Антон Силуанов и неолиберальная финансовая политик
Антон Германович Силуанов, министр финансов РФ с 2011 года по сей день.
Его предшественником на этом посту, учителем и ориентиром был Алексей Кудрин, приверженец либерального курса в финансах.
Что собой представляет либеральная финансовая политика по существу?
Либеральная финансовая политика — это подход государства к управлению финансами, при котором минимизируется государственное вмешательство в экономику, а приоритет отдаётся свободному рынку, конкуренции и частной инициативе.
Суть такой политики — создать условия, при которых экономика развивается сама за счёт активности бизнеса и потребителей, государство лишь задаёт “правила игры” и следит за их исполнением.
Основные черты либеральной финансовой политики
1. Низкие налоги
Ставки налогов стараются держать умеренными, чтобы стимулировать бизнес к инвестициям и росту.
Например, плоская шкала налогообложения или налоговые льготы для инвесторов.
2. Минимум госрегулирования
Государство старается не контролировать цены, не устанавливать жёсткие тарифы и квоты. Основная ставка делается на Саморегулирование Рынка.
3. Свобода движения капитала
Минимальные ограничения на ввоз и вывоз денег, свободная торговля с другими странами.
4. Частная собственность как основа экономики
Государство продаёт предприятия в частные руки (приватизация), а не развивает госсектор.
5. Сбалансированный бюджет и ограничение госдолга
Считается, что государство не должно чрезмерно тратить и накапливать долги, чтобы не создавать инфляцию.
Цели либеральной финансовой политики
• Стимулировать экономический рост за счёт частного сектора.
• Привлекать иностранные инвестиции.
• Увеличивать конкурентоспособность экономики.
Предполагаемые Плюсы
• Более быстрый рост бизнеса.
• Приток инвестиций.
• Гибкость экономики.
Очевидные Минусы
- Социальная незащищённость слабых слоёв населения.
Госпрограммы поддержки населения Оптимизируются, то есть сокращаются.
- Рынок не всегда справедливо распределяет ресурсы.
- При кризисах, например, таких как войны, стихийные бедствия государство не может быстро и эффективно контролировать ситуацию, помогать своей промышленности, сельскому хозяйству, населению.
Вывод.
Посудите сами, можно ли в текущей мировой ситуации следовать либеральному курсу и цепляться за те догмы, которые были навязаны России в девяностые годы?
Это невозможно по многим очевидным причинам!
Полностью либеральный курс финансовой политики невозможен в силу отсутствия свободного рынка, существования монополий, государственной поддержки отраслей в других странах и многие другие аспекты.
Однако, либеральные идеалы остаются.
Курс, который сейчас проводится министерством финансов РФ называется неолиберальным и он состоит в лавировании между либеральными ориентирами и централизованной вертикалью власти.
Вернемся к теме.
Кто такой Антон Германович Силуанов – министр финансов РФ с 2011 года?
Какова его роль в управлении государства? Какие цели ставятся перед министерством финансов? Какие стратегии используются в достижении этих целей.
Начнем с личного.
Антон Силуанов представитель семейной династии финансовых специалистов, глубоко погружённый в экономическую среду.
Личные данные
• Антон Германович Силуанов, родился 12 апреля 1963 года в Москве
• Национальность: русский, официально это указано в его биографических справках.
• Образование: Московский финансовый институт, ныне Финансовый университет при Правительстве РФ.
• Карьера: С 1985 года — в системе Минфина, прошёл путь от рядового экономиста до главы ведомства.
• Отец: Герман Михайлович Силуанов — экономист, работал в Министерстве финансов РСФСР и позже в Минфине России на руководящих и средних должностях.
• Мать: Янина Николаевна Силуанова — работала в редакционно-издательском отделе финансового университета, связанной с Минфином.
• Брат: Всеволод Германович Силуанов (родился в 1976 году) — окончил Московский авиационный институт и Академию бюджета и казначейства Минфина РФ, работал в ведомстве
• Сын: Глеб Антонович Силуанов (род. 1999) — учится финансовой дисциплине, похожим образом идёт по стопам отца
Вся семья Силуанова связана с финансовой и экономической сферой -
родители и родственники работали в структурах Минфина или вузах по бюджетной и финансовой тематике. Семейная династия финансистов.
Ничего не напоминает?
Роль в системе власти
Антон Силуанов — не просто министр финансов. Он — одна из ключевых фигур в экономическом блоке российского правительства.
Его основная задача — бюджетная стабильность, контроль над расходами, поддержание макроэкономического баланса.
В его ведении находятся такие вопросы как:
• Формирование федерального бюджета;
• Управление Резервным фондом и Фондом национального благосостояния;
• Контроль над доходами, госдолгом, межбюджетными трансфертами;
• Участие в стратегических совещаниях с Президентом и в экономическом блоке Совета Безопасности РФ.
Фактически он — «казначей государства», ответственный за финансовую дисциплину всей страны.
Политическая и административная линия
Антон Силуанов — типичный представитель чиновничьей технократии:
• Лоялен к президентской администрации, не связан с публичной политикой.
• Предпочитает не высказываться на острые темы, держит имидж «бесстрастного экономиста».
• Выступает за консервативный подход в финансах: низкий дефицит, ограничение социальных расходов, минимальный внешний долг. Все как положено по канонам либеральной финансовой политики.
