Верните нам филателию!

Филателия ворвалась в нашу жизнь в середине 60 -х. Сначала это была детская забава. Хорошо помню, как копили все марки подряд, менялись друг с другом. Не про какие альбомы или кляссеры мы и не слыхали. Конечно были умники, который знали, что первые знаки почтовой оплаты появились еще в ХlX веке и какие богатые коллекции у английской королевы и американских президентов. В Царской России тоже не отставали и почти каждый купец или промышленник имели свои коллекции.
Черный Пенни, Британская Гвиана, Голубые и Розовые Маврикии - вот небольшой перечень раритетов, цена которым целое состояние.
Мы же хранили марки в папиросных и обувных коробках. Даже во Дворце пионеров, не помню, чтобы были какие то кружки или сходки филателистов. Потом уже, когда этим делом в серьез заинтересовались взрослые и солидные люди, тогда и появились первые общества собирателей марок. Я , еще будучи  дошкольником , кстати собирал спичечные этикетки и коробки заодно.
Мое хобби называлось - филумения. Коробки использовались в качестве строительства  игрушечных укреплений, для оловянных и пластилиновых солдатиков.  Устраивали, помню целые побоища.
Отец серьезно  увлекался литературой, треть зарплаты уходило на подписные издания. Он и принес в наш дом первый альбом с новенькими марками, первый журнал Филателия СССР,  увеличительное стекло и пинцет.
Будите удивляться, но этот первый альбом с марками стал для нас с братом чем то вроде  сегодняшнего интернета. Каждая марка была индивидуальным источником информации. Какое то событие , или портрет выдающейся личности, даже цветочки и грибочки приводили нас в трепет и восторг. С помощью марок наш кругозор  расширился просто невероятно. Мы взрослели, и с годами разрасталась наша коллекция марок. Скоро отец приобщил нас с братом  к коллекционированию почтовых конвертов и открыток. Картмаксимумы, конверты первого дня, спецгашения, кварт блоки, кляйнбогены и прочее прочее. Еще у отца появилось отдельное хобби, он рассылал  письма в Антарктические станции, дрейфующие полярные  зимовки и даже на атомные ледоколы. Внутрь конвертов он вкладывал конверты с обратным адресом и терпеливо ждал ответа. Как же он  радовался , когда приходили эти письма с фирменными штемпелями Северного полюса и Антарктики.
Как то не заметно мы всей семьей приобщились и собирательству значков и монет, нагрудных знаков и бумажных купюр.
Это уже фалеристика , бонистика и нумизматика. Интерес расширялся , увеличивался и объём знаний в коллекционном бизнесе. Уже во время учебы в мореходке меня частенько выручали мои познания и опыт в этом бизнесе. Тогда это называлось спекуляция, но я за какой то час мог у какого то простачка к его радости перекупить пару тройку редких марок. Потом с такой же легкостью пристроить их серьезному коллекционеру два три раза дороже.
Все в итоге оставались рады и довольны.
Потом были загранрейсы и иностранные порты. Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея. Где бы я не был , никогда не забывал о нашем семейном хобби. Конечно, по случаю , но не упускал возможности и покупал марки и конверты, оставлял местную валюту для пополнения коллекции.
Коллекционный бизнес имел стабильный и процветающий рынок , как в Европе, так и в Юга Восточной Азии. Отец свято верил, что вкладывает большую часть своих сбережений в наше будущее. Даже когда я ему как то прочитал фантастическую историю одного советского писателя - фантаста. Очень, кстати талантливого и знаменитого. Так вот,  сюжет истории был следующим.
Недалекое коммунистическое будущее. Полное изобилие и благополучие.  Деньги обесцениваются,  и в конце концов в них совсем отпадает необходимость. Население ликует и  празднует победу самого справедливого общества.
 Отмена денежной массы , как ни странно больше всего расстроило многочисленных филателистов. Они требовали продолжения хождения знаков почтовой оплаты. В Швейцарии состоялся внеочередной съезд Всемирного Почтового Союза. Решение съезда было однозначным - В связи с отменой денег - упраздняются и знаки почтовой оплаты. В них  ВПС не видит  целесообразности. Возмущению филателистов не было предела. Ну и дальше в том же духе.
Отец долго смеялся и сделал вывод, что фантастика всегда останется фантастикой, а почтовые отправления будут вечны.
Перед уходом в иной мир отец составил подробный прейскурант всей нашей коллекции  и  определил стоимость  каждой книги. Он , не дожил до перестройки и оставался до последней минуты коммунистом и свято верил в незыблемость советских идеалов.
Думаю не  надо напоминать как после распада СССР , сначала обесценилась национальная валюта, а следом и другие советские ценности.  Все на что надеялся отец пошло прахом. Книги,  как подписные  и исторические, энциклопедии и беллетристика -  буквально на глазах потеряли свою ценность, а следом разорился и коллекционный рынок. Сейчас его просто нет. Никому не нужны ни марки, ни конверты, с открытками, про значки и монеты вообще молчу.  Нет, они остались почти в каждом доме, и даже в интернете рассказывают о некоторых раритетах. Однако все стараются только продать, а покупателя не найти днем с огнем.
Таков парадокс  - все пытаются продать свои коллекции, но у нынешнего поколения совсем другие приоритеты.
Иногда я со скорбью думаю, хорошо что отец не дожил до наших дней и не увидел, как все его идеалы рассыпались в пыль...
Ну кто мне скажет, зачем мне за смешной бесценок продавать свою уникальную коллекцию марок,   отдавать скупщикам значки и монеты по цене лома?  Конверты первого дня, картмаксимумы, открытки и конверты с оригинальной маркой , спецгашения, уникальные журналы Коллекционер и Филателия СССР первых выпусков.
Вот и лежат и пылятся все эти богатства, как память в дальнем шкафу. Время от времени я, конечно достаю эти кляссеры и альбомы, и честно, рассматриваю с интересом свою коллекцию. Вспоминаю отца, его друзей филателистов, как они радовались, когда, по случаю удавалось приобрести какую ни будь редкую марку или открытку. С грустью понимаю, что никому кроме меня в моей семье, эта коллекция не интересна. Ни уже взрослым детям, ни подрастающим внукам, никому не интересна. Что за времена наступили? Ничего святого. Даже краеведческий музей наверно тоже не примет коллекцию значков, монет, открыток, конвертов и марок.  Ну если только в подарок, по весу. Разве это не обидно?


Рецензии