, доступная всем через практику, как в учении Ничирена и Суфу.

Ал Ор   02.12.2025 12:00   Заявить о нарушении
Сложно представить, что шакьямуни бы курил как паровоз и позволял себе в праздник пить вискарь и пиво с сангхой. А вот если бы Суфу этого не делал (исходя из современного контекста и условий) - возможно, мы бы не прониклись таким доверием. Более того - увидев, что он...курит??? - это сходу "повысило его рейтинг" в моих глазах: я увидел, что человеку конкретно пох, что кто там думает по этому поводу. А это означает - он на такой высоте, что может себе это позволить, "не боясь уронить авторитет". И всё подтвердилось. Вряд ли Кармапа 17 курит или выпивает. Лама Оле Нидал может выпить красного вина иногда. Но Суфу всех уделал в моих глазах - именно поэтому мы и стали его преданными. Потому что всё это - неважно (важно лишь меру знать и не вовлекаться), а я всегда это чувствовал.

Ал Ор   02.12.2025 12:18   Заявить о нарушении
Спасибо за очень интересные и подробные ответы.
Любая религиозная система накладывает на человека, принимающего ее, определенные ограничения в мировоззрении, буддизм не исключение из правил. Ну, никак у меня жизнь не ассоциируется лишь со страданиями, хотя в ней было много всякого разного, а тем более с отказом от желаний для прекращения страданий. Поэтому мне не близок буддизм, как религиозная системы. Да я и вообще бесконечно далек от любой религии. Но в основе буддизма лежит потрясающий по эффективности «инструмент» для «открытия изначальной и вечной просветленной природы внутри себя», то есть для обретения человеком Свободы, а не абстрактных истин. Да, он позволяет "...КАЖДОМУ человеку обнаружить свою природу будды, или высшее состояние жизни внутри себя, в условиях повседневной реальности".
Алексей, Вы с супругой и до встречи с Суфу не были на уровне абстрактных истин. Не скромничайте. У вас уникальный жизненный опыт. Несомненно, встреча и живое общение с таким уникальным человеком как Суфу – это не случайность, а закономерность.
Выпивает по праздникам и курит? Пох, что кто там думает по этому поводу? Может себе это позволить, "не боясь уронить авторитет»? Конечно, "повысило его рейтинг" в ваших глазах. В моих бы тоже.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.12.2025 13:33   Заявить о нарушении
Буддизм - и уж особенно Тхиен - не утверждает, что жизнь — это только страдание. Это заблуждение большинства. В Первой Благородной Истине говорится: "Есть жизнь — и есть страдание", что подразумевает различие между ними: не всё существование состоит из страдания, но в жизни неизбежно присутствуют моменты неудовлетворённости, боли, старения, утрат. Страдание — это часть опыта, но не вся полнота жизни.

​Тхиен подчеркивает непосредственное постижение в "естественном состоянии" — вещи постоянно меняются, как тени на внутренней стенке горшка с масляным фитилём - и человек страдает только тогда, когда цепляется за эти тени: желания и иллюзии. Страдание ведь возникает не просто от жизни, а из привязанности и ошибочного самоотождествления с национальностью, телом, чувствами или мыслями. С "комплексом пяти совокупностей", если точней. Настоящий Мастер, реализовавший природу Будды, не создает "страдающего себя": он может болеть, но нет внутреннего субъекта, который при этом страдает. "Есть страдание — но нет того, кто страдает".

​Отказ от власти карусели желаний в буддизме — это не уход от жизни, а путь к её восприятию без внутренних конфликтов и страха. В конце пути человек испытывает свободу и естественную радость, даже когда встречается с физической болью или какими-то проблемами, потому что уже не за что цепляться. "Всё - проходит..."
Старик Шломо форева. Но вот до СО-страдания он как-то не дошёл: "И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа!" (Экклезиаст).
Нет - такой футбол нам не нужен. То есть не смог Шломо выйти за рамки "Я" и эмоций. Ненавидеть-то - некого. Вот тебе и "премудрейший".

Смотрю на Суфу - это воплощённая естественность в каждом движении и сострадание. Он и преданные просто на мыло смыливаются, леча тяжелейшие случаи. Тут у нас в ноябре наводнения были жуткие, так сангха каталась по всему Вьетнаму, развозя гуманитарку, без отгулов и выходных в страшные ливни от рассвета до заката. А потом и пол-Нячанга просто смыло, катастрофа - если не в курсе, так что всё продолжалось уже "дома". Вот пять дней как прекратился недельный Потоп.

Эта естественность и сострадание из него прямо брызжут, и конечно это впечатляет покруче мудрости многих, кто чёрные тома с золотыми буквами на обрезах пишет целыми библиотеками. Так и результаты: в сангхе четыре человека - за три года - достигли Освобождения. Два мужчины и две женщины, причём одна из них - мирская. Для общины в максимум сто человек это невероятно.
В Карма-Кагъю (которая является крупнейшей подшколой линии Кагью тибетского буддизма) миллионы адептов. А сколько из них этого достигают - и за какое длительное время - один Будда знает. Там всё очень долго. А сострадание выражается в распространении. Не помню, чтобы в московской или питерской группе кого-то лечили (а тем более от рака, или зоба, или диабета). Не помню, чтобы собирали деньги на помощь пострадавшим в катастрофах. Кармапа конечно наш коренной лама, и Оле Нидал (надо отдать должное) всю жизнь стёр на распространение и проведение Пхов - да, они бодхисаттвы. Но у их учеников Путь гораздо более длинный выходит. И кстати, есть проблемки в последнее время, которые с огорчением описал здесь
http://stihi.ru/2025/09/19/766
(Освобождённые женщины - на фото 1-я и 4-я по правую руку Суфу. Прямая передача, прямое введение в Будда-природу, прямой контакт с бодхисаттвами прошлого.)

