Тупики повседневности. Беседа шестнадцатая

Рано или поздно в России на повестку дня встанет вопрос о реформах. Не просто о политических, социальных, культурных и экономических преобразованиях, но о глубинных реформах, определяющих судьбу страны на долгие годы вперёд. Но многие ли из нас хотя бы близко осознают тот огромный массив задач, которые стоят перед российским обществом? Многие ли догадываются о том, с какими сложнейшими проблемами придётся столкнуться при попытке сдвинуть страну с мёртвой точки? Судя по тому, что эти задачи и проблемы, практически, не обсуждаются в обществе, то немногие. Поэтому у общества, в целом, нет представления о том, куда двигаться и как двигаться. Есть только смутное ощущение того, что так дальше жить нельзя и надо что-то делать для изменения своего текущего положения. Но, что именно-непонятно.
При проведении реформ перед реформаторами неизбежно встанут проблемы  мировоззренческого порядка. Это проблемы, связанные, в том числе, с коллективным осмыслением нашего отношения к прошлому страны.
Для одних прошлое России — это бесконечная череда травм и катастроф, от которых нужно отказаться, забыть, вычеркнуть.
Для других — источник гордости, история побед, при мудром руководстве сильной власти.
Обе позиции — крайности, их невозможно примирить друг с другом. Но за пределами этих позиций существуют реальные общественные запросы, объединяющие нас, несмотря на все разногласия: запросы на справедливость, уважение, порядок, безопасность, честность власти, возможность быть услышанным.
Люди хотят участвовать в управлении своей страной как взрослые, ответственные граждане, а не быть объектами опеки со стороны власти.
Любой, невзирая на свои политические убеждения, хочет быть услышанным, понятым и защищённым.
Без ответа на эти простые, общечеловеческие, запросы подлинные реформы невозможны. Иначе они становятся показухой и очковтирательством.
И вот тут встаёт ещё один важный вопрос: почему в России реформы, как правило, проваливаются?
Потому что они слишком часто рