Абу муслим в памяти мусульман Кавказа
(Тарих ислам фи-д-Дагистан) Мухаммад - Рафи, аульных хрониках; . Все эти сочинения повторяют одну и ту же легенду. Можно выделить два ее основных, во многом перекликающихся друг с другом варианта: первый распространен в основном в Северном Азербайджане и Южном Дагестане, второй характерен для Северного Дагестана и Чечено - Ингушетии. В наиболее полном виде первая, более древняя, версия легенды встречается в безымянной арабской хронике, условно названной
«Историей Абу Муслима» (Тарих Аби Муслим) востоковедом Н.;В. Ханыковым, который обнаружил и опубликовал ее;. Вкратце ее содержание таково: Шейх Абд ар - Рахман б. Абд ал - Малик Абу Муслим вел род от Пророка Мухаммада по линии его дядьев Хамзы и Аббаса т.;е. был сайидом. Родился он в городе Дамаск в Сирии (араб. Шам) и потому имел нисбу ад - Димашки аш - Шами. В родном городе он построил большую соборную мечеть и прочел там свою первую проповедь (хутба). Еще в раннем детстве он потерял отца, который пал мучеником (шахид), сражаясь «за ал - Хусайна б. Али б. Аби Талиба» против омейядского халифа Марвана II. Когда Абу Муслим достиг совершеннолетия, он собрал пятитысячную армию и отомстил за отца, убив Марвана. Совершив ряд походов (газв) на Ближнем Востоке, в Малой и Средней Азии (а по некоторым дагестанским хроникам, побывав даже в Индии), он начал семилетнюю войну за веру (джихад ва-газават) с горцами Кавказа. Абу Муслиму покорились сначала Ширван, затем город Дербент и горные области Дагестана, и, наконец, отдаленные черкесские земли. Обратив горцев в ислам, Абу Муслим построил для них первые мечети в Дербенте, селениях Ахты, Кара-Кюре, Рича, Куруш, Мака, Цахур, Кала- Корейш, Гази-Кумух, Кубачи, Хунзах и других политических центрах Нагорного Дагестана, где он посадил мусульманских правителей из числа своих ближайших родственников и сподвижников, таких же саййидов, как и сам он. От этих арабских наместников вели род крупнейшие позднесредневековые правители Дагестана — шамхалы Гази-Кумуха и Тарков, уцмии Кайтага, майсумы и кади Табасарана. Лишь нуцалов Аварии возводили к Суракату, последнему немусульманскому правителю Хунзаха и наиболее упорному противнику Абу Муслима. Окончив утверждение ислама на Восточном Кавказе, Абу Муслим вернулся на родину;. Вторая версия легенды, попавшая в Тарих ислам фи-д-Дагистан и ряд аварских аульных хроник, рисует Абу Муслима (иначе Абу-л-Муслима) уже местным героем - исламизатором. Он был потомком одного из пяти шейхов - курайшитов, переселившихся на Восточный Кавказ из Сирии за три-пять веков до его рождения. Абу Муслим жил в Хунзахе и был наследным правителем (амир) и духовным главой (имам) мусульман Аварии. Всю свою жизнь он вел войны за веру (джихад) против своих соседей, еще не принявших ислам, то заключая с ними мирные договоры, то нарушая их и возглавляя набеги (газв) на земли неверных. Самым упорным и зловредным врагом шейха был Суракат (по другой версии легенды, его отдаленный потомок), правивший Аварией до принятия ею ислама. Неверные были окончательно побеждены хитростью: Абу Муслим притворно отступил, разбросав на поле боя отравленные яства, от которых погибло все войско неверных. Сураката убили. Но от ран, полученных в одном из последних сражений, скончался и Абу Муслим. После его смерти к власти в Хунзахе пришли принявшие ислам потомки Сураката;. Отдельные события и эпизоды обеих версий предания попали в памятные записи, строительные и исторические надписи Нагорного Дагестана XVIII–ХХ вв. Чаще всего они содержат краткий рассказ о приходе в Дагестан во II или в IV–V вв. хиджры (VIII или X–XI в.;н.;э.) армии мусульман и строительстве здесь первых мусульманских памятников, т.;е. конспективно излагают первый вариант легенды.
