1925-й шахматный!..

В этом году отмечается 100-летие московского международного шахматного турнира (ноябрь-декабрь 1925). Это было значительным событием в культурно-спортивной жизни нашей страны для того времени. Репортажами о подготовке и ходе турнира в нашей стране пестрели все центральные газеты. Вряд ли какое другое событие способно было тогда привлечь такой степени внимание всех слоёв общества! Небывалый всплеск интереса к шахматам получил весьма образную характеристику - "шахматная горячка".

Если вести счет с дореволюционных времен, то это был 4-й международный турнир в нашей стране. До этого лучшие шахматисты мира собирались в Санкт-Петербурге в 1895/1896, 1909, 1914 гг. Но для молодого Советского государства, еще полностью не оправившегося от потрясений времен революций и гражданской войны, это было первым событием такого масштаба. Более того, впервые признанных шахматных знаменитостей принимала новая старая столица - Москва. Иностранным гостям были предоставлены самые комфортные условия проживания - гостиница "Националь", а сам турнир проходил в Фонтанном зале 2-го Доме советов (до 1918 г. и ныне - гостиница "Метрополь").

Ещё одна уникальность московского турнира заключается в том, что он был первым мире международным соревнованием, проведенным за счет государственного бюджета принимающей страны. Призовой фонд, организационные расходы, проживание и быт участников... - всё финансировалось государством! Обычно источником финансирования таких мероприятий в разных странах были частные средства, спонсорская помощь, взносы и т.п. Нашей стране было очень важно продемонстрировать свою открытость и привлекательность, а также повысить уровень спортивных достижений советских шахматистов путем соперничества с признанными зарубежными мастерами. Отчасти цель была достигнута: весь шахматный мир в течение месяца с интересом наблюдал за происходящим в Москве состязанием 11-ти зарубежных и 10-ти советских шахматистов. Следует заметить, что среди номинальных иностранцев были и выходцы из России: Акиба Рубинштейн и Савелий Тартаковер.

Об этом событии на разных ресурсах можно собрать много познавательной информации, но совсем другое дело обратиться к первоисточникам, освещению и взглядам, что называется, изнутри. Целью настоящего очерка является обзор книги, выпущенной, можно сказать, по горячим следам, которая на тот момент являлась бестселлером, а ныне - раритетом и культурным наследием.

Боголюбов Е.Д. Международный шахматный турнир в Москве, 1925 г. : сб. партий: [в 2 ч.]. - Ленинград: Шахматный листок, 1927. - Ч. 1. - 150,[2] с.; Ч.2. - 127,[2] с.

Представляемый сборник шахматных партий, с очерками и комментариями был издан спустя два года после турнира и больше не переиздавался. Тираж первой и второй частей сборника был внушительным, соответственно 4500 и 4000 экз. Обе части в продаже долго не залежались и, фактически, сразу стали библиографической редкостью. Автором-составителем сборника является Ефим Дмитриевич Боголюбов, победитель этого турнира, оставивший за спиной таких шахматных грандов, как действующий на тот момент чемпион мира Хосе Рауль Капабланка и экс-чемпион мира Эммануил Ласкер.  И это совсем не случайно! Любой, кто знаком с историей шахмат, скажет не задумываясь, что к 1925 г. вершину шахматного олимпа составляли вышеупомянутые Капабланка и Ласкер, а также уверенно продвигающийся к мировой шахматной короне Александр Алехин (в московском турнире не участвовал). На следующую ступень по уровню спортивных достижений можно уверенно ставить Ефима Боголюбова и уже вслед за ним в любом порядке расположить шахматистов топ-уровня: упомянутые выше Рубинштейн и Тартаковер, а также Рихард Рети, Фрэнк Маршалл, Карлос Торре, Арон Нимцович, Геза Мароци, Милан Видмар (трое последних в московском турнире не участвовали).

