Детский мир

Недавно я проповедовал по Пс.35. В начале этого псалма ярко и выразительно показан портрет грешника, черты этого портрета использовал потом апостол Павел в послании Римлянам, излагая учение о всеобщей испорченности. Я пишу стихи и песни и немножко знаю, как это делается. Иногда я основываю текст стихотворения на библейском тексте. Мне очень легко представить, что я или кто-то написал бы песню по середине Пс.35, где воспевается драгоценная милость. Но мне очень сложно представить, что кто-то напишет песню по началу этого псалма, изображающего закоренелого грешника. Давид написал.

Когда вы читаете своим детям истории, они в новой книге стараются разобраться в начале, кто здесь хороший герой, а кто плохой. Обычно отличить их несложно. Плохой обманывает, ворует, причиняет другим боль. Хороший старается спасти положение и всем помогает. Чад Берд в своем твите по Пс.35 пишет, что это детский мир. Он простой. Когда я размышляю над Пс.35, то должен признать, что снова становлюсь ребенком — и не в хорошем смысле. Когда я читаю описание субъекта, в глубине сердца которого говорят грехи, перед глазами которого нет страха Божьего, который лжет и планирует грехи, лежа в постели (Пс.35:1-4), мне кажется, что я смотрю в окно на какого-то крайне испорченного человека, злого грешника. Но позже, приглядевшись, я обнаруживаю, что смотрю не в окно, а… в зеркало. Павел цитирует этот псалом в Рим.3, чтобы показать, что «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом», «так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» (Рим.3:9,19). Другими словами, Павел показывает, что «плохой человек» – это я.

Помните шок Давида, когда Нафан направил на него палец и произнес: «Ты тот человек»? Да, в Пс.35 есть контраст и противопоставление, но он противопоставляет не «хороших героев» и «плохих парней», а жалкие, злые, ничтожно малые мирки грешного человечества и необъятные просторы горного милосердия Божьего. «Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая» (ст.6-7). Наверное, Павел вспоминал этот псалом, когда писал «постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота», говоря о превосходящей разумение любви Христа (Еф.3:18-19). Первая ошибка, которую мы можем сделать, читая Пс.35 – это применить его начало к кому-то, но не к себе. Сказать: «Это не про меня». Нет, про вас и про меня. «Ты тот человек». «Я тот человек».

Английский писатель Гилберт Кийт Честертон как-то получил от газеты «Лондон Таймс» вопрос – «Что не так с этим миром?». Предполагалось, что он напишет обширное письмо, которое газета опубликует. Но его письмо оказалось очень коротким: «Милостивые государи, я. Искренне Ваш, Г. К. Честертон». Этот ответ не является скромничаньем – он математически точен и соответствует истине Пс.35 и Рим.3. Эта идея не погрузит нас в уныние и пассивность. У меня нет власти над решениями других людей, у меня есть власть над моими решениями. Я не могу исправить «нас» – народ или церковь, но я могу с Божьей помощью заняться реальным исправлением себя.

Если научусь смотреть в зеркало.

01.08.2025


Рецензии