О чудесах рукотворных и нерукотворных

            
   Наш сын недавно предложил нам с мужем экскурсию на север Израиля в карстовые пещеры. Пока мы более двух часов добирались на его «тойоте» до этих пещер, сын напомнил:
- Мама, мы с тобой и с Леночкой здесь уже были лет семь назад. Вспомни, там ещё был небольшой кинозал, где показывали туристам фильм об Александре Македонском.
Я вспомнила, что тогда меня больше всего поразила мысль о великом полководце, который не разрушал, а строил. Его непобедимая армия прокладывала новые дороги, настолько прочные и долговечные в прямом смысле, что спустя тысячелетия они надёжно служат людям.

   Александр Македонский был необыкновенной личностью. Его учителем и наставником был сам Аристотель. Поэтому он стал для своего времени довольно образованным, умел не только командовать своей армией, но ещё стремился познавать новое и преклонялся перед мудростью других. Когда он побывал в этих краях в 332 году до нашей эры, ему было  24 года.   Впереди было всего девять лет жизни, когда со своей армией он дошёл до Индии. Но когда он попал в Иудею, он не стал её завоёвывать. Об этом рассказал знаменитый Иосиф Флавий.

  Город Иерусалим, бывший ранее в союзе с заклятым врагом Александра - персидским царем Дарием, ждала печальная участь быть разграбленным, а то и вовсе уничтоженным. Но, к счастью для населяющих его иудеев, этого не произошло. Город был спасен его мудрецами. Дело в том, что в одну из ночей явился Александру загадочный сон, в котором величественный старец в священническом облачении появляется перед ним и объявляет обо всех его будущих победах и сражениях. Этот повторяющийся сон никак не выходил из головы царя.
  Когда первосвященники Храма в Иерусалиме узнали о приближении армии Александра, они облачились в золочёные одеяния и вышли навстречу великому полководцу.
 Увидев перед собой первосвященника, Александр узнал в нем того старца, что посещал его в сновидениях. И тогда он задал ему и окружающим его мудрецам 6 вопросов, давно уже его мучивших. От ответов на них многое сейчас зависело для Иерусалима.
Вот что спросил Македонский и что ответили ему мудрецы:
1. Кто же мудрый на свете?
 - Тот, кто умеет правильно задавать вопросы и учится у каждого, кого встретит.
2. Кто же сильный на свете?
- Тот, кто может побороть свои слабости.
3. Кто же тогда герой на свете?
 - Герой тот, кто может превратить врага своего в друга своего.
4. Кто же уважаем на свете?
- Тот, кто уважает самого себя.
5. Кто же тогда богат на свете?
 - Богат на свете тот, кто умеет радоваться тому, что имеет.
6. Кто же тогда счастлив на свете?
 - Счастлив муж, нашедший красивую жену, прекрасную в своих поступках.
 
    Александр был потрясён мудростью этих служителей Храма. Он пал перед ними на колени, вошёл в Храм и молился вместе с ними. Мудрецы пообещали, что в честь великого полководца теперь в Иудее детей будут называть его именем. С тех пор греческое имя Александр (мужчина-защитник) встречается у евреев даже чаще, чем  библейские имена, такие, как Иосиф или Илья.  Александр Македонский ,  покинув  Иудею ничего не разрушил.
 
  Мы ехали к заповеднику по дороге, которую проложили его воины.  Дорога проходила совсем рядом со скалистым берегом Средиземного моря, а место, к которому мы приближались, ещё со времён Александра Македонского называется
Рош-а-никра, что на иврите означает - начало гротов. Неутомимые морские волны вымывают в меловых породах глубокие пещеры и гроты, образуя причудливые тоннели с высокими сводами, целые замки со спусками и укромными уголками.

 Я вспомнила, что тогда, семь лет назад, здесь была канатная дорога. Два вагончика- красный и жёлтый - везли любопытных вниз, ко входу в пещеру, а потом поднимали наверх.  Теперь всё это изменилось до неузнаваемости. Мне  долго  казалось, что мы здесь впервые. Наша машина остановилась напротив невысокого здания с магазинчиками, кафешкой и кассой. Наша невестка Леночка пошла покупать билеты на экскурсию, а мы ждали её на площадке под навесом, прячась от палящего июльского солнца.  Деревянные ступеньки и перила, ведущие на эту площадку, выглядели очень старыми, потрескавшимися от времени и постоянной влажности воздуха, но свежевыкрашенными белой краской. Отсюда открывался замечательный вид на голубое море, плескавшееся внизу. 
 