При определенных обстоятельствах Боголюбов в московском турнире вполне мог пополнить плеяду участников-иностранцев российского происхождения, но он на тот момент уже более года как принял советское гражданство и успел стать двукратным чемпионом СССР по шахматам (1924 и 1925 гг.). В его лице наша страна приобрела шахматного маэстро топ-уровня, как бы взамен выехавшего и не пожелавшего вернуться Алехина. Тем не менее, в Германии у Боголюбова был дом и оставалась семья. Есть сведения, что, будучи советским гражданином и постоянно проживая за границей, Боголюбов существенно помог в переговорах  с некоторыми титулованными европейскими маэстро. Следует заметить, что без Боголюбова номинальные советские мастера были ещё неспособны оказать серьезное сопротивление мировым грандам. Лучшие результаты в их среде из 21-го возможных мест: 8-е (Петр Романовский), 10-е (Александр Ильин-Женевский) и 11-е (Федор Богатырчук). Тем не менее, сопротивление советских шахматистов было вполне достойным: нельзя не отметить отдельные результаты в личных встречах, такие как победы Александра Ильина-Женевского и Бориса Верлинского над Капабланкой, Григория Левенфиша над Ласкером, Романовского и Богатырчука над Торре.

Основу сборника составляют все 210 партий московского турнира, скомпанованные по турам. Первая часть сборника включает партии 1-11 туров, вторая часть - партии 12-21 туров. В авторском предисловии Боголюбов отметил, что в "пределах каждого тура партии... расположены мною в порядке их интереса и оригинальности". Сквозная порядковая нумерация партий является основой двух вспомогательных указателей: фамилий участников и названий дебютов. Последний даёт представление о том, что наиболее популярным у участников московского турнира был Ферзевый гамбит, за ним со значительным отрывом следуют Испанская партия, Индийская защита и Дебют ферзевых пешек.  Следует отметить, что над комментариями Боголюбов работал, изучив обзоры ранее опубликованных в периодической печати партий этого турнира и выразив при этом "искреннюю благодарность всем прежним комментаторам" за "их ценные примечания".

Следует учитывать, что сборник "Международный шахматный турнир в Москве, 1925 г." не является трудом одного лишь Боголюбова. По сути, коллективным автором является Всероссийская шахматно-шашечная секция при Всесоюзном совете физической культуры (Всесоюзная Шахсекция), прообраз современной Российской шахматной федерации. Шахсекция была главным организатором как московского турнира, так и шахматного движения по стране в целом, а издательство "Шахматный листок", выпустившее настоящий сборник, было её официальным печатным органом.  Предваряется сборник очерком известного революционного, военного и государственного деятеля Николая Васильевича Крыленко. Именно он в то время (по совместительству!) возглавлял Всесоюзную Шахсекцию и непосредственно руководил советской шахматной инфраструктурой. В своём очерке Крыленко основной акцент сделал на общественно-политическом и культурном значении московского турнира. При этом особо было отмечено: "Переживаемое нами время не благоприятствует продолжению нашей работы по созданию подобных турниров... не позволяет нам сейчас тратить народные средства на повторение такого рода состязаний", - и при этом была выражена уверенность, что "в ближайшие годы СССР  найдет в себе силы еще раз выступить на международной шахматной арене, опять-таки с привлечением лучших мастеров всего мира". И действительно, международные шахматные состязания (и с Ласкером, и с Капабланкой!) были возобновлены в нашей стране уже в 1930-е гг.

Автором довольно пространного очерка "Шахматы в СССР" является Николай Дмитриевич Григорьев, выдающийся шахматный деятель того времени: теоретик, организатор и журналист, многократный чемпион Москвы и участник нескольких турниров на первенство СССР. Именно он был назначен председателем Организационного комитета по устройству международного турнира в Москве. Очерк довольно объемный и тематически структурированный, состоит как бы из двух частей.  В первой части очерка подробно излагается развитие шахмат в нашей стране после революции 1917 г.: основное внимание уделяется первым четырем чемпионатам (1920, 1923-1925) и послереволюционной реорганизации шахматной инфраструктуры. Другая часть посвящена всему, что связано с непосредственно с московским турниром, а именно его подготовкой, проведением и общественной атмосферой вокруг него.  Особенно интересно читать о том, какие организационные проблемы пришлось решать в процессе подготовки и проведения турнира, как была налажена работа организаторов и распорядителей с учетом значительной массовости мероприятия.  "Беспрерывные вереницы людей, жаждущих попасть на турнир, толпились у входа, получая кто льготные, кто более дорогие билеты... в пресс-бюро строчили свои корреспонденции представители многих и многих русских и иностранных газет. Работа кипела, хотя и при полной тишине".

