Коромысло. Воспоминание
Когда мне было лет десять-двенадцать, мы с девочками не только ходили купаться на Сырдарью, но и вместе со старшими девочками ходили за питьевой водой с ведрами, подвешенными на коромысле.
Искупаемся, тут же наберем воду — где она менее мутная — и идем обратно по пыльной дороге. Ведра, покачиваясь на коромысле, то и дело плескали воду, освежая раскалённую землю. Пока дойдем до дома — часть воды уже осталась на дороге.
Помню, как-то раз я взяла большие ведра и пошла за водой. По пути мне встретилась бабушка. Увидела меня — и давай ругать:
— Зачем с такими большими ведрами пошла? Ты ещё маленькая! Не вырастешь — будешь мелкая! В следующий раз бери маленькие ведёрки!
И забрала у меня коромысло с ведрами.
Конечно, нести коромысло на плече было нелегко. Но когда идешь с подружками, болтаешь, смеешься — тяжесть будто бы исчезала.
У одной из наших соседок, по имени Гульжамила, было самое красивое коромысло. Правда, все почему-то звали её Пиштанай. Её отец был плотником. Рядом с их домом рос густой сад с деревьями и кустарниками.
Однажды он сказал нам:
— Хотите, покажу вам коромысло?
Мы с девочками пошли за ним. Он подвёл нас к ограде сада и говорит:
— Вот оно, коромысло.
Я смотрю — не вижу ничего, кроме деревьев. Оказалось, он показал на толстую изогнутую ветку, похожую на коромысло. Потом, кажется, он действительно спилил ту ветку и сделал для дочери маленькое, аккуратное коромысло. Когда Пиштанай шла с ним за водой, она руками придерживала ведра. Как же мы ей завидовали — у неё было самое лучшее коромысло!
Иногда я представляю своих внучек — как они идут с ведрами к речке. Но, думаю, они вряд ли смогли бы принести воду. Да и вообще, не имеют представления, что такое коромысло. Разве что в музее увидят.
Свидетельство о публикации №225080100946