Дагестанские терекеменцы 19 век. Поселения
и т. д.), установить не удалось. Как мы уже отмечали, с основанием каждого селения терекеменцы связывают различные предания, которые, надо полагать, в определенной мере отражают реальные исторические события. Основание одних приписывается определенным лицам (Джемикент), топонимика других связывается с этнической принадлежностью их жителей, или с местами, откуда они прибыли
(Татляр, Падар), или же, наконец, с именем завоевателей (Берикей) и т. д.
Народная память сохранила и сведения о перемещениях с места на место жителей ряда аулов, о неоднократных разрушениях, разорениях и грабежах, которым подвергались поселения терекеменцев в результате междоусобных войн феодалов Дагестана и Северного Азербайджана (Кубы). Основываясь на устных преданиях, терекеменцы перечисляют 13 населенных пунктов. 10 из них существуют и в настоящее время, что же касается остальных трех — Шебеде, Шахбаз, Мехреж,— то, как гласят местные предания, они были разрушены в разное время и превращены в покосные и пастбищные участки. Эти сведения подтверждаются и архивными источниками. Но когда именно
и почему они перестали существовать, точно установить трудно. Однако ряд исторических сведений позволяет высказывать некоторые гипотезы. Так, костекский владетель, капитан Хамза Алишев в своем письме на имя кизлярского коменданта генерал-майора Потапова от 1 апреля 1765 г., подробно описывая события, связанные с междоусобной борьбой феодалов Дагестана и Северного Азербайджана, в частности уцмия Кайтагского и Кубинского хана, между прочим сообщает: «Семь деревень, называемые Терекеме, жгли, скотинов и баранов всех... ограбили». Терекеменские селения подверглись «грабежу и разорению» и чуть позднее, в 1777 г., в результате столкновений того же уцмия Кайтагского с Фатали-ханом Кубинским и пришедшим ему на помощь отрядом царских войск. Таким образом, вероятнее всего, три вышеназванных селения в числе других были разрушены до основания в результате сложных событий, происходивших в Южном Дагестане в 60—70-х годах XVIII в.,
т. е. в один из периодов ожесточенной борьбы феодальных группировок за власть.
Из некоторых селений терекеменцы в разное время группами уходили в Северный Дагестан — на Кумыкскую равнину, где переселенцы вначале создавали временные поселения (Терекеме-отар), а затем образовали постоянные села Чонтаул, Темираул и квартал в сел. Костек. Некоторые из переселенцев, судя по документам, возвращались обратно в «старое» Терекеме — по своей воле или «по настоянию их прежнего владетеля уцмия Кайтагского». О характере терекеменских поселений мы можем судить лишь на основе письменных источников, относящихся ко второй
половине XIX в. По данным этих источников, в Терекеме существовало 10 селений, в основном небольших. Так, по переписи 1886 г., в Падаре числилось 69 хозяйств, в Ханмамедкале — 40, в Карадаглы — 25, в Селике — 37, в Татляре — 68, в Уллутерекеме— 35, в Деличобане— ПО. Более крупными были селения Берикей, Великент и Джемикент, где соответственно насчитывалось 226, 150 и 159 дворов. Селения терекеменцев располагаются на равнине, в местах, удобных для хозяйственной деятельности, вблизи большой и полноводной реки Уллучай. Здесь множество родников, плодородных земель, обширных угодий для пашни, покосов и пастбищ, лесных массивов и т. д. Особенно хорошо обеспечено питьевой водой сел. Великент. Кроме главного водоисточника (Кёхнебулаг или Ковхалыбулаг), находящегося в самом ауле, оно имело и родники, расположенные вблизи села: Таггабулаг, Пакарбулаг, Биттибулаг, Алтыэвбулаг, Джужебулаг, Макубулаг,Шабанбулаг, Огулбулаг, Кызылагачбулаг, Командантбулаг. Кроме великентцев эти родники снабжали и некоторые другие селения, и не только питьевой водой, но и водой для орошения
садов и пашен. Для поселений Терекеме была характерна южная или юго-восточная ориентация. Обращенные фасадами к солнцу, дома хорошо обогревались. В соответствии с условиями рельефа, т. е. равнинной местности, селения имели горизонтальную планировку. В некоторых селениях дома располагались скученно, впритык один к другому, кварталы нередко пересекались узкими извилистыми улицами и тупиками. И тем не менее при внимательном изучении можно проследить определенную систему планировки улиц, наличие главной улицы и отходящих от нее улочек и переулков. Сравнительно четкой планировкой отличалось сел. Берикей. Здесь все улицы или соединялись между собой почти под прямым углом, или располагались перпендикулярно одна к другой. В нем почти не было тупиков, хотя дома, как и везде, нередко плотно примыкали один к другому и имели небольшие дворы. Каждый двор терекеменцев составлял вполне самостоятельную планировочную ячейку. Чем объяснить скученное расположение домов на терекеменской земле при низкой плотности населения и наличии свободых земель? Основной причиной, побуждавшей терекеменцев селиться компактно, даже скученно, пожалуй, следует считать необходимость в защите от нападений извне. Ведь, как уже отмечалось, терекеменские земли располагались в открытой местности, на пути передвижения населения как с юга на север, так и с севера на юг. Кроме того, земля являлась собственностью феодалов, запрещавших самовольное строительство за чертой аула. В этих условиях рост численности населения, нежелание нарушать родственный принцип расселения способствовали скученности, образованию тупиков. Тем не менее терекеменцы руководствовались определенными правилами планировки селений.
Селения были разбиты на кварталы (магалы). Их число зависело в основном от величины селения. Например, в сравнительно крупном селении Великент было 5 магалов. Магалы обычно включали в свой состав часть широкой улицы — куча.
элчи с отходящими от нее переулками — тыгрыг и тупиками — аралыг. Были и небольшие магалы, состоящие из одной улицы или ее части. Магалы создавались преимущественно по родственному признаку, но в XIX в. они уже носили смешанный, территориальный характер, т. е. объединяли разные семейно-родственные группы (тухум, урлук). Названия некоторых магалов указывают и на этническую
принадлежность их жителей. Так в сел. Джемикент наряду с такими магалами, как Шихмехле (Магал, где жили шейхи), Чаймехле (Речной магал), Саритопракмехле (Желтоглиняный), Куватмехле (Многолюдный, сильный магал), был и Карачаймехле
(Магал карачаевцев), жителей которого местное предание считает пришлыми из Карачая. Центром общественной жизни были аульные или квартальные площади — майдан (обычно при мечетях), где собирался джамаат или просто группа мужчин для обсуждения важнейших хозяйственных или общественных дел. Традиционным местом общения, обмена новостями и отдыха мужчин служила небольшая площадка — учер. Их было несколько в каждом ауле. Собиравшиеся на майдане или учере рассаживались на больших камнях с гладкой поверхностью или бревнах, досках, положенных на камни.
В целом терекеменские селения по своему типу и планировке были близки к другим дагестанским, особенно поселениям южных кумыков и предгорных даргинцев, но в то же время устойчиво сохраняли исконные этнические особенности, свойственные
в большой мере общеазербайджанской домостроительной традиции.
Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990
Свидетельство о публикации №225080201380