Небольшой очерк "Московский турнир и его значение" поместил в данном сборнике непосредственно Боголюбов. Основное внимание здесь уделено спортивно-психологическому аспекту: ожиданиям публики, вносящим интригу неожиданностям и поворотным моментам. Это и лидировавший до определенного момента Ласкер (в итоге - второе место), и Капабланка, неожиданно "просевший" в первой половине турнира и во второй половине совершивший чудо-рывок до третьего места, а также приятно всех удививший красивой и результативной игрой 21-летний мексиканец Карлос Торре.

Еще один очерк "Московские достижения", помещенный уже во 2-й части сборника, был написан участником турнира Петром Романовским, самым результативным советским шахматистом того времени, если не считать Алехина и Боголюбова в их бытность советскими представителями. Этот очерк является результатом обобщенного анализа теоретического компонента турнирных партий. Речь идет в основном об оригинальных дебютных решениях, красивых комбинациях, позиционных жертвах. "Московский турнир был показательным результатом на фоне интересного, многообразного, идейного прогрессирующего творчества".

Что касается упомянутой второй части сборника, то на её выпуск наложила отпечаток ситуация с Боголюбовым, возникшая уже после издания первой части. В самом начале второй части как своеобразный эпиграф приведен фрагмент из вступительного слова Крыленко: "Какова бы ни была оценка - моральная, политическая или иная - поступка гр-на Боголюбова, Шахсекция и издательство не считают, что этот поступок может помешать ей использовать исключительные шахматные дарования гр-на Боголюбова для широких шахматных масс СССР. Наоборот, именно потому, что Боголюбова мы больше не можем использовать непосредственно для нашей организации, - нужно использовать его всячески иными способами, которые имеются в нашем распоряжении". В самом вступительном слове Крыленко дает более жесткую характеристику: "С гр-ном Боголюбовым мы не имеем ничего общего, у нас нет с ним больше общего языка, мы не пригласим его больше на наши состязания, - и мы не жалеем об этом". Очевидно, что целью такого предисловия является обоснование необходимости завершить и реализовать издание сборника, пусть и выходящего под авторством впавшего в немилость советской системы Боголюбова. Тем не менее, из данного текста непонятно, что же такого недостойного совершил шахматный маэстро.

Ситуация, собственно, заключалась в том, что Боголюбов, продолжая проживать в Германии даже будучи советским гражданином, вновь обратился в советское посольство, но уже с заявлением о выходе из советского гражданства. Он посчитал для себя неприемлемыми те ограничения в свободе действий, которые налагала на него советская шахматная организация. Как видим, Боголюбову не пришлось ниоткуда сбегать, устраивать всяческие демарши и т.п.: первый раз зашёл в посольство - получил советское гражданство, другой раз зашел - вышел из него. Конечно же, советские политическая и спортивная системы отреагировали довольно жестко, объявив Боголюбова изменником и лишив его звания чемпиона СССР. Надо полагать, что в той ситуации выпуск второй части сборника оставался под большим вопросом, но Крыленко в интересах развития шахмат таки удалось его отстоять. Возможно, что также и это сказалось на его будущей судьбе.

Кроме авторских текстов и партий с комментариями, в сборник включены турнирные таблицы и фотографии организаторов и участников московского турнира как индивидуальные, так и групповые. Сборник составлен очень удобно для восприятия. Он может представлять интерес не только для любителей шахмат, но и для всех, кто интересуется развитием культуры и спорта в нашей стране. Обзор каждого тура начинается сводкой результатов и турнирного положения участников, затем следуют партии с комментариями. В настоящее время две части сборника "Международный шахматный турнир в Москве, 1925 г." оцифрованы, доступны в "Национальной электронной библиотеке" по подписке через РГБ. Но есть и абсолютно свободный доступ на ресурсе djvu.online.


На иллюстрации - фото обложки.


Рецензии