Комсомольск - Хабаровск
Заблаговременно подошедший народ расположился на скамеечках и лениво отмахивается от назойливой мошкары. Оно и понятно: в тридцатиградусную жару сидеть и ждать отправления в раскаленном вагоне – удовольствие сомнительное.
План собственных действий потрясает своей новизной и неординарностью: оставить рюкзак в купе, выбраться наружу, купить бочку (или хотя бы бутылку) воды, найти кусочек незанятого тенёчка и настроиться на возвращение домой.
- Ваше место 22. Это шестое купе, верхняя полка. Постель заправлена, подорожник на столе. Проходите, пожалуйста!
Выговор у проводницы специфичный. Я такой слышал у своей бывшей коллеги по работе родом из глухого таежного селения в Читинской области. Порадовал "подорожник" - сейчас редко услышишь подобные слова. Это не трава, а бумажный пакетик с едой на дорогу.
В купе меня ожидал сюрприз в виде попутчицы, которая стоически переносила жару и слушала по телефону лекцию какого-то гуру о личной (или личностной?) эффективности и чем-то ещё подобном. Слушала не через наушники, а и приложив ухо к телефону и отмечая что-то в блокнотике. Попутчице давно за сорок, но она умело за собой следит и это видно. Здороваюсь, кладу рюкзак на свою верхнюю полку. Она меня сосканировала и видно, что таким соседством не очень довольна. Что ж, придётся потерпеть. Я же помчался обратно на свободу…
***
Обилие гуру, тренеров, треннингов и книжек по собственной эффективности с каждым днем все больше. С каждым днем все больше страждущих наполняют себя целительной силой сокровенных знаний. Соответственно, с каждым днем должно быть все больше эффективных людей, менеджеров, пап и мам. Но лично меня не покидает чувство болота и всеобщего регресса. Может, проблема во мне самом, в моей собственной неэффективности? На самом деле, все цветет и стремится в хрустальное будущее, о котором мы давно и плодотворно мечтаем? А что, если мы мечтаем о разном будущем и эффективно к нему стремимся? Каков будет результат? Лебедь, рак и щука, наверное, тоже были вполне себе эффективны
***
На свободе меня ожидало разочарование: в ближайшем окружении мест в тенёчке не оказалось, бочки воды не нашлось - пришлось довольствоваться бутылочкой. В очередной раз прохаживаясь мимо своего вагона, я услышал знакомую фразу и выговор проводницы:
- Ваше место 24. Это шестое купе, верхняя полка. Постель заправлена, подорожник на столе. Проходите, пожалуйста!
Ого, Это же мой попутчик! Интересно. Крепкий мужчина, немного постарше меня, с брюшком, заметно лысеющий, небритый, с толстой цепочкой на шее. Едет явно налегке – из багажа у него в руках лишь полупустая сумка.
Телефон в этот час как будто сорвался с цепи – звонит не переставая. Вместо того, чтобы настроится на философский лад, соответствующий долгожданному возвращению домой, я вынужден кому-то что-то объяснять, обещать, передавать приветы и просто слушать. В очередной раз завершив "разговор вежливости" я увидел, как мой попутчик пулей вылетел из вагона. Ага, дружок, жарко в душегубке?
Но каково же было мое удивление, когда он через пару минут воспарил грациозной ланью обратно в вагон с коробкой конфет, бутылками пива и лимонада и ворохом шоколадок.
Что это было?
***
Проводницы загоняют своих пассажиров по вагонам - через пару минут поезд отходит. С бутылкой воды в одной руке и телефоном в другой, я захожу в купе.
Попутчиков не добавилось, и мы пока едем втроем, хотя вагон, судя по сайту РЖД, должен быть заполнен полностью. Мои соседи о чем-то оживленно беседуют. По блеску в их глазах я вижу, что они вполне довольны друг другом. Чтобы не мешать им своими разговорами выхожу из купе. Тронулись. Кажется, проводница включила кондиционер, и жара в вагоне стала немного спадать. Ещё минут десять телефонных разговоров. Надеюсь, что все! На разговоры уже нет ни сил, ни заряда аккумулятора. Возвращаюсь в купе. Они уже "на ты" и расстояние при просмотре фотографий в мобильнике гораздо ближе, чем принято. Видно, что сосед в своей стихии. Смешные истории о его приключениях отточены десятками выступлений и льются, как из рога изобилия. Он умелый рассказчик. Рассказывает сочно и действительно смешно. У меня настроение не самое веселое, но я улыбаюсь, слушая о его похождениях в Турции. И не важно, где правда, а где вымысел.
Если мой попутчик – умелый рассказчик, то попутчица – умелый слушатель. Она чуть улыбается, когда смешно. Её вопросы и уточнения не дают монологу затухнуть. И этот монолог ей чем-то важен – она сбрасывает все входящие телефонные звонки. По-моему, с попутчиками мне повезло.
***
То, что кадриль – изначально старинный французский бальный танец, а вовсе не русский народный, для меня стало открытием.
***
Пора укладываться. С предстоящим перелётом в Москву и возврату к московскому времени даже не знаешь, что лучше – либо выспаться в поезде и промучиться семь часов в самолете, либо подремать в поезде и проспать часа три-четыре в самолете. Посмотрим, как сложится…
Это решение оказалось разумным (как я заметил, решение подождать и осмотреться очень часто оказывается разумным). Мой попутчик задал такого храпака, что мысль "выспаться в поезде" улетучилась с первых тактов этой симфонии. Обладатель уникального храпа, похоже, сам проснулся от своей канонады и стал переворачиваться на другой бок. Это был шанс на тишину!
Переворачивался долго, секунд десять, с громким стоном раненой шиншиллы. Храп стал незначительно тише. Шанс на тишину не реализовался. Нормально поспать, скорее всего, не получится. Есть время поразмышлять…
***
Технический прогресс бежит вперед семимильными шагами. Вопрос о том, успевает ли за ним человеческая психика, если и поднимается, что в очень узких кругах. Но не в этом ли разрыве причина гаджетозависимости и прочих напастей нашего времени? Устройства, разрабатываемые для облегчения общения вообще, сильно упрощают общение виртуальное. С общением реальным же все не так просто. Особенно с реальным общением детей и взрослых…
Банальные псевдоразмышления. Мозг генерирует их только для того, чтобы не заснуть. Это знаю я, и знает он…
***
"С попутчиками мне повезло". Придумать более нелепую фразу – это нужно ещё постараться!
Возникло ощущение, что сосед аккумулировал в себе все самое гнусное, что только можно себе представить. Он храпел, дико кашлял, стонал и переворачивался с бока на бок с завидной периодичностью. Апофизом стало его бормотание, а потом отчетливая речь во сне. Причем он говорил двумя голосами: нормальным и тоненьким. И это не смешно, это действительно жутковато. И ко всему этому добавился ещё и женский плач снизу. Ни поспать, ни подремать точно не получится.
- Мужик, хорош! Сам поспал, дай и нам поспать.
- Да ты чо! Да ты кто такой!!!
Далее диалог двух интеллигентных людей, воспитанных на идеях гуманизма, приводить не буду.
Когда пар вышел, я предложил всем участникам успокоиться и попить чаю. Получилось, что предложил сам себе. Женщина пошла просить проводника найти ей другое купе, а попутчик демонстративно отвернулся к стенке. Наверное, пытался делать вид, что спит. Женщина пришла ни с чем. Посмотрела на меня, как на врага народа, взяла сумочку и вышла в коридор. Вернулась минут через двадцать, улеглась и тоже отвернулась к стенке.
До Хабаровска оставалось четыре часа. Сосед не храпел, а только тяжело дышал.
***
Наука ожиданий... Научиться бы получать кайф от ожиданий светлых встреч. Как в детстве. Как и все, я в детстве умел превращать ожидание радости в саму радость.
Почему же теперь разучился? Почему теперь мелкая неприятность может мне испортить настроение перед Большой Встречей. Разве неприятность имеет значение?
***
Хабаровск нас встретил пасмурным небом и уже подзабытой прохладой. Мы объявили взаимный бойкот и не разговаривали. Только напоследок женщина тихо сказал попутчику:
- Пожалуйста, не звоните мне.
Что ж, первый пункт из длинного списка предстоящих перемещений можно вычеркнуть. Через два часа самолет в Москву. Все будет хорошо!
4 июля, 2016
Свидетельство о публикации №225080200474