Кавказская стена Даг-бары в арабский период
Важные данные о последующей фортификационной и колонизационной деятельности арабов вдоль Горной стены содержатся в хронике «Дербенд-наме», протограф которой восходит к XI в. Согласно хронике, по повелению халифа Абу Джафара ал-Мансура (754–775) около 146 г. х./763–764 гг. сюда, в зону Дербента, было переселено 7 тыс. чел. из Шама, Джезиры, Мусыла(Мосула), 30 тыс. чел. из других областей халифата, которые были размещены «во вновь построенных городах и крепостях», а также еще 30 тыс. воинов из Хорасана и 12 тыс. из Шама. Йазид ас-Сулами, «амир войска» и арабский наместник, с целью укрепления северных рубежей Халифата от «злодеяний и вреда кафиров» по повелению халифа «дал приказание, построили города: сначала Дуара, второй – Сегна (Сигна), третий – в долине бану Хашим, из которой ушли кафиры, [тут] построили прочную крепость. После них построили Митаи и Камах. Амир дал [такое] приказание, триста человек из Табарсарана оставил в Митаи, а своего брата назначил правителем Табарсарана. После этого он построил Дарвак, Медине (Мадина; Майдан) и Химейди (ал-Хумайдийа). [Также] построил Малый Ухейл и Большой Ухейл (Ухайл; Арджил). И города эти завершил он за шесть месяцев. Народ из Химса поселил в ал-Хумайдийе, а народ из Димашка (Дамаска) поселил в городе Дарваке. Дарвак был большим городом. И народ из ал-Маусила (Мусыла)
поселил в городе Дарпуше. Эти все города назывались Дарпуш. [Жителям] всех этих городов он дал повеление, чтобы они по очереди охраняли ущелья и дороги. …Он построил один большой город под названием Йезидийе. …И построил город под названием Сермекийе. После них построил [города] Мукатир и Махрака. Кроме этих он построил сто десять замков и селений и завершил полностью». Список этой хроники, которым пользовался Мирза Казем-бек, имеет некоторые отличия, в которых отражено существование здесь укреплений Горной стены, возведенных еще в VI в.: «Халиф времени дал приказание [строить] новые крепости и благоустраивать старые крепости. Благоустроили крепость Сувар, крепость Митаи и Кемах, крепость Семнан, которую ныне называют Черки, Дарвак, Йерси и Химейди. Из Шама и Мусыла(Мосула) привели семь тысяч семей и населили ими названные крепости». Кроме упоминавшихся Камаха, Гимейди и Дарвага с определенными современными населенными пунктами, где существовали или существуют укрепления Горной стены, отождествляются и другие, названные в хронике, крепости и «города». Упомянутая крепость Митаи идентифицируется с современным с. Митаги, через которое по гребню Камахского хребта проходила Горная стена в сторону с. Камах (Кемах). Под Йерси, который упоминается в форме Ирси и в «Тарих ал-Баб», следует понимать современное с. Ерси. Близ него к югу расположены остатки форта Горной стены, занимавшего стратегическую позицию на вершине у перевала водораздельного хребта, через который проходит грунтовая дорога из Ерси в с. Татиль. Судя по очередности наименования крепостей в различных списках «Дербенд-наме», Йерси, вероятно, соответствует Медине (Мадина; Майдан), а Дуара – крепости Сувар. Хотя, по
мнению А.К. Аликберова, Мадина, возможно, то же, что и современный
Араблар к югу от Дербента, а укрепление Дуара, первое в списке и, очевидно, ближайшее к Дербенту, может соответствовать поселению Пирдимашки (Пирмешки) близ Дербента, где проходила Даг-бары и расположены остатки двух фортов. Под крепостью Сувар, возможно, следует понимать форт, ранее располагавшийся на территории, занятой пос. Мамедкала, и изображенный на карте «Часть Табасарана и Дербентской округи» (ок. 1796 г.) рядом с другой крупной крепостью, носящей название Хан-Махомет-кала. По информации жителей селений Чираг и Бильгади, ранее названием Сувар обозначали приморскую территорию расположения современного пос. Мамедкала.
