Проблема самоидентификации
Данная проблема в условиях отсутствия какого-либо «самобытия» (субъективного Я, неизменного «я») в свете учений Адвайты, буддизма высших школ и Каббалы рассматривается через призму фундаментальных представлений о природе «я» и «сущего», при этом все три традиции сходятся на отказе от идеи идентичности с постоянным индивидуальным эго или самостью.
Как эти традиции подходят к данному вопросу?
Начнём с Адвайты (она же - Учение Недвойственности). Ключевая идея здесь — отсутствие истинного, независимого «я» (атмана, или отдельного субъектного существа). Самоидентификация с эго (малой личности) — иллюзия (майя). Истинное же «Я» — это недвойственное, безличное сознание (Брахман), которое в своей сути едино с бытием и небытием всего сущего. Отсутствие «самобытия» отдельного субъекта означает, что самоидентификация как отдельная сущность невозможна.
Здесь происходит процесс распознавания и отрешения от ложного «я» при осознавании своего единства с Абсолютом - что ведёт к самореализации, когда человек перестаёт отождествляться с обусловленными формами, событиями и воспринимает себя как безграничное, вечное сознание.
В буддизме высших школ - Прасангика, Ваджраяна, дзогчен, дзэн - «самобытия» вообще нет. Учение утверждает, что индивидуальное «я» — это условное, временное образование, возникшее в результате взаимодействия пяти "скандх" (формы, чувства, восприятия, ментальные формирования, сознание).
Самоидентификация — это цепочка обусловленных ментальных процессов, не имеющих под собой сущностного основания, существует лишь как поток явлений. Понимание пустотности — осознание отсутствия независимого «я» и субстанциальной сущности — освобождает ум от страданий и иллюзий. Самоидентификация смещается с фиксированной личности на понимание взаимозависимого и меняющегося потока бытия, приходя к пробуждённости (от слова "Будда") и безграничному состраданию.
Каббала рассматривает «Я» (Нефеш, Рух, Нешама — разные уровни души) как части единого Б-жественного источника. Идея обособленного «я» иллюзорна — все души связаны с Б-жественным Светом.
Процесс духовного развития — это «тиккун» (исправление), где через внутреннюю работу (очищение, разделение, соединение) раскрывается истинная связь с Б-жественной сущностью.
В Каббале «самоидентификация» — это движение от кащеевой иглы эгоцентризма к постижению единства с Б-гом и всей творческой реальностью, трансцендентное осознание над индивидуальностью. Отсутствие фиксированного отдельного «я» здесь выражается в идее единства всех искр душ и возвращения к исходному источнику — «Бесконечному».
Примечание автора: употребление слова "бесконечность" в условиях отсутствия какого-либо "начала" вызывает минимум улыбку, максимум - "хохот шамана", подобный львиному рыку Пустоты...
Все эти традиции отвергают идею устойчивого, малоподвижного, независимого «я» или «самобытия».
Самоидентификация — обычная человеческая практика для выживания и социального существования, но с духовной, высшей точки зрения она безусловно иллюзорна и ведёт к страданиям вследствие ограничений осознания. Отсутствие самобытия требует радикального переосмысления самоидентичности не как принадлежности отдельному субъекту, а как осознание единства с безличным Абсолютом (Адвайта), пустоты и взаимозависимости феноменов (буддизм) или с Б-жественным источником всей сущности (Каббала).
В этом состоянии «само» перестаёт быть личной привязкой и становится осознанием нераздельности всего сущего.
Если кратко, проблема самоидентификации в отсутствии самобытия решается через радикальное трансцендентное осознание, когда субъективное «я» распадается, уступая место пониманию единства с высшей, невыделенной сущностью или пустотой.
Поистине великолепна вверху статьи иллюстрация к итогам поиска своей идентичности. Так и в конце жизни дурак, если его иллюзорные национальные и прочие ограничения тверды, с адской болью почувствует их крушение так же как с хрустом трескается заледеневший снеговик, распадаясь на куски, прежде чем обломки растают.
Ум же мудреца ещё при жизни растворяется в Брахмане (Эйн Соф, Будде) так же, как молоко растворяется в молоке, а капля растворяется в океане, и он достигает высшего уровня реализации.
Именно таким мудрецом был, например, Элиша бен Абуйя, который при входе в ПаРДеС с ещё тремя искателями Истины захохотал подобно безумному филину и вскричал: "Так что: на Небе - две власти? Вода, вода..." Впрочем, за это он был подвержен остракизму и прижизненно-посмертному игнору со стороны соплеменников, для которых принять это как Истину было смерти подобно в буквальном смысле...
(см. "Когда шалом не шалом - Ахеру посвящается" http://proza.ru/2024/07/13/568)
Не говори "вода, вода", когда в стране сухой закон,
Не говори ни "нет" ни "да", когда молчите ты и ОН.
Не говори "давай, давай!", когда ты создан получать
И никому не выдавай заветных циферок ключа...
И никому и никогда не раскрывай своих начАл:
Здесь на вопрос ни "нет" ни "да" ещё никто не отвечал.
Ещё никто не смог понять в тюремной камере пустой,
Что ни тебя и ни меня не запирал в неё никто...
("Клизмер-Бэнд" - слушать можно на стр. автора в папке Песни о главном)
Машиах-блюз http://suno.com/song/290e5b01-fc49-40bc-8748-cde55cec5f38
Йога Васиштха, Адвайта:
"23.28. sattA-mAtra-kumudvatyA cit.jyotsnA-pariphullayA vapu:_vinodayati_ekam kriyA-priyatama~anvita:
Широко распространившимся светом чистого Осознания (чит), скоплением лотосов величиной с реальность [проявляется] сущность, [которая] развлекается одной наиприятнейшей деятельностью.
23.29. ananta~apAra-paryanta-baddha-pITham nijam vapu: mahAzaila.vat-uttuGgam avalambya vyavasthita:
Бесконечный, безграничный [Брахман] – величественный как великая гора [Меру], стоящий в основе [времени], поддерживает ограниченное, связанное узами существование собственной формы.
23.30. kvacit_zyAmatama: zyAmam kvacit kAnti-yutam tatam dvayena_api kvacit riktam svabhAvam bhAvayan sthita:
Иногда чернее мрака, иногда черное, иногда наполненное великолепием, а потом даже двойственным [становясь], проявляя [формы] везде и всегда, свободным пребывает в изначальной природе.
( перевод - Молодцов Андрей Витальевич, проза.ру)
Свидетельство о публикации №225080100155
С уважением,
Ал Ор 02.08.2025 10:29 Заявить о нарушении