Глава 16. Свобода против стабильности

Шаверма сдал в экоавтомат собранные за сегодня пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Получилось на тридцать рублей. Сумма не великая, но на счету уже накопилось что-то около пятиста рублей. Дело в том, что программа зачисляет баллы, а не деньги на счёт. Пять баллов равны одному рублю, вот и приходиться пересчитывать. Шаверма первое время каждый раз так делал, а потом плюнул и просто копил баллы.
— Что там говорил Бурый? - бурча, вспоминал он - как-то перевести баллы на скидочную карту? Тьфу, забыл уже всё. Вот раньше проще было - пошёл на пункт приёма цветмета, высыпал им алюминиевые банки и получил деньги. А тут голову сломаешь, пока всё сделаешь и ни копейки налом. Виртуальные расчёты и везде норовят урвать себе, обобрать…
— Чё ты там бормочешь? - раздалось из-за спины. Шаверма резко обернулся. Перед ним стоял Бурый.
— Ох и напугал ты меня, - закатив глаза и перекрестившись, дрожащим голосом ответил Шаверма. - Разве можно так подкрадываться? Ого! Смотри-ка, как преобразился! Помылся, подстригся, одежда хорошая, не то, что у Клавки!
— Ладно тебе, рассказывай, что опять у тебя не получается.
— Да не помню, как эти несчастные баллы в продукт превратить! - недовольно объяснил Шаверма. - Не буду я больше в эти автоматы ничего сдавать. Одни проблемы с ними, и не везде можно по ним что-то приобрести. Я лучше, как раньше, в цветмет сдавать буду и сразу живые деньги на руки.
— Хорошо, я тебе помогу обнулить баллы, а там решай сам, - махнул рукой Бурый. - Кстати, я к тебе сейчас как раз по поводу денег пришёл поговорить.
— Ну-ка, пошли, что ты там опять напридумывал? Рассказывай.
— Понимаешь, мне нужно забрать накопленные нами сбережения, чтобы оплатить проживание в приюте, - немного смущаясь, начал объяснять Бурый.
— Погоди, - остановился Шаверма и строго посмотрел в глаза другу. - Ты же сам говорил, что это на крайний день, на что-то серьёзное.
— А ты думаешь, восстановление документов - это пустяк? - недоумевающе ответил Бурый.
— Не пустяк, - согласился Шаверма. - Я не про документы говорю, а про оплату проживания. Ты можешь и тут, со мной пожить, бесплатно.
— Но это так не работает, - попытался объяснить Бурый, - ты же сам это знаешь. Чтобы восстановить документы, нужна регистрация. Её делают в приюте, при условии, что ты там будешь проживать.
— Допустим, - пожал плечами Шаверма, - и сколько нужно денег?
— На жильё? - уточнил Бурый.
— Ну да, - Шаверма удивлённо посмотрел на товарища, - мы же сейчас этот вопрос обсуждаем.
— Сто пятьдесят рублей в сутки!
— Сколько!? - взвизгнул Шаверма. - Это что за грабёж? Я за такие деньги могу в общаге жить, а это всего лишь ночлежка!
— Угомонись, - попытался успокоить друга Бурый. - Знакомая тебе ночлежка стоит пять рублей в сутки, но ты знаешь, как там к нам относятся. А заведение, где я, лучше, чем общага. И условия, и помощь предоставляются.
— Нет, нет, нет! - категоричным тоном заключил Шаверма. - Я не согласен!
— Погоди, в смысле ты не согласен? - непонимающе посмотрел на него Бурый. - С чего ты решил, что можешь распоряжаться моей частью накоплений?
— Я не распоряжаюсь, я предостерегаю! - огрызнулся Шаверма. - Мы вместе их откладывали, копили, и потому я полагаю, вместе и тратить должны!
— Вот ты о чём, - догадался Бурый. - Ты мне завидуешь?
— С чего ты так решил?
— Да с того, что я взялся за своё будущее и стал что-то делать, а ты не хочешь ничего предпринимать! Что тебе мешает тоже оплатить проживание и начать восстанавливать свою жизнь к лучшему?
— Всё мешает! - выкрикнул Шаверма. - Я не хочу пахать на дядю за копейки, из которых я большую часть должен буду отдать за аренду жилья, одежду, еду, а после у меня ничего не останется! Сейчас я сам себе предоставлен. Хочу, поеду, куда мне надо, хочу полдня просплю. На еду насобираю себе, а то и в помойке найду что. Если работа есть, я её не гнушаюсь, но так, чтобы отработать, получить за неё оплату и опять быть независимым!