    Рядом с нами остановился необычный автобус, напомнивший мне одесские открытые трамваи моего детства. По вертикальным металлическим лесенкам туристы поднимаются в этот открытый всем ветрам автобус, садятся на удобные жёлтые кожаные сидения, и автобус мчит их ко входу  в знаменитые пещеры.  За кованой решёткой перед нами открывается  ярко освещённый  фонарями тоннель со светлыми стенами из известняка и высокими сводами. Постепенно тоннель сужается. Воздух очень влажный. Вдоль правой стены поблёскивают металлические перила. Спасибо людям, которые позаботились о таких пожилых туристах, как я. Приходилось держаться за эти перила, чтобы не поскользнуться на влажном полу и не упасть.   Ступеньки и спуски ведут всё ниже, открывая каменные гроты, куда с рёвом и грохотом врывается морская волна. Гроты и воронки ограждены решётками и перилами, чтобы никто не упал и не пострадал.

  Меня поразило, как дети трёх-четырёх лет в изумлении, но спокойно и уверенно держатся за решётку и наблюдают за беснующейся внизу водой.  За очередным поворотом воздух стал свежим, и в пещеру хлынули потоки солнечного света. Мы оказались на каменной площадке с высокими бетонными перилами. Внизу море пенилось и билось о скалы и стены пещеры. Кто-то рядом со мной объяснил, что куски скалы много лет назад вывалились в этом месте из стены  пещеры. Теперь они лежат внизу, почерневшие от водорослей и морской воды.

   Дальше была новая открытая зарешёченная площадка. На решётке мы увидели приваренные  к ней два стальных обруча в виде сердец, выкрашенных красной краской. Внутри этих символических сердец висели крошечные замочки.  Такое огромное сердце с замочками мы видели в Одессе на высоком берегу Чёрного моря, в конце Приморского бульвара. Здесь мы за 10 шк. купили такой крошечный сиреневый замочек с двумя ключиками.  Замочек прикрепили рядом с другими, частично уже покрытыми от времени ржавчиной и морской солью, загадали свои желания, а ключики выбросили в море на счастье.

  Новые ступеньки, наконец вывели нас из пещеры. И тут я увидела красную и жёлтую штанги от бывшей канатной дороги, сиротливо упрятанные за какое-то заграждение. Всё встало на свои места в памяти. Совсем недавно здесь, почти у самой границы с Ливаном шли бои, люди из кибуцев и городков  были эвакуированы из-за войны с хизбалой. Заповедник два года был закрыт для посещений.
Мы вышли к площадке, где нас уже ждал автобус с весёлыми рисунками на корпусе и железными лесенками. Автобус вёз нас по дороге, проложенной ещё две тысячи лет назад,  а рядом, на высокой скалистой горе можно было видеть сетчатый забор и пограничные вышки - ливанскую границу. Подумалось, как замечательно,  когда вокруг мирная и спокойная жизнь, без воя сирен «воздушной тревоги». Только никому не известно, надолго ли.

 По дороге домой мы увидели таблички, сообщающие,  что   мы проезжаем через городок с названием Рош-а-никра. Уже дома мы узнали из всезнающего Интернета, что городок и кибуц возникли здесь, уже в государстве Израиль, в 1949 году и название получили из-за местности с  пещерами и гротами.  А ещё  в начале сороковых годов  здесь была железная дорога, соединявшая Британскую подмандатную Палестину с Ливаном и Сирией. Теперь от этой железной дороги остались только куски ржавых рельсов.
 Почему бы людям не жить мирно и спокойно, без войн, без разрушения дорог, мостов, зданий и миллионов человеческих судеб!

 


Рецензии
Добрый день, Рита.
Хорошо написано. Я вспомнил мои ощущения от Рош а никра. Я был тогда еще оле хадаш и было мирное время. Как оказалось, это большой дефицит в Израиле.
Спасибо.
С пожеланием мира и добра,
Валерий.

Валерий Диковский   02.08.2025 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.