Является ли СВО, в том числе, и религиозной войной

Конечно. Она геополитическая спецоперация, она политическая, идеологическая, экономическая, гражданская и, конечно, религиозная.
Президент России Владимир Путин сказал однажды о специфике СВО очень осторожно (в полстрочки, как говорится) - «в известной степени элемент гражданской войны».
Но почему СВО в том числе и РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА? Потому что произошло столкновение ДОКТРИН понимания Бога, служения Богу и смыслов жизни на Земле. В том числе и столкновение методологий духовных практик и церковного строительства.

А если поставить вопрос ещё конкретнее — гражданская религиозная война идет в рамках СВО? На Украине идет война между православными, между Украиной и Россией идет война между православными и, наконец, в России идет война между язычниками, православными (по-разному понимающими Источник Духа) и служителями маммоны — т. е. теми, у кого «источник Духа» бабло. И ничего личного.

Украина. Как сказал в своей известной проповеди один украинский митрополит: «Пока мы строили стены и золотили купола, Львовский университет создавал кадровое присутствие во всех эшелонах власти, а подготовкой кадров занимались иезуиты...». Далее понятно.

Россия. Пока мы строили стены и золотили купола, пока приглашали взглянуть на небо, у нас из под ног отнимали землю и народное имущество. За 30 лет не навели порядок ни на кладбищах, ни в школе — зачем что-то изучаем, если не знаем, зачем живем и умираем?
У нас так и не разобрались — почему нет ни одного святого из солдат Великой Отечественной (за участие в боевых действиях или за спасение кого-либо в условиях войны)? А это ведь краеугольный вопрос смыслов.
У нас бухтели и бухтят о растущих противоречиях между архиерейской верхушкой (не проводившей Поместный Собор с 2009 года — а с чего это вдруг?) и рядовыми священниками, о синодальных практиках (так они ж к революции 1917-го привели в конце концов!) и непрозрачности церковной кассы и церковного права. И всё чаще и всё яснее, что это результат слияния интересов тех, кто тащит из-под ног, приглашая взглянуть на небо.
О кризисе, который вот-вот может привести к новому расколу тоже уже говорят давно. И уже давно не шепотом. Только кризис этот смикшевал на внимание к внешнему кровавому кризису на Украине. Но разве по-настоящему что-то меняется внутри жизни Русской Православной Церкви? Разве появилась реальная соборность? Или благочестие народно-крестьянское, уступая место благочестию «прихожанско-ухожанскому», теперь у нас будет держаться на нарративах «Царьграда» и «сорока сороков»?
У меня нет ответов. И не может быть. Ответы в соборном осмыслении. Но этому соборному осмыслению не дают хода. Явно искусственно не дают.
...а религиозная война уже идет.


Рецензии