— Так что мешает тебе работать на себя? - попытался переубедить Шаверму Бурый.
— Ага, и потом половину отдать государству? А что оно мне даёт в ответ? Полиция не защищает, льгот нет, налоги сжирают половину дохода. Нет, это не жизнь, это тюрьма!
— Ну, ну, - грубо ответил Бурый. - Знаешь что? Поступай, как хочешь, а я свою половину заначки забираю, и мы расходимся, как в море корабли!
— Ах вот как? - Шаверма побагровел от злости. - Ну и чёрт с тобой! Только потом не просись ко мне, понял? Я тебя за такое предательство не прощу!
— Я тебя услышал, друг, - ответил Бурый и, махнув рукой, направился к подвалу.
— Погоди, я с тобой! - схватив за рукав, остановил его Шаверма. - Вместе посчитаем, чтобы всё по-честному было.
Бурый наградил друга испепеляющим взглядом и промолчал.
Что до Славки, то он вообще не занимал ничью сторону. Ему и Шаверму было жалко, и Бурого он понимал. Так что парень просто оставался сторонним наблюдателем, хоть и находился в сознании Бурого. Его беспокоила только одна мысль: когда клон уже вернёт его в своё тело? Ведь он все условия выполнил, помог Бурому стать лучше.
— Ну что у нас тут? — Бурый открыл коробочку. — Так, пять тысяч рублями и сорок долларов США.
— Это кроме золотых серёжек, — уточнил Шаверма, — которые, кстати, твой Славка обещал нам помочь продать!
— Славка? — не понял Бурый.
— Ну который в тебя вселялся, — напомнил Шаверма. — Кстати, он что-то не появляется. Ты не в курсе, с ним всё в порядке?
— Не знаю я ничего! — с неприязнью ответил Бурый. — Он вроде и открыл мне глаза на некоторые вещи, но в то же время достал со своими детскими взглядами на жизнь.
"Но, но, — возмутился Славка, — ты давай поаккуратнее с выражениями!"
Бурый замер и огляделся.
— Чё? — насторожился Шаверма и тоже осмотрелся. — Услышал кого?
— Да показалось, — нехотя отмахнулся Бурый.
"Ничего тебе не показалось! — отозвался Славка в его голове. — Ты там не наглей давай!"
— Да отстань от меня! — вдруг выкрикнул Бурый, мотнув головой. — Что тебе ещё от меня надо?
Шаверма обеспокоенно посмотрел на друга.
— Тебе плохо? — осторожно поинтересовался он. — Может, скорую?
— Да причём тут скорая? — в сердцах отреагировал Бурый. — Хочешь, чтобы меня в дурку увезли? Это тот самый Славка в башке моей сидит и комментирует!
— Ах, вот оно что, — понимающе вытянул лицо Шаверма. — Значит, он не покинул тебя, а просто притаился и наблюдает! Ты когда нас в покое оставишь-то?
Шаверма обратился к Славке, глядя сквозь Бурого.
— Ты думаешь, мне так хочется тут торчать? — вдруг заговорил Славка-Бурый. — Я сам жду не дождусь, когда меня вернут в своё тело! Я все условия выполнил, а всё ещё тут, с вами.
— А ты спроси у своего хозяина, что ему надо-то, — посоветовал Шаверма.
— Точно, я что-то туплю! — обрадовался Славка.
Он достал телефон и стал набирать сообщение клону. Пришёл ответ.
— Во, читай! — Славка протянул Шаверме телефон. — Как тебе это нравится?
— Что там? — заинтересованно стал читать Шаверма. — Пока Бурый не найдёт работу, договор не выполнен.
Шаверма, выпучив глаза, посмотрел на друга.
— Ну, как тебе?
— Он совсем обнаглел, — фыркнул Шаверма. — Так он до скончания века будет придумывать новые условия.
— Так и я о том же, — ответил Славка.
— Ну так, значит, Бурому срочно нужно приткнуться куда-нибудь на первое время, — предложил Шаверма. — Тебя вытащат из него, а дальше уже он сам по себе.
— Согласен, — кивнул Славка. — Но если вы вот так ссориться будете, то ничего не выйдет. Вы друг другу помогать должны, а не ссориться.
— Правду сказал Бурый, — вздохнул Шаверма. — У тебя ещё детское мировоззрение. Легко сказать — не ссориться. Взрослая жизнь полностью состоит из разногласий, проблем и их преодолений.
— Так, я знаю, как сбыть ваше золото и тем самым увеличить ваш доход.
— Это конечно хорошо, — согласился Шаверма, — но как это нам поможет?
