6. 8. 2 Коварство адских духов

 «577. Сколь много мудрости и разумения в ангелах, столь же много коварства и хитрости в адских духах: степени одинаковы, потому что дух человека, отрешаясь от тела, предаётся или своему благу, или своему злу: ангельский дух, как образ любви своей, есть и образ своего блага или своего зла, что уже не раз было сказано и доказано, следовательно, как ангельский дух мыслит, хочет, говорит и действует по своему благу, так точно и адский дух мыслит и действует по своему  злу – значит мыслить, хотеть, говорить и действовать от полноты зла. Иначе было, когда дух этот жил ещё в теле: тогда зло, принадлежавшее духу человека, сдерживалось узами, которые на каждого человека налагаются законом, расчётом, честью, славой и страхом потерять их, поэтому духовное зло его не могло прорваться и объявиться, каким оно было по себе.

Кроме того, зло, принадлежавшее духу человека, таилось тогда и скрывалось под личиной честности, искренности, справедливости и любви … к истине и благу: всё это человеком исповедовалось устами и высказывалось в делах ради мира, а зло под этой внешностью до того было затаено и укрыто во тьме, что сам человек едва знал, что в духе его столько коварства и хитрости и что, следовательно, он был уже в себе тем дьяволом, которым он становиться после смерти. Когда дух его предоставляется самому себе и своей природе, тогда обнаруживается в нём такое коварство, что оно превосходит всякое вероятие: зло его тогда проявляется на тысячу ладов такого рода, что нет слов ни на каком языке описать его.

В чём оно состоит, мне (Свёденборгу) дано было многими опытами узнать и увидеть, потому что мне дано было Господом в одно и то же время быть духом в мире духовном, а телом – в мире природном. Я могу засвидетельствовать, что коварство злых духов так велико, что едва один случай из тысячи может быть описан; могут также засвидетельствовать, что без покровительства Господня ни один человек никогда не мог бы спастись от ада, потому что при каждом человеке столько же адских духов, сколько небесных ангелов …

Господь же не может хранить человека, если человек не признаёт Божественного начала и не живёт жизнью веры и благостыни, ибо в противном случае, отвращаясь от Господа, он обращается к адским духам и, следовательно, дух его исполняется адским коварством. Тем не менее, Господь постоянно отвращает человека от зла, которое он в сообществе таких духов постоянно, так сказать, прилагает или притягивает к себе; отвращает же его Господь если не внутренними, совести принадлежащими узами, которых он не признаёт, когда отвергает Божественное начало, то, по крайне мере, узами внешними, то есть, как было сказано выше, страхом закона и его наказаний, страхом лишиться выгоды, чести или славы. Такой  человек, хотя, правда, и может быть отклонён от потери их, но не может быть приведён к духовному благу, ибо, по мере того как он к нему приводится, он придумывает хитрости и обман, представляясь и притворяясь, будто делает добро по правде и справедливости, желая убедить в этом других и, следовательно, обмануть их: эта хитрость прибавляется ко злу духа его, придаёт ему образ (format) и соделывает его тем злом, каким оно и есть по природе своей».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  319).


Рецензии