Под «крепостью Семнан, которую ныне называют Черки» (у А.-К. Бакиханова – «Калеи-Суфнан, ныне называемый Черкены»), скрывается крупное укрепление (форт 24) Горной стены, расположенное западнее покинутого сел. Бильгади, развалины которого известны ныне под наименованием Шелкени-кала, Шелкени-шахар. Укрепленные пункты Мукатир и Махрака на основе созвучия обычно локализуют на месте современных селений Мугарты и Марага, расположенных южнее линии Горной стены. Следует отметить также, что жителями этих опорных населенных пунктов (а также селений Джалган, Митаги, Рукель, Кемах, Зидиан, Бильгади, Гимейди, расположенных вдоль Даг-бары) еще в недавнем прошлом были в основном таты, язык которых относится к юго-западной группе иранских языков и предки которых, как считают исследователи, были переселены на территории Вос точного Кавказа и в зоне Дербента в качестве военных колонистов Сасанидами, в основном в период правления Хосрова I и строительства Дербентского оборонительного комплекса. Рукель (Рукал), расположенный рядом с Митаги, Мугарты и Марага, фигурирует в тексте хроники как место, куда прибыло «мусульманское войско» Йазида ас-Сулами до начала его строительной деятельности. В этом же отрывке автор «Дербенд-наме» сообщает интересную деталь: по приказу Йазида каждый всадник этого 72-тысячного корпуса прибыл сюда с шестью «крепкими кирпичами», взятыми из какой-то стены. Источник не раскрывает цель этой акции, но далее рассказывает о строительной деятельности Йазида в зоне Даг-бары. И можно полагать, что привезенные кирпичи были использованы именно для описанного фортификационного сооружения и градостроительства. Зиль, не упомянутый в числе пунктов, где Йазид ас-Сулами возводил крепости, тем не менее, фигурирует в списке «Дербенд-наме» Казем-бека
вместе с населенными пунктами Йерси, Дюбек, Дарваг, Химейди и Керух в пассаже о походе 2-тысячной конницы одного из полководцев ал-Джарраха в Табасаран ок. 722–723 гг. В других списках «Дербенд-наме» речь идет о походе 12-тысячного отряда в Табасаран – «в сторону Йерси, Кемаха». Это событие нашло отражение и в сообщении Балами о походе 2-тысячного отряда одного из сподвижников ал-Джарраха «в землю
Йарси и в Дарвак». И эти сведения, сообщающие о военных экспедициях арабских войск в Табасаран, указывают на стремление взять под контроль оборонительную систему Горной стены, ее опорно-стратегические пункты и перевалы. В арабский период укрепления Даг-бары и опорные населенные центры, особенно конкретные форты, расположенные вдоль этой оборонительной линии (Митаги, Кемах, Зидиан, Бильгади, Шалкани, Химейди, Дарваг, Ерси и др.) с размещенными в них гарнизонами, приобретают новое качество – они являются не просто военно-стратегическими пунктами для защиты от «неверных», но становятся оплотами и распространителями
ислама в зоне пограничья (араб. сагр) – «исламскими центрами» (араб. алмаракиз ал-исламийа), согласно сведениям Йакута, Исфахани, «Тарих ал-Баб» и др.
Арабское население оставалось в зоне пограничья и после периода арабских завоеваний. Ал-Масуди (Х в.) сообщает, что «между Хайдаком и ал-Бабом живут мусульмане арабы, которые не говорят хорошо ни на каком языке, кроме арабского. Они живут в лесах, зарослях, долинах и вдоль больших рек, в селениях, в которых они поселились в то время, когда эти места были завоеваны… Они живут на границе с царством Хайдак, но защищены от него зарослями и реками. От них до города ал-Баб около трех миль, и жители ал-Баба приходят им на помощь». Позднее, в начале 549 г. х./1154 г., Ибн ал-Азрак, сопровождая грузинского царя Дмитрия (1125–1156), дочь которого была замужем за амиром Дербента Абу-л-Музаффаром, подтвердил сведения ал-Масуди. Он сообщает о встрече с арабами «двух больших селений», расположенных в горах над Дербентом; жители этих селений, имевших значительную сельхозокругу, по словам одного из старожилов, поселились здесь около 500 лет назад (т. е. примерно в сер. VII в.), находятся на особом положении, а амир
Дербенда, как и другие правители, относился к ним благосклонно и давал
им все необходимое. Несомненно, что в обоих сообщениях речь идет об арабских поселениях, расположенных вдоль Горной стены в зоне «пограничья». Превращаясь в «исламские центры», конкретные укрепленные поселения и форты Горной стены становились военно-религиозными аванпостами. В них размещались гарнизоны «воинов ислама», газиев – «борцов за веру», которые, как известно, занимали высокое место в социальной структуре Дербента и играли важную роль в политической жизни города рассматриваемого времени. То есть эти укрепления Даг-бары становились рибатами, под которыми в VII– XII вв. понимались укрепления (форты, крепости) в районах военного противостояния мусульман и представителей других религий (Малая и Средняя Азия, Северная Африка, Кавказ). В них обитали вооруженные борцы за веру (мурабитун), как правило, добровольцы, участвовавшие в военных действиях с немусульманами и соблюдавшие строгие правила благочестия. По словам Дж.С. Тримингема, «рибаты в пограничных районах играли роль очагов ислама в немусульманском окружении. Это были наблюдательные станции и пограничные заставы – члены их гарнизонов нередко становились активными пропагандистами ислама»
К XI в., как установил А.К. Аликберов, происходит трансформация пограничных рибатов, расположенных вдоль Дербентской оборонительной системы, в рибаты суфийские, чему в большей мере способствовал именно газийский состав гарнизонов этих укреплений. Как отмечала А. Шиммель, «термин рибат, по происхождению связанный с приграничными поселениями солдат, защищавших ислам и распространявших его, мог также употребляться в значении центра (суфийского. – М.Г.) братства».