О роли Абу Муслима, его родственников и сподвижников в исламизации разных горных областей и селений региона говорят и устные предания горцев. Почти все они были записаны в конце XIX или в первой половине ХХ в. Чаще всего подобные истории объясняют значение чудесных реликвий, хранящихся в мусульманских святилищах (пир, зийара). К ним относится прежде всего меч (по другим сведениям кинжал), по преданию, принадлежавший Абу Муслиму и оставленный им кавказским мусульманам перед возвращением на родину. Одна из таких реликвий до конца 1930-х годов находилась в пире у табасаранского селения Чурдаф недалеко от почитаемой святой пещеры Дюрк, другая вместе с белым знаменем шейха (авар. байрахъ) с медным наконечником — в квартальной мечети Каланиб аварского селения Чох. Приписываемые Абу Муслиму сабля, ветхий халат и посох с железным наконечником до сих пор хранятся в мавзолее (худжра) при квартальной мечети Самилахъ аварского селения Хунзах. Самый северный памятник, связанный с нашим героем,;— это знаменитый христианский храм Тхоба Ерды в Ингушетии, где он был похоронен, согласно местной легенде. Как и в Чурдафе, в Чохе был хранитель реликвий шейха. Эта должность передавалась по наследству в тухуме Османовых, которые считали себя потомками арабов, пришедших на Кавказ вместе с Абу Муслимом и основавших Чох. Согласно их родовому преданию, покидая Дагестан, Абу Муслим оставил в Чохе свое знамя и саблю как знак власти своему сподвижнику и родственнику Осману. Эти реликвии подробно описал в 1944 г. этнограф Е.;М. Шиллинг. Переданные в Центральный антирелигиозный музей в Москве, реликвии затерялись после его расформирования в 1947 г., но в 2013 г. были обнаружены историком П.;И. Тахнаевой в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге; и в 2018–2019 гг. экспонировались на
выставке. Здесь представлены два флага — один, по палеографическим особенностям типичного дагестанского насха отнесенный И.;Ю. Крачковским к концу XIX в., и другой, вышитый в 1914 г. для его замены;. Надписи на них идентичны:
«(1) О, Отпускающий пленника! О, Восстанавливающий сокрушенного!
(2) О, Обогащающий бедного! О, Питающий малого!
(3) О, Исцеляющий больного. Дата — 115 (733–734 г.;н.;э.;— В. Б.) [год]
(4) Взявший это [знамя] — старший из рода наместника Пророка Османа,
(5) Повелителя правоверных. [Это –] остаток Абу-л- Муслима, победителя Дагестана» (пер. И.;Ю. Крачковского;).
Абу Муслим остается любимым шейхом, особенно в Дагестане, Чечне и Азербайджане. Ему приписывают благородное сайидское происхождение из арабов-курайшитов, распространение и упрочение ислама на всем Кавказе. По преданию, он построил здесь первые мечети и мадрасы. Его сподвижников и потомков считают родоначальниками большинства мусульманских династий, правивших на Северо- Восточном Кавказе вплоть до установления здесь русского владычества в конце XVIII — середине XIX в. Нельзя относиться к этой фигуре слишком прямолинейно, отрицая
ее историческое существование, как это делали Бакиханов, Алкадари, Али Каяев, Казем, Бартольд и Саидов, призывавшие к ревизии местной летописной традиции, и некоторые классики российской ориенталистики.
Источник: АБУ МУСЛИМ В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ
МУСУЛЬМАН ДАГЕСТАНА // Ислам в современном мире. 2019. Том 15. №;3
Свидетельство о публикации №225080101585