Дагестанские терекеменцы 19 век. Устное творчество
Сказки терекеменцев имели широкие типологические параллели, однако их большое сходство с образцами повествовательного фольклора других народов Дагестана и Азербайджана, на наш взгляд, свидетельствует также об интенсивном фольклорном
взаимовлиянии терекеменцев и соседних народов. Значительное место в народном творчестве терекеменцев занимают дастаны — исторические, героико-эпические или любовно-романтические произведения. Среди терекеменцев огромной любовью пользовались и пользуются также такие сказания, как «Кёр-оглы», «Асли и Керем», «Ашиг-Гариб», «Шах-Исмаил» и др. Многие из этих и других дастанов, распространенных в Терекеме, отражают реальные исторические события, характеризуют патриотические, высокогуманные чувства народа. Из этого жанра, пожалуй, самым ярким и наиболее популярным произведением терекеменцев, как и всего азербайджанского народа, является народный героический эпос «Кёр-оглы» — выдающийся памятник истории и культуры. В нем нашла художественное отражение упорная борьба азербайджанского народа против иноземных завоевателей. Имя Кёр-оглы — олицетворение отваги и рыцарской доблести, благородства, храбрости.
Среди лирических дастанов у терекеменцев особенно популярен «Асли и Керем», повествующий о безнадежной любви двух молодых людей — мусульманина азербайджанца Керема и христианки армянки Асли8. Популяризаторами героико-эпических и романтических произведений нередко выступали ашуги— народные певцы (магни чагыранлар) или сказители (нагылчылар). Таких певцов терекеменцы приглашали на свадьбы и другие общественные и семейные торжества не только из
терекеменских, но и из близлежащих азербайджанских и табасаранских селений (Ерси, Дюбек, Бильгади и др.), а иногда — из Дербента. В сокровищнице устно-поэтического творчества терекеменцев большое место занимают песни, отражающие социальную несправедливость, тяжелое положение бедноты, эксплуатируемой феодальной верхушкой. Тяжелая жизнь порождала грустные песни о судьбе бедняка. В фольклоре терекеменцев большое место занимает обрядовая поэзия. К ней относятся песни аграрного цикла, свадебные, колыбельные песни, песни-причитания и др. Одни из них
уже упоминались в соответствующих разделах работы, о других будет сказано ниже.
Одним из самых распространенных жанров фольклора терекеменцев были частушки — гошмалар. Можно с уверенностью сказать, что частушки являлись неотъемлемой частью жизни каждого терекеменца, были доступны буквально всем. Их пели по всякому поводу — в поле, дома, когда юноши и девушки собирались на эврез — помогать в выполнении сложных хозяйственных работ по дому, на свадьбах и т. д. Другим очень популярным жанром народной поэзии терекеменцев, как и всех азербайджанцев, были баяты. Много произведений этого жанра было посвящено темам тяжелого труда,
бесправного положения бедноты в феодальном обществе. Бытовали и любовные баяты.
Заметное место в фольклоре занимали сатирические терекеменские песни, высмеивающие отрицательные черты характера, человеческие пороки. Такие песни часто исполнялись на свадьбах и других торжествах, обычно в форме диалога между двумя мужчинами. Нередко такие песни импровизировали сами исполнители по ходу торжества. Среди терекеменцев были популярны также загадки — тапмажалар и пословицы — аталар сёзлери. Загадки нередко использовались ашугами на свадьбах и других торжествах во время песенного состязания — дегишме. Это состязание в отгадывании загадок проходило следующим образом. Один из ашугов напевал под аккомпанемент саза вопрос, а другой отвечал в такой же форме. Удачные ответы все присутствующие встречали аплодисментами. При этом ашуги менялись ролями. Побежденный согласно правилам должен был покинуть помещение и тем самым признать победу другого. У терекеменцев были широко известны также устные рассказы и анекдоты, связанные с именем Моллы Насреддина. В них остро высмеивались и обличались скупость богачей, глупость ханов, беков, демонстрировались находчивость и остроумие Моллы Насреддина. Часто бывало, что острословы свои
высказывания приписывали Молле Насреддину, тем самым обеспечивая себе успех.
Получившая широкое распространение среди терекеменцев, ашугская поэзия как бы находилась на стыке фольклорного и авторского творчества. Ашуги пользовались огромной любовью слушателей. Они пели, играя на сазе — национальном струнном инструменте. Нередко ашуг, прерывая пение, делал прозаические отступления,
разъясняя слушателям суть произведения. На торжествах ашуги-певцы вступали в музыкально-поэтическое состязание. Терекеменцы, в домах которых происходили такие вечера, порою назначали победителям дорогостоящие призы. В теплое время
года ашуги нередко состязались во дворе или на открытой веранде при большом стечении народа. Среди ашугов различались устаз ашуг и пешакер ашуг. Устаз ашуг исполнял только собственные произведения и потому пользовался популярностью не только как исполнитель, но и как поэт. В репертуар пешакер ашуга обычно входили чужие произведения. Популярными ашугами-терекеменцами в конце XIX — начале
XX в. были Алибег, Эмир, Балай из сел. Великент, Эльхан, Нурмагомед, Агашерин, Абдулкадыр из сел. Деличобан, Алибег — из сел. Падар, Халил из сел. Карадаглы. Они исполняли как народные произведения, так и свои. Некоторые из них хорошо
знали известные азербайджанские мугамы — крупные и сложные вокально-инструментальные произведения.
Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990
Свидетельство о публикации №225080201585