Проблема самоидентификации

При чтении каких-либо опусов на тему национальной, гендерной или какой-либо иной самоидентификации меня разбирает смех...

Данная проблема в условиях отсутствия какого-либо «самобытия» (субъективного Я, неизменного «я») в свете учений Адвайты, буддизма высших школ и Каббалы рассматривается через призму фундаментальных представлений о природе «я» и «сущего», при этом все три традиции сходятся на отказе от идеи идентичности с постоянным индивидуальным эго или самостью.

     Как эти традиции подходят к данному вопросу?

 Начнём с Адвайты (она же - Учение Недвойственности). Ключевая идея здесь — отсутствие истинного, независимого «я» (атмана, или отдельного субъектного существа). Самоидентификация с эго (малой личности) — иллюзия (майя). Истинное же «Я» — это недвойственное, безличное сознание (Брахман), которое в своей сути едино с бытием и небытием всего сущего. Отсутствие «самобытия» отдельного субъекта означает, что самоидентификация как отдельная сущность невозможна.

    Здесь происходит процесс распознавания и отрешения от ложного «я» при осознавании своего единства с Абсолютом - что ведёт к самореализации, когда человек перестаёт отождествляться с обусловленными формами, событиями и воспринимает себя как безграничное, вечное сознание.

   В буддизме высших школ - Прасангика, Ваджраяна, дзогчен, дзэн - «самобытия»  вообще нет. Учение утверждает, что индивидуальное «я» — это условное, временное образование, возникшее в результате взаимодействия пяти "скандх" (формы, чувства, восприятия, ментальные формирования, сознание).

    Самоидентификация — это цепочка обусловленных ментальных процессов, не имеющих под собой сущностного основания, существует лишь как поток явлений. Понимание пустотности — осознание отсутствия независимого «я» и субстанциальной сущности — освобождает ум от страданий и иллюзий. Самоидентификация смещается с фиксированной личности на понимание взаимозависимого и меняющегося потока бытия, приходя к пробуждённости (от слова "Будда") и безграничному состраданию.


    Каббала рассматривает «Я» (Нефеш, Руах, Нешама — разные уровни души) как части единого Б-жественного источника. Идея обособленного «я» иллюзорна — все души связаны с Б-жественным Светом.

    Процесс духовного развития — это «тиккун» (исправление), где через внутреннюю работу (очищение, разделение, соединение) раскрывается истинная связь с Б-жественной сущностью.

    В Каббале «самоидентификация» — это движение от кащеевой иглы эгоцентризма к постижению единства с Б-гом и всей творческой реальностью, трансцендентное осознание над индивидуальностью. Отсутствие фиксированного отдельного «я» здесь выражается в идее единства всех искр душ и возвращения к исходному источнику — «Бесконечному».
    Примечание автора: употребление слова "бесконечность" в условиях отсутствия  какого-либо "начала" вызывает минимум улыбку, максимум - "хохот шамана", подобный львиному рыку Пустоты...



    Все эти традиции отвергают идею устойчивого, малоподвижного, независимого «я» или «самобытия».

    Самоидентификация — обычная человеческая практика для выживания и социального существования, но с духовной, высшей точки зрения она безусловно иллюзорна и ведёт к страданиям вследствие ограничений осознания. Отсутствие самобытия требует радикального переосмысления самоидентичности не как принадлежности отдельному субъекту, а как осознание единства с безличным Абсолютом (Адвайта), пустоты и взаимозависимости феноменов (буддизм) или с Б-жественным источником всей сущности (Каббала).

    В этом состоянии «само» перестаёт быть личной привязкой и становится осознанием нераздельности всего сущего.

Если кратко, проблема самоидентификации в отсутствии самобытия решается через радикальное трансцендентное осознание, когда субъективное «я» распадается, уступая место пониманию единства с высшей, невыделенной сущностью или пустотой.


   Поистине великолепна вверху статьи иллюстрация к итогам поиска своей идентичности. Так и в конце жизни дурак, если его иллюзорные национальные и прочие ограничения тверды, с адской болью почувствует их крушение так же как с хрустом трескается заледеневший снеговик, распадаясь на куски, прежде чем обломки растают.
   Ум же мудреца ещё при жизни растворяется в Брахмане (Эйн Соф, Будде) так же, как молоко растворяется в молоке, а капля растворяется в океане, и он достигает высшего уровня реализации.
   Именно таким мудрецом был, например, Элиша бен Абуйя, который при входе в ПаРДеС с ещё тремя искателями Истины захохотал подобно безумному филину и вскричал: "Так что: на Небе - две власти? Вода, вода..." Впрочем, за это он был подвержен остракизму и прижизненно-посмертному игнору со стороны соплеменников, для которых принять это как Истину было смерти подобно в буквальном смысле...

