Осуждение и обличение
В чем же их главное сущностное различие, которое под влиянием страстей и на пользу им исчезло из понимания людей? Попробуем в этом разобраться. Сначала поймем, чем являются в самом человеке - осуждение и обличение? В человеке эти понятия, наполненные конкретным смыслом, выражают два его противоположных душевных состояния! Первое - страстное, второе - бесстрастное. И эти слова выражают совершенно противоположные чувства, мысли и желания, соответствующие природе каждого состояния. Они есть их содержание или смысл! Теперь перейдем к рассмотрению самих этих смыслов.
Осуждение – несет в себе обязательное для страстей противопоставление себя (правильного) - другому (неправильному, и поэтому осуждаемому). Это взаимоотношение, которое неизбежно выражается в шквале больных, злых чувств, переживаний и слов, обязательных для страстей. Немедленно, тут же, они вызывают такую же обратную реакцию от своих одноименных сестер и получаются встречные монологи! Страсти не могут слушать и слышать. Как абсолютная противоположность любви страсти безумны, бессмысленны и беспощадны, поэтому осуждение несет в себе только злую душевную боль, разрушение и гибель человека. Вот почему Господь предостерегал людей от пагубного осуждения: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк.6:37). От злого противопоставления себя друг другу: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф.7:3).
Осуждение – это всегда больное чувство, даже когда оно касается самого себя! И наше самоосуждение мыслей, поступков, это есть одностороннее (в самих себе) противопоставление себя правильного, - себе неправильному и поэтому осуждаемому. Но совершаемое по тем же страстям оно вызывает в нашей душе все те же - злые больные чувства, переживания и слова, только уже в отношении нас самих, несущие нам все ту же злую душевную боль и разрушение. Поэтому все чувства, мысли, действия людей или их отношения, совершаемые ими по страстям не просто бесполезны, но и вредны для них!
Обличение – это есть полная противоположность осуждению. Это особое, бесстрастное состояние души человека, помогающее другому человеку в его борьбе со страстями. Если осуждение - есть противостояние, выражающееся в неприязненном порицании слов и действий человека часто с непременным в них укорением, то обличение не имеет противостояния и неприязни! Само слово «обличение» означает спокойное, творимое по совести разоблачение всякой лжи и лукавства, снятие внешнего, показного, не своего обличия, показ истинных лиц людей и событий. Обличение может твориться только любовью и совестью! Именно поэтому самообличение целиком отличное от самоосуждения - есть голос все той же совести всегда сопровождающей нас, только тут уже обращенный к нам самим!
Все земное служение Господа посвящено обличению зла и научению добру! Больше всех обличение предназначалось людям богатым и власть имущим, а научение добру - всем желающим. С тех пор и до наших дней в этих задачах ничего не изменилось. Как будь-то сегодня сказал Господь этим власть и богатство имущим: это вы «поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь»; вы попрали, «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру»; вы «очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды»; вы: «затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»; «вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»; это они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их»; поэтому «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23).
Обличение Господом хитрости, равнодушия и лицемерия «праведников», всегда готовых осудить и укорить грешников сегодня полностью сохраняет свое значение. Как и тогда их великое множество, также лгущих и лицемерно молящихся, чтобы «показаться перед людьми». «Правильные и праведные», они всегда готовы сказать: «дай, я выну сучок из глаза твоего» нисколько не заботясь о бревне в глазе своем. Именно для них есть сказанное Господом: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:5). Понимание этого очень важно для нас, ибо зло всегда находится внутри нас самих, и без обличения этого зла никак невозможна защита и делание добра! Как известно лицемерие и ложь - есть самые верные орудия дьявола в борьбе против добра. Только обличение их нами, начиная с самих себя, помогает нам увидеть и понять истину, тогда как осуждение лишь усиливает водоворот страстей и покрывает их.
Свидетельство о публикации №225080100912