Ал Ор   02.12.2025 14:10   Заявить о нарушении
Спасибо за пояснения.
«Так и результаты: в сангхе четыре человека - за три года - достигли Освобождения. Два мужчины и две женщины, причём одна из них - мирская. Для общины в максимум сто человек это невероятно».
Хотелось бы уточнить: по каким объективным критериям определяется, что человек достиг Освобождения? Или так просто говорит мастер и все с ним согласны? Вы пишите: «Прямая передача, прямое введение в Будда-природу, прямой контакт с бодхисаттвами прошлого». Прямая передача – это передача тонкой настройки, здесь, все понятно. А как можно объективно проверить, что человек имеет прямой контакт с бодхисаттвами прошлого? Вы, общаясь в сангхе с четырьмя членами, достигшими освобождения, чувствуете, что они чем-то отличаются от Вас?
С интересом прочитал статью «Почему слабеют некоторые линии буддизма?».
Что могу сказать: сам «инструмент» не меняется, значит, изменяются люди, которые пытаются его использовать. На мой взгляд, это процесс касается не только линий буддизма. Как и почему изменяются люди в процессе развития нашей техногенной цивилизации – это отдельная тема.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.12.2025 16:42   Заявить о нарушении
Александр, достижение Освобождения — это глубокий внутренний опыт, который не может быть подвергнут "прямой объективной проверке" внешними методами. Основные критерии — освобождение от страданий и эгоцентричных состояний "на постоянку", проявляющееся в поведении - мудрости и сострадании, а также непрерывное совершенствование практики и жизни ради помощи другим. При этом - постоянное пребывание в "естественном состоянии осознанности".

Когда говорят о "прямой передаче" и прямом контакте с бодхисаттвами прошлого, в тхиен это понимается как непосредственное постижение своей изначальной природы Будды, передаваемой Мастером вне слов. Этот процесс — личный духовный опыт, выходящий за рамки обычного рационального восприятия. Он не может быть доказан научно (так же как гомеопатия), а принимается свидетелем
а) глубоких долгосрочных изменений внутреннего состояния и поведения таких людей и б) собственного опыта наблюдения "вхождения духов" в них и их действий при этом.
Например, говорение на древних языках, возможности в такие моменты предсказывать будущие события, либо говорить о прошлом кого-либо из присутствующих, что скрывается им даже от самого себя, "танец Видьядхары" и возможности экстрасенсорного лечения весьма сложных патологий и возможностей влиять на ход последующих событий в жизни просящего.
Лично Алексей был свидетелем всего этого неоднократно (за время обучения у Суфу).
Впрочем, как и свидетелем излечения с помощью гомеопатии и биорезонанса - которые "доказательная медицина" не признаёт доказанными))). Тем не менее, та самая доказательная медицина не может ни объяснить факты излечения упомянутыми методами - ни в некоторых случаях даже близко подойти к решению аналогичных задач. Ну к примеру, далеко ходить не надо - уничтожить ВПЧ за 4 часа все штаммы, или неоперабельно - кисты в щитовидке за 15-20 часов. А для специалиста соответствующего класса - это пара пустых, так же как для Освобождённого - несложно изменить чью-то судьбу в лучшую сторону.
Уважаемый Александр, как говорится, лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать. Но парадокс в том, что многие свидетели отказываются верить своим глазам - настолько это не влазит в рациональные рамки. Как там с Фомой Неверующим: "вложи персты свои..." И опять же: "По вере вашей - дано вам будет".
И кстати - "Вы не в церкви, вас не обманут." (О. Бендер)

Ал Ор   02.12.2025 18:14   Заявить о нарушении
То есть Алексей точно знает, что вьетнамская крестьянка или крестьянин не может знать древнекитайского. А Алексей китайские слова кое-какие знает - довелось немного в Гуанчжоу работать в 2015. Поэтому может уверенно утверждать: это не "агуканье" детишек, белиберда - а вполне настоящий древний вэньян, эксклюзивно-высокий литературный язык китайско-вьетнамской элиты (монахов, поэтов) тысячелетней давности.

Ал Ор   02.12.2025 18:22   Заявить о нарушении
И - при этом (в трансе) изменяются их внешность и манеры. Так сыграть невозможно (да они ж и не актёры). Воплощается абсолютно реальная древняя китайская высокородная госпожа-настоятельница - ходит с изысканными китайскими манерами, улыбается, может четверостишие из древнекитайской сутры прочесть - вместо обычной смешливой вьетнамки, которая кроме поля и сада ничего не видела и даже трёх классов не закончила.

Ал Ор   02.12.2025 18:28   Заявить о нарушении
Спасибо за интересные и подробные ответы.
Плохо, если наука не может объяснить некоторые повторяющиеся феномены или, например, просто зафиксировать изменения в полевой структуре человека при том или ином тонком воздействии на него для последующего анализа полученных данных.
«Но парадокс в том, что многие свидетели отказываются верить своим глазам - настолько это не влазит в рациональные рамки».
Люди редко сталкиваются в жизни с необычными феноменами, вероятность возникновения которых в их картине мире равна нулю, поэтому у многих срабатывает естественная защитная реакция. «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   02.12.2025 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.