Проблема самоидентификации

При чтении каких-либо опусов на тему национальной, гендерной или какой-либо иной самоидентификации меня разбирает смех...

Данная проблема в условиях отсутствия какого-либо «самобытия» (субъективного Я, неизменного «я») в свете учений Адвайты, буддизма высших школ и Каббалы рассматривается через призму фундаментальных представлений о природе «я» и «сущего», при этом все три традиции сходятся на отказе от идеи идентичности с постоянным индивидуальным эго или самостью.

     Как эти традиции подходят к данному вопросу?

 Начнём с Адвайты (она же - Учение Недвойственности). Ключевая идея здесь — отсутствие истинного, независимого «я» (атмана, или отдельного субъектного существа). Самоидентификация с эго (малой личности) — иллюзия (майя). Истинное же «Я» — это недвойственное, безличное сознание (Брахман), которое в своей сути едино с бытием и небытием всего сущего. Отсутствие «самобытия» отдельного субъекта означает, что самоидентификация как отдельная сущность невозможна.

    Здесь происходит процесс распознавания и отрешения от ложного «я» при осознавании своего единства с Абсолютом - что ведёт к самореализации, когда человек перестаёт отождествляться с обусловленными формами, событиями и воспринимает себя как безграничное, вечное сознание.

   В буддизме высших школ - Прасангика, Ваджраяна, дзогчен, дзэн - «самобытия»  вообще нет. Учение утверждает, что индивидуальное «я» — это условное, временное образование, возникшее в результате взаимодействия пяти "скандх" (формы, чувства, восприятия, ментальные формирования, сознание).

    Самоидентификация — это цепочка обусловленных ментальных процессов, не имеющих под собой сущностного основания, существует лишь как поток явлений. Понимание пустотности — осознание отсутствия независимого «я» и субстанциальной сущности — освобождает ум от страданий и иллюзий. Самоидентификация смещается с фиксированной личности на понимание взаимозависимого и меняющегося потока бытия, приходя к пробуждённости (от слова "Будда") и безграничному состраданию.


    Каббала рассматривает «Я» (Нефеш, Рух, Нешама — разные уровни души) как части единого Б-жественного источника. Идея обособленного «я» иллюзорна — все души связаны с Б-жественным Светом.

    Процесс духовного развития — это «тиккун» (исправление), где через внутреннюю работу (очищение, разделение, соединение) раскрывается истинная связь с Б-жественной сущностью.

    В Каббале «самоидентификация» — это движение от кащеевой иглы эгоцентризма к постижению единства с Б-гом и всей творческой реальностью, трансцендентное осознание над индивидуальностью. Отсутствие фиксированного отдельного «я» здесь выражается в идее единства всех искр душ и возвращения к исходному источнику — «Бесконечному».
    Примечание автора: употребление слова "бесконечность" в условиях отсутствия  какого-либо "начала" вызывает минимум улыбку, максимум - "хохот шамана", подобный львиному рыку Пустоты...



    Все эти традиции отвергают идею устойчивого, малоподвижного, независимого «я» или «самобытия».

    Самоидентификация — обычная человеческая практика для выживания и социального существования, но с духовной, высшей точки зрения она безусловно иллюзорна и ведёт к страданиям вследствие ограничений осознания. Отсутствие самобытия требует радикального переосмысления самоидентичности не как принадлежности отдельному субъекту, а как осознание единства с безличным Абсолютом (Адвайта), пустоты и взаимозависимости феноменов (буддизм) или с Б-жественным источником всей сущности (Каббала).

    В этом состоянии «само» перестаёт быть личной привязкой и становится осознанием нераздельности всего сущего.

Если кратко, проблема самоидентификации в отсутствии самобытия решается через радикальное трансцендентное осознание, когда субъективное «я» распадается, уступая место пониманию единства с высшей, невыделенной сущностью или пустотой.


   Поистине великолепна вверху статьи иллюстрация к итогам поиска своей идентичности. Так и в конце жизни дурак, если его иллюзорные национальные и прочие ограничения тверды, с адской болью почувствует их крушение так же как с хрустом трескается заледеневший снеговик, распадаясь на куски, прежде чем обломки растают.
   Ум же мудреца ещё при жизни растворяется в Брахмане (Эйн Соф, Будде) так же, как молоко растворяется в молоке, а капля растворяется в океане, и он достигает высшего уровня реализации.
   Именно таким мудрецом был, например, Элиша бен Абуйя, который при входе в ПаРДеС с ещё тремя искателями Истины захохотал подобно безумному филину и вскричал: "Так что: на Небе - две власти? Вода, вода..." Впрочем, за это он был подвержен остракизму и прижизненно-посмертному игнору со стороны соплеменников, для которых принять это как Истину было смерти подобно в буквальном смысле...

(см. "Когда шалом не шалом - Ахеру посвящается" http://proza.ru/2024/07/13/568)

 Не говори "вода, вода", когда в стране сухой закон,
Не говори ни "нет" ни "да", когда молчите ты и ОН.
Не говори "давай, давай!", когда ты создан получать
И никому не выдавай заветных циферок ключа...


И никому и никогда не раскрывай своих начАл:
Здесь на вопрос ни "нет" ни "да" ещё никто не отвечал.
Ещё никто не смог понять в тюремной камере пустой,
Что ни тебя и ни меня не запирал в неё никто...

("Клизмер-Бэнд" - слушать можно на стр. автора в папке Песни о главном)

Машиах-блюз http://suno.com/song/290e5b01-fc49-40bc-8748-cde55cec5f38



Йога Васиштха, Адвайта:

"23.28. sattA-mAtra-kumudvatyA cit.jyotsnA-pariphullayA vapu:_vinodayati_ekam kriyA-priyatama~anvita:

   Широко распространившимся светом чистого Осознания (чит), скоплением лотосов величиной с реальность [проявляется] сущность, [которая] развлекается одной наиприятнейшей деятельностью.

23.29. ananta~apAra-paryanta-baddha-pITham nijam vapu: mahAzaila.vat-uttuGgam avalambya vyavasthita:

   Бесконечный, безграничный [Брахман] – величественный как великая гора [Меру], стоящий в  основе [времени], поддерживает ограниченное, связанное узами существование собственной формы.

23.30. kvacit_zyAmatama: zyAmam kvacit kAnti-yutam tatam dvayena_api kvacit riktam svabhAvam bhAvayan sthita:

   Иногда чернее мрака, иногда черное, иногда наполненное великолепием, а потом даже двойственным [становясь], проявляя [формы] везде и всегда, свободным пребывает в изначальной природе.
 
( перевод - Молодцов Андрей Витальевич, проза.ру)


Рецензии
Поддержу

Денис Чиж   01.08.2025 19:53     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый Денис, за проявленный интерес и поддержку.
С уважением,

Ал Ор   02.08.2025 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.