Один из таких рибатов находился, в частности, в поселении ал-Хумайдийа (совр. Гимейди), где влиятельный дербентский шейх Йусуф ад-Дарбанди (ум. в 1-й пол. – сер. XI в.), проводивший много времени в «исламских центрах» «пограничной области ал-Баб», обучал шафиитскому праву подвижника Мунаббиха ал-Хумайди. Абу Бакр ад-Дарбанди в своей энциклопедии рассказывает, как ведет себя странствующий суфий при появлении в рибате – обители, возглавляемой шейхом. Таким образом, именно Дербент, укрепления и форты Даг-бары, ставшие «исламскими центрами» и рибатами, сыграли важнейшую роль в распространении идей суфизма и упрочении его позиций в средневековом Дагестане. Это было обусловлено не только военно-политической ситуацией в регионе, но и самим фактом существования многочисленных укреплений, возведенных Сасанидами в сер. VI в. и ставших при арабах оплотами ислама.
Укрепление Баб ал-абваба, «исламских центров» и всей оборонительной линии Даг-бары продолжили независимые правители «Баб ал-абваба и пограничных областей» – амиры местных династий Хашимидов (869–1077), а затем Аглабидов (1077 – нач. XIII в.). По данным «Тарих ал-Баб», в правление амира Хашима б. Сураки (869–884)
«в делах пограничных областей и центров царствовал порядок». Для «исламских набегов» (газв) газиев Дербента, «пограничья» и «исламских центров» во главе с амирами на «неверные» соседние царства и владения (Хазария, Шандан, Сарир, Карах, Зирихгеран, Гумик), как и для отражения нападений «неверных» (хазар, алан, хайдаков, шанданцев, сарирцев, гумиков, русов), о которых рассказывают «Тарих ал-Баб» и другие источники, необходимо было содержать в должном порядке Дербентскую
оборонительную систему. В сведениях восточных авторов обозначены основные противники, для защиты от которых был возведен Дербентский оборонительный комплекс. Причем, если в позднесасанидский период (VI – сер. VII вв.) они представлены, главным образом, объединениями кочевников – тюрки, хазары, аланы, абхазы (савиры), банджары (булгары), баланджары, то в арабский и последующий периоды (сер. VII – XI вв.) помимо хазар и алан к ним добавляются русы, совершавшие походы на Каспий, и местные племена – хайдаки, шанданцы, сарирцы, гумики. Последнее объясняется тем, что если при Сасанидах дагестанские политические образования и их правители находились в союзнических отношениях с Иранской державой, то после выхода на политическую арену Кавказа арабов и с последовавшим военным насаждением ислама местные владетели стали активно противостоять захватнической политике халифата и чуждой им религиозной системе.
Как видно из приведенных данных, в арабский период Дербентский оборонительный комплекс и его важнейшая составная часть – Горная стена с многочисленными опорными пунктами (свыше 60 фортов) – сохранили свое военно-стратегическое значение. Это было обусловлено, с одной стороны, военным противостоянием Арабского халифата с Хазарским каганатом и с дагестанскими государственными образованиями, а, с другой – стремлением халифата укрепиться в регионе и утвердить ислам. В арабский период мощная Дербентская оборонительная система стала передним фронтом «территории войны» (араб. дар ал-харб) и важнейшим элементом в системе арабской власти в регионе, сыгравшим значимую роль в упрочении этой власти и исламизации региона.
Источник: О функционировании оборонительной системы Даг-бары в арабский
период // ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3
Свидетельство о публикации №225080201091