15 строчек - Серафима Ивановна Шашурина
У нас сменилось 3 учителя физики. Первая (молодая красивая) ушла в декрет, вторая решала задачи иногда с ошибками ...
... но вот третья, вызванная с пенсии - показала класс! Первым делом она повела нас, парней, с собой в свою бывшую школу №48, взяла там генератор высокого напряжения - катушку Румкорфа, вакуумный насос и ёмкость для вакуума. Принесли мы это, собрали, покрутили ручку насоса, откачали стеклянный вакуумный колпак, дёрнули ручку катушки - и ВОТ! Перед нами в объёме ведра сияет голубым и розовым светом тлеющий электрический разряд. А в высоком давлении воздух прошивает молния на полметра.
Так я в 9-м классе вдруг полюбил не только математику, но и физику. Занял 1-е место по городу на олимпиаде по физике. А потом поступил в МФТИ и стал инженером-физиком. За что огромное спасибо ей - Заслуженному учителю России Серафиме Ивановне Шашуриной.
К сожалению, вот такая единственная её фотография ...
(12.04.2022)
Свидетельство о публикации №225080200437
Виктор Томилов 04.09.2025 08:32 Заявить о нарушении
2) подъёмную силу дозвукового крыла вполне можно ОБЪЯСНИТЬ лишь законом Бернулли (для школьников и студентов). Но чтобы её РАССЧИТАТЬ (для студентов и инженеров), приходится применять теорему Жуковского (и далее Седова), интеграл по контуру, теорию функций комплексного переменного ... А складывается она из вертикальных проекций элементарных сил по контуру крыла.
1) Великий Жуковский слегка повольничал с русским языком и ввёл в мозги учащихся путаницу. Он хотел сказать - "циркуляция" и написал соответствующую формулу с функционалом. Ни одна частица сплошной среды (я не говорю о молекулярных течениях) вокруг крыла ни одного оборота не совершает. А подъёмная сила есть. Словосочетание славянофила Жуковского "присоединённый вихрь" следует считать синонимом математического слова "циркуляция" (ибо она всегда есть, хотя у симметричных крыльев под нулевым углом атаки равна нулю) и выдумано взамен её. Никаких ФИЗИЧЕСКИХ вихрей ВОКРУГ крыла не вертится, но есть МАТЕМАТИЧЕСКИЙ вихрь (не ротор rot - тоже путаница, а циркуляция) - интеграл касательных проекций скорости по контуру.
Подробнее и с картинками, введение, парадоксы и объяснения, эксперименты свои -
1. Жебель В.В., Горшков А.В. Устройство для исследования картин ламинарного и вихревого обтекания различных тел жидкостью. // Труды 3-го Международного форума (8-й Международной конференции молодых учёных и студентов) "Актуальные проблемы современной науки". 20-23.11.2007. Естественные науки. Часть 3: Механика. Машиностроение. Самара: Изд-во СамГТУ, 2007. С.136-139. // Электронная публикация http://rosman.net.ru/doc/3.rar
2. Жебель В.В., Горшков А.В. Три режима течения, в том числе с обратной составляющей, при нулевом угле атаки в периодической структуре. // Актуальные проблемы современной науки : Труды 4-го форума (9-й Международной конференции молодых учёных и студентов). 20-23.11.2008. Части 1-3: Математика. Математическое моделирование. Механика. - Самара: Изд-во САМГТУ, 2008. С.211-215.
3. Горшков А.В., Жебель В.В. Картины обтекания тел (в т.ч. крыла) вязкой жидкостью, возвратное течение в периодической структуре и три его режима. / Доклад на 16-й Всероссийской конференции "Учебный физический эксперимент. Актуальные проблемы. Современные решения." 28-29.01.2011. // Тезисы доклада: Программа и материалы конференции. - Глазов: ГГПУ, 2011. - с...... // Электронная презентация. 23 с. // статья 10 с.
4. Горшков А.В. Понятие циркуляции при изучении подъёмной силы в профильных классах средней школы. / Доклад на ежегодной итоговой конференции ЧГПУ, физический факультет. 3.02.2011 // Электронная презентация. 14 с.
5. Горшков А.В. Формирование понятия подъёмной силы и её закономерностей у учащихся профильных классов средствами элективного курса. // Доклад на Всероссийской научной конференции "Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" ". Нижний Новгород, ННГУ, 15-16.03.2011. Секция "Проблемы эффективности естественнонаучного образования". Тезисы конференции. - С.177.
6. Горшков А.В. Понятие циркуляции при изучении подъёмной силы в профильных классах средней школы. // Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в процессе обучения физике, информатике, математике: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 4-5.04.2011. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, 2011. - С.59-65.
7. Горшков А.В. Критика содержания темы о подъёмной силе крыла в учебниках для школ и нефизических ВУЗов. // Всероссийская научно-методическая конференция "Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика". Тезисы конференции. - 26-28.03.2013. - Нижний Новгород: ННГУ. - Секция 6: Содержание и методика обучения в профильных школах. - С.245.
8. Горшков А.В., Даммер М.Д. Формирование понятия о подъёмной силе в профильных классах средствами элективных курсов. // Всероссийская научно-методическая конференция "Новые педагогические технологии: содержание, управление, методика". Тезисы конференции. - 26-28.03.2013. - Нижний Новгород: ННГУ. - Секция 6: Содержание и методика обучения в профильных школах. - С.246.
Примечания. Володя Жебель - мой ученик, 2-е место на Всероссийской конференции, первое не дали только потому, что он там раскритиковал школьные учебники; Манана Дмитриевна Даммер - профессор каф. ТиМОФ, мой научный руководитель.
Алексей Владимирович Горшков 04.09.2025 21:39 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 04.09.2025 22:15 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 04.09.2025 22:31 Заявить о нарушении