— Так кто тут взрослый, вы или я? — удивился Славка. — Я помогу с реализацией найденного вами драгметалла, а вы уже решайте, как полученные деньги использовать. Ты вот расспрашивал меня насчёт работы курьером. Вот можешь на это, например, и потратить свою часть. Тут же тоже ты останешься свободным: хочешь — работаешь, не хочешь — спишь до обеда. И налоги за тебя организация платит, а тебе выдаёт деньги уже после вычетов. Что тут плохого-то?
— Не знаю, — замялся Шаверма, — не доверяю я им. Если бы всё так просто было, то курьерами работали бы не Бауржаны, а Васи.
— Вася не хочет столько получать, — возразил Славка. — Ему семью кормить нужно и за квартиру платить. А у тебя нет никого, и в приюте жить намного дешевле. Так что как раз для тебя работа. И потом, кто сказал, что курьерами только Бауржаны работают? Просто их больше, чем Вась.
— Может, ты и прав, — задумался Шаверма. — Ладно, продай серьги золотые, а потом уже и думать будем.
— Замётано! — весело ответил Славка. Он снова замолчал и дал возможность Бурому взять верх над сознанием.
— Ну и что вот теперь делать? — нервно спросил Бурый.
— Пусть реализует добро, а там уже решим, — уверенно заявил Шаверма, — а пока давай менять доллары на рубли.
— Зачем? — удивился недальновидности друга Бурый. — Они растут в цене!
— А как делить-то тогда будем? Пятёрку разменивать? — Шаверма вертел в руках красную купюру.
— Давай знаешь как, — предложил Бурый. — Ты же в ближайшее время всё равно деньги тратить не собираешься, так вот, я пять тысяч заберу, а золото и доллары тебе оставлю. А?
— И в чём тут подвох? — пытаясь посчитать в уме, насторожился Шаверма.
— В том, что тебе больше останется, — уверил Бурый. — Я-то работу найду и сам буду зарабатывать, а ты, если не прислушаешься к Славке, так и будешь тут прозябать, так что тебе финансовая подушка нужнее, чем мне.
— Ты что-то не то говоришь, — остановил его Шаверма. — Мы договорились поровну разделить всё, а ты теперь пытаешься всё усложнить и запутать меня.
— Дурачьё! — рассмеялся Бурый. — Я как лучше хочу для тебя. Смотри, я сейчас тебе всё объясню.
Бурый принялся с помощью телефона рассчитывать, что по чём и сколько у Шавермы останется сбережений после делёжки.
— Это называется пассивный доход! — гордо заявил он в конце. — Как тебе?
— Говоришь-то красиво, а вот как на деле обернётся? — недоверчиво пробурчал Шаверма.
— Хорошо, давай наоборот, — предложил Бурый. — Тебе остаётся пять тысяч, а я забираю остальное.
— Нет! — резко отреагировал Шаверма. — Сам же сказал, что доллары растут, а золото тоже всегда в цене.
— А что тогда ты хочешь? — теряя терпение спросил Бурый.
— Я хочу поровну! — настаивал Шаверма. — Значит, так: двадцать долларов мне и столько же тебе. Серёжек у нас три, значит, разделить не получится. Их оставим в общей копилке, потом, как Славка продаст, мы встретимся и поделим. А пятёрку разменяем.
— Ну ты понимаешь, что мне не хватит этого на оплату месяца проживания в приюте? — стал снова объяснять Бурый. — Мне придётся менять доллары, а это нецелесообразно. А по моей схеме доллары будут лежать у тебя и расти в цене, как и золото, а пяти тысяч как раз мне хватит всё оплатить. Ну?
— Вот теперь ты и раскрыл истинные свои цели! — Шаверма ткнул друга указательным пальцем в грудь. — А то начал тут: "О тебе беспокоюсь, так выгоднее для тебя". Кукиш с маслом! Это всё тебе выгодно!
— Опять двадцать пять! — опустив руки, вздохнул Бурый. — Мой вариант и тебе, и мне выгоден, как ты не понимаешь!
"А ещё говорят, что у меня детское мышление", — слушая спор мужиков, подумал про себя Славка.
— Ладно, — решил Шаверма. — Чёрт с тобой, давай по-твоему. Ты вроде во всём этом лучше меня шаришь! Только смотри, обманешь, я тебя найду!
— Да никуда я не денусь! — схватив за плечи друга, улыбнулся Бурый. — Сам тебя навещать буду!
На этом друзья наконец-то разделили сбережения. Шаверма перепрятал оставшуюся заначку, а довольный Бурый, попрощавшись с товарищем, поспешил оплачивать проживание в приюте.


Рецензии