(см. "Когда шалом не шалом - Ахеру посвящается" http://proza.ru/2024/07/13/568)

 Не говори "вода, вода", когда в стране сухой закон,
Не говори ни "нет" ни "да", когда молчите ты и ОН.
Не говори "давай, давай!", когда ты создан получать
И никому не выдавай заветных циферок ключа...


И никому и никогда не раскрывай своих начАл:
Здесь на вопрос ни "нет" ни "да" ещё никто не отвечал.
Ещё никто не смог понять в тюремной камере пустой,
Что ни тебя и ни меня не запирал в неё никто...

("Клизмер-Бэнд" - слушать можно на стр. автора в папке Песни о главном)

Машиах-блюз http://suno.com/song/290e5b01-fc49-40bc-8748-cde55cec5f38



Йога Васиштха, Адвайта:

"23.28. sattA-mAtra-kumudvatyA cit.jyotsnA-pariphullayA vapu:_vinodayati_ekam kriyA-priyatama~anvita:

   Широко распространившимся светом чистого Осознания (чит), скоплением лотосов величиной с реальность [проявляется] сущность, [которая] развлекается одной наиприятнейшей деятельностью.

23.29. ananta~apAra-paryanta-baddha-pITham nijam vapu: mahAzaila.vat-uttuGgam avalambya vyavasthita:

   Бесконечный, безграничный [Брахман] – величественный как великая гора [Меру], стоящий в  основе [времени], поддерживает ограниченное, связанное узами существование собственной формы.

23.30. kvacit_zyAmatama: zyAmam kvacit kAnti-yutam tatam dvayena_api kvacit riktam svabhAvam bhAvayan sthita:

   Иногда чернее мрака, иногда черное, иногда наполненное великолепием, а потом даже двойственным [становясь], проявляя [формы] везде и всегда, свободным пребывает в изначальной природе.
 
( перевод - Молодцов Андрей Витальевич, проза.ру)


Рецензии
Говорилось, что буддизм повлиял на Вавилонский талмуд

Зус Вайман   13.11.2025 23:30     Заявить о нарушении
Пуркуа па?
Вавилонский Талмуд создавался спустя примерно 800–1000 лет после Будды, и в период его создания буддизм уже был широко распространён и присутствовал по всей Центральной Азии.

Ко времени формирования Талмуда буддизм давно присутствовал в регионе Бактрии, Согдианы, Парфии (сегодня — Афганистан, Иран, Узбекистан).

Иудейские общины жили: в Вавилонии (Месопотамии), в Персии - в районах, обслуживающих караванный путь. На Шёлковом Пути ходили: согдийские купцы (часто религиозно эклектичные), буддийские монахи, миссионеры, переводчики сутр, путешествующие с караванами.
Поэтому прямые контакты между буддийскими и иудейскими интеллектуалами возможны, хотя документально плохо зафиксированы.

Совпадает диалектический метод споров. В Талмуде развит принцип «пилпул» — диалектический спор, логические парадоксы. В буддизме — «тетраллемма»(греч.) ("читтушкоти", санскр.), «диалектика Нагарджуны» (II–III вв.).
Временной диапазон совпадает (Нагарджуна почти современник ранней Гмары).

Совпадает и морально-духовная психология: учение о намерении (каввана - "читта")
как учение о постоянном самонаблюдении.
Мотивация действия и там и там важнее самого действия.

Совпадает переосмысление закона через внутреннее состояние: у мудрецов Талмуда — акцент на внутреннем мотиве, а не только букве Закона. В буддизме — то же приоритетное значение намерения (четанА).

Общие структуры притч: и Талмуд, и буддийские сутры изобилуют притчами, парадоксами, историями мудрецов.

Всё это создаёт почву для предположения косвенного влияния.

К тому же, современная генетика подтверждает: у евреев ближневосточного происхождения присутствует значительный западно-иранский компонент, восходящий к эпохе Ахеменидов и Сасанидов. Вавилонское пленение (VI в. до н. э.) + 1000 лет проживания еврейских общин в Месопотамии сформировали заметный вклад.
Но генетическое смешение не означает прямое религиозное влияние, хотя свидетельствует о длительном совместном проживании и культурных контактах.

Что можно утверждать уверенно?

Буддизм был распространён в регионах, через которые проходила значительная часть иудеев Вавилонии.
Интеллектуалы-раввины жили в мультикультурной среде, где были буддисты (через согдийцев, бактрийцев, парфян).
Хронология не исключает контакта — наоборот, делает его возможным.

Что нельзя утверждать?

Прямого текстуального доказательства влияния буддийских школ на авторов Талмуда нет.
Ни один ранний раввин не упоминает открыто буддизм.
Нельзя доказать заимствования.

Тем не менее, из вышесказанного следует: хронологически и географически буддизм вполне мог оказывать влияние на культурную среду, в которой создавался Вавилонский Талмуд.

С уважением, Алексей.

Ал Ор   14.11.2025 16:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.