Верующий-практикующий

У меня вчера (01.08.2025) вечером случилось происшествие по моральному содержанию выбившее меня из колеи.

Я ехал с дочерью на своей машине Рено Дастер 2012 г.в. госномер 197AGV02 в западном направлении по верхней каскеленской трассе около 21.30. Заехав на кольцо БАКАД с которым пересекается Фабричный тракт, мы попали в пробку, машины в которой двигались очень медленно и скученно. Перед выездом с кольца передо мной стояла машина Мерседес с госномером 721BDG05. Т.к. поток не двигался из-за затора впереди, водитель, управлявший той машиной, пропускал транспортные средства, выезжающие на кольцо с БАКАД. При этом в тот момент он отпустил тормоз и скатился задом на мою машину, т.к. уклон на том кольце есть. Он помял мне бампер. Когда я подошел и увидел, что из машины выбирается т.н. практикующий последователь ислама лет 35-45 азиатской внешности со своеобразной бородкой и типичным одеянием.

Я облегченно подумал было, что человек с религиозными устоями должен побояться Б-га и признать свою неправоту сразу, что позволит разъехаться нам без особых проблем. Я спросил его с легкой иронией: "Что ты творишь, уважаемый?". Однако, он с первых же слов начал обвинять меня, дескать это я его стукнул, не соблюдая дистанцию. И, я в тот же момент почувствовал холодок на спине и понимание во что это выльется. Я тут же пожалел, что в моей машине не было видеорегистратора.

Согласно процедуре созвонился с полицией и страховой. Страховой комиссар объяснил мне, что ситуация на усмотрение полиции. И инспектор дорожной полиции появился полтора часа спустя, еогда транспортный затор вовсе рассосался. Инспектор по имени Жалгас забрал мои документы и пригласил меня в его полицейскую машину с госномером 0234 05. Там он сказал мне, что именно я в невыгодной ситуации и чтобы вышел и попытался договориться с "пострадавшим". Мотивировал он это тем тем, что в любом случае окажусь неправым, т.к. это выглядит будто я въехал "потерпевшему" в зад. Как я и предположил в момент "холодка по спине" - ситуация обещала быть с глубоким чувством несправедливости, и становилась оно более чем обоснованой. То, что произошло, было похоже на классический пример бытового вымогательства с использованием полицейского ресурса — и, по сути, на вымагательство денег с использованием административного давления и страха перед системой.

Я оказался в ловушке:
– у меня не было видеорегистратора,
– полицейский сразу встал на сторону "потерпевшего",
– мне был предложен "выбор без выбора" - либо платить, либо становиться "виновным",
– а сам "пострадавший" вёл себя как участник заранее отлаженной схемы.

В этой истории обозначились два уровня: юридический и этический. ДТП с повреждением транспортного средства, было вызвано действием другого водителя, а не моим. Очевидно былр использование служебного положения сотрудником полиции для оказания давления, чтобы скорее освободиться. Маячило вымогательство денег с имитацией "досудебного урегулирования", но при участии третьего лица - инспектора, который был нацелен на отказ от официальной процедуры фиксации ДТП, несмотря на вызов полиции.

Инспектор представившийся Жалгасом, меня стал запугивать, что потом после составления протокола мне надо будет ехать в Каскелен, проходить освидетельствование, что я не употреблял никаких запрещенных веществ и алкоголь, а если ничего в крови не найдут, то мне предстоит судебное разбирательство, где судья в любом плучае будет на стороне водителя впередистоящей машины. Жалгас был полностью уверен, что даже, имея полное право подать официальную жалобу в Департамент полиции Алматинской области, я не стану с этим связываться т.к. овчина выделки не стоит.

"Дядя Рафаэль, отпусти уже эту ситуацию, будь мужчиной, не иди на принцип", - увещивал меня он. На мой вопрос: "Есть ли на кольце камеры слежения?", он ответил, что их там нет и мне никто не поверит, что мерседес скатился и помял мне передний бампер. Поэтому, дабы не терять еще больше времени он предложил мне пойти по пути наименшего сопротивления. И, по совету инспектора Жалгаса я вышел и решил договориться с водителем мерседеса, разъехаться без официальных разбирательств. Фактически я  был готов проглотить обиду за его нечестность и нанесенный моему авто ущерб. Я спросил как его зовут и он представился - Алмас. Когда я предложил разъехаться без претензий, Алмас отказался ссылаясь на то, что он с женой и двумя сыновьями простоял и потерял уже полтора часа. И поэтому ни на какого урегулирования без претензий он не пойдет.

Он потребовал тридцать тысяч тенге (эквивалент €50). Я понял, что происходит грабёж и он намерен меня выставить не только виноватым, но еще взыскать за это. Я вернулся в машину к инспектору и тот стал мне угрожать, что если я не договорюсь "на берегу" с "потерпевшим" то он составит протокол и судья впоследующем вероятно лишит меня водительских прав за то, что я не согласен с протоколом. Я, понимая, что таким образом происходит вымогательство и желая быстрее выйти из этой ситуации понял куда клонит инспектор. Я в очередной раз выкарабкался из его патрульной машины и попытался договориться с Алмасом вноаь, чтобы тот хотя бы взял с меня меньшую сумму, т.к. я очень нуждаюсь в деньгах и мне нужно расплачиваться по ряду обязательств. Я рассчитывал, что человек верующий и демонстратрирующий внешне свой моральный выбор не просто способен, но и должен хотя бы в этом отпустить и избежать усугубления ситуации.

Но, уже видя, что инспектор на его стороне, а я уже как тот "клиент поспел", Алмас не согласился ни в какую на уменьшение "возмещения". Тогда мне осталось лишь одно, подгоняемый обстоятельствами, я пригласил его к машине инспектора, сам сел в машину дорожной полиции и с переднего седенья в окошко при инспекторе передал Алмасу 30000тг. Он взял сумму. Я его спросил имеет ли он ко мне претензии, чтобы он при инспекторе подтвердил, что не имеет. Тот взяв деньги ответил, что претензий не имеет. Пока я выбирался из патрульной машины Алмас уже уехал.

Дойдя до своего Дастера я вернуться к полицейскому и поинтересоваться у Жалгаса: "Не получится ли так, что Алмас взяв деньги, уехав, в дальнейщем продолжит преследование меня и откажется от того, что он не имеет ко мне претензий?". Он сказал, что вопрос урегулирован и если Алмас начнет отрицать, что он получил деньги и не имеет ко мне претензий, то полицейский вынужден будет разбираться в этом случае уже с ним.

Сев в машину я рассказал о всей схеме дочери и мы поехали к себе домой в село Узынагаш. По пути я видел, что Алмас свернул с дороги на повороте в поселок Долан. Я негодовал и до сих пор отвратительно себя чувствую из-за того, что Алмас, выглядящий внешне как практикующий мусульманин с покрытой женой в машине и двумя сыновьями продемонстрировал себя с низкой морально-этической стороны. Я расцениваю это как вынужденное урегулирование под давлением, без реального выбора. Что я ожидал? Что человек с религиозным видом будет действовать справедливо. Но, был обманут. Это не ошибка моего характера. Это — здравое ожидание порядочности, которое, увы, не всегда оправдывается. Его внешний вид и атрибутика в итоге не убедили меня, что он лучше. Наверное, это только я верю, что за аморальные поступки гарантирован СПРОС. А, может никакого СПРОСА и нет? Раз уж верующие, которые в моем понимании должны быть эталоном справедливости, им пренебрегают.


Рецензии