Его считают человеком, близким к бывшему помощнику президента Андрею Белоусову и к экс-главе Минэкономразвития Алексею Кудрину, под руководством которого он начинал.
Антон Силуанов долгое время балансирует между идеологией кудринской школой и курсом на более централизованную модель, которую поддерживают силовые ведомства.
Умный человек, ничего не скажешь.
Связи и влияние
Силуанов — не олигарх, не представитель клана, не публичный игрок. Это системный чиновник, выросший в министерской среде.
Считается, что он
• не связан с крупными бизнес-группами;
•
• поддерживает контакты с Центробанком (Набиуллина) и Счётной палатой;
• пользуется доверием в экономическом блоке Кремля, прежде всего как управленец, способный держать контроль над цифрами.
В 2018–2020 годах он был первым вице-премьером, фактически курируя весь экономический блок, но после переформатирования правительства в 2020 году остался только министром — это может свидетельствовать о некотором снижении влияния.
Роль и значение
Антон Силуанов — ключевой фигурант в управлении в следующих отраслях:
- в бюджетной политике в условиях санкций;
- в наполнении ФНБ (фонда национального благосостояния - на чёрный день) — решение о его пополнении формально принимает правительство, но фактически Минфин ведёт расчёты и выносит предложения;
- в перераспределении внутренних ресурсов , например, на оборонку, поддержку регионов, нацпроекты;
- в фискальной нагрузке на бизнес и население через налоговую и бюджетную систему.
Критика и оценка
Формально Силуанов сохраняет образ «ответственного экономиста». На практике его политика часто критикуется:
• за жёсткость в отношении социальных расходов;
• за приоритет «бюджетного правила» в ущерб инвестициям;
•
• за ограниченную поддержку бизнеса и граждан в периоды кризисов;
•
• за непрозрачность распределения средств ФНБ.
Тем не менее, в условиях закрытой политической системы, он — опора финансовой устойчивости и часть «команды управленцев», где лояльность важнее харизмы.
Антон Силуанов, как министр финансов России с 2011 года, придерживается умеренно-консервативной фискальной политики, ориентированной на макроэкономическую стабильность, сдерживание инфляции и сохранение бюджетной дисциплины.
Ниже — ключевые идеи и принципы, которыми он руководствуется:
1. Бюджетный консерватизм и профицит
Антон Германович Силуанов последовательно выступает за:
• Сбалансированный бюджет — государственные расходы не должны превышать доходы;
• Профицит бюджета в «жирные годы» — чтобы создавать подушку безопасности;
• Снижение дефицита в кризисные периоды не через наращивание заимствований, а через сокращение расходов.
Этот подход близок к «немецкой школе» финансовой дисциплины.
2. Бюджетное правило
Один из ключевых инструментов, активно используемый Силуановым, — бюджетное правило, при котором:
• Доходы от нефти выше определённой цены, «отсечной цены», не тратятся, а направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ);
•
• Это позволяет сгладить колебания бюджета от сырьевых цен.
Это правило похоже на подход Норвежского нефтяного фонда, но с упором на минимизацию зависимости бюджета от нефти.
3. Преимущество Накопления над расходами
Антон Силуанов неоднократно подчеркивал необходимость следующих мер:
1. Ограничивать рост социальных расходов;
Это про то, что денег для вас нет, но вы держитесь.
2. Накопить резерв, прежде чем финансировать масштабные программы;
То же так себе идея для развития экономики. Они за 30 лет ничего не накопили и похоже не накопят.
3. Укреплять «финансовую суверенность», чтобы не зависеть от внешних заимствований. А почему бы не занять, например, у Китая?
4. Приоритет макроэкономической стабильности
В экономической политике Минфин при Силуанове всегда ставит в приоритет:
• Сдерживание инфляции;
• Поддержание курса рубля через координацию с ЦБ;
• Минимизацию внешнего долга.
Эти идеи соответствуют неолиберальной парадигме, характерной для 1990-х и 2000-х годов, но слегка адаптированной к современным вызовам.
5. Минимизация влияния санкций
С 2014 года Минфин под его руководством:
• активно сокращает долю иностранных валют в Резервном фонде;
• диверсифицирует активы (юани, золото, рубли);
• минимизирует инвестиции в западные рынки.
Это есть выражение идеи «финансового суверенитета».
6. Осторожная социальная политика
Силуанов придерживается мнения, что:
• Необоснованный рост социальных расходов может расшатать экономику;
•
• Поддержка должна быть адресной, а не массовой;
•
• Пенсионная система нуждается в реформировании ради устойчивости.
Пример: активная роль Силуанов А. Г. в пенсионной реформе 2018 года.
Итак,
Антон Германович Силуанов , одна из ключевых фигур в экономическом блоке российского правительства. Придерживается неолиберально- консервативного курса, тот, кого называют технократом. Подход к доходам и расходам бухгалтерский.
В решении финансовых задач государства придерживается стратегии - бюджетная стабильность, контроль над расходами, поддержание макроэкономического баланса, преимущества накопления против стратегии инвестиций.
Одним словом, стабильность наше все!
Судите сами, возможно ли развитие страны при таком подходе.
Свидетельство о публикации №225080201162