Жалею тучных мужчин
Практикум-размышление «Жалею тучных»
1-ое задание-предложение
Предлагаю ознакомиться со следующим нарративом девушки:
Вопрос: как мне не быть ответственной за других людей?
«Все время нахожусь в мыслях о ком-то. Особенно меня напрягает, когда смотрю на родителей и замечаю, что они не в настроении, погружены в себя, озадаченные. Спрашиваю у них о том, как дела, и все ли хорошо. Они коротко отвечают, что все окей, все в порядке, будто уходят от ответа. А я-то чувствую, что что-то не так. Мозг включается и начинает показывать кино про то, как у них все плохо и очень плохо. Мне становится жутко и страшно. У меня же нет данных о том, как у них на самом деле. И вот этот туман без знания конкретики усиливает мои трепыхания.
А еще я очень часто жалею людей. Вот, например, идет тучный мужчина. Мне становится жалко его. Примеряю его вес, чтобы понять, как же ему, несчастному бедолаге, плохо, что какая же у него низкая самооценка. Умом понимаю, что меня ведь не должно никоим образом касаться то, как ему, но вот каждый раз почему-то развожусь на жалость при виде полных мужчин, не женщин.
И вот мне представляется, что я ответственна за тех, о ком подумала. Ужасно уже устала от этого, надоело. А почему так происходит, не могу понять.
Как мне не быть ответственной за других людей?».
2-ое задание-предложение
Предлагаю ответить на вопросы теста.
Вопросы
1) О чем запрос девушки?
Возможные варианты ответов:
А О том, как еще лучше заботиться о родителях
Б О мартышке и ее очках
В О том, как не быть ответственной за других
Г О том, что едят слоны
2) Если работать исключительно со снятием с девушки «ответственности за других», то позволит ли это глубоко понять то, какие алгоритмы мышления и поведения включаются и работают без участия воли (бессознательно, на подсознательном уровне) данного человека при его взгляде на других?
Возможные варианты ответов:
А Да, это позволит глубоко понять
Б Это позволит ни о чем не думать
В Это позволит считать всех непутевыми
Г Это позволит что-то частично понять, но «корни проблемы» останутся без внимания
3) Присутствуют ли в тексте девушки слова, которые могли бы быть предложены в качестве того запроса, который содержит в себе потенциал раскрытия механизмов описанных ситуаций?
Возможные варианты ответов:
А Да
Б Не понимаю вопрос
В Нет
Г Чувствую, что слова такие есть, но какие это слова, не знаю
4) Как возможно сформулировать запрос с опорой на предложение: «А почему так происходит, не могу понять»?
Возможные варианты ответов:
А Хочу очень быстро смочь жить иначе
Б Хочу понять, по каким причинам я живу сочиненными мной же самой переживаниями других людей, и хочу научиться по-другому
В Понимать не хочу, хочу, чтобы выслушали
Г Хочу, чтобы меня пожалели без копания в моих мозгах
Ответы для самоконтроля
Правильные ответы или те, которые выводят из ошибок вопроса-запроса и ведут к решениям:
1В, 2Г, 3А, 4Б
3-е задание-предложение
Предлагаю вопросы для размышлений относительно слов из представленного нарратива.
1) Участвует ли девушка в осмысленном подключении себя к проживанию жизни других людей или происходит автоматический, алгоритмический запуск процессов?
2) Какие слова из текста говорят о состоянии эмоций и телесных откликах девушки на происходящее?
3) На ком регулярно сосредоточено все внимание девушки, соответственно, ее силы, ее жизненный ресурс?
4) Людям, о которых идет речь в тексте, родителям, тучным людям, действительно плохо, они бедные-несчастные, страдающие, или это картинки в голове данной девушки?
5) Девушка описывает происходящее с чувством уважения, любви, принятия или из чувства жалости?
6) Понимает ли девушка, что ее жалость к другим намекает о жалости к себе?
7) Знакома ли девушка с корпулентными людьми, которые живут счастливо, активны, поддерживают других и не нуждаются в чьей-либо жалости?
8) Осознает ли девушка, что в ее рассказе о жалости к мужчинам отражена позиция взгляда сверху вниз, принижения достоинства другого человека и себя, желания спасти и в то же время намекает о работе программ и жертвы, и абьюзера, которые могут тоненько и почти неочевидно отыгрываться в повседневности?
9) Виден ли по тексту механизм алгоритмического неосознанного поведения девушки?
10) Если девушка видит большинство людей страдающими, то о чьих страданиях это говорит?
11) Наблюдаете ли произошедшую подмену, при которой «брать за кого-то ответственность» вдруг заменило бессознательное, автоматическое, соответствующее тому, что «я непонятным для себя образом включаюсь в проживание чужой жизни»?
12) Имеет ли смысл понять и переосмыслить, изменить восприятие отношений родители-дети?
4-ое задание-предложение
Предлагаю найти в неполном списке лишнее направление поиска ответов.
а) Навык осознанного управления своим вниманием
б) Навык управления и контроля мыслей
в) Подсознательные алгоритмы (программы, схемы, модели) жалости, жертвы
г) Освоение финансовой грамотности
д) Гармонизация отношений внутренний мужчина-внутренняя женщина
е) Управление эмоциональными состояниями
ё) Раскрывать интерес к себе, уважение к своей жизни, достойное восприятие себя и других, любовь и принятие
В качестве подведения итогов
О чем был рассказ девушки?
О том, что нет навыка управления вниманием, требующим волевого участия, что нет понимания «почему и зачем» относительно эмоционально-чувственных проживаний, что нет навыка работы-управления эмоциями, что исчерпывается физический ресурс тела, что есть особенное восприятие себя, родителей, других, мужского и женского, ответственности и т. д.
Возможно ли научиться не придумывать ответственность за других, научиться управлять мыслями, вниманием, быть собой, жить своей жизнью, уважать право каждого быть собой, чтобы смочь быть полезной, чтобы при необходимости поддерживать других, если они об этом попросят?
Да, возможно и достижимо при желании и усилиях.
Свидетельство о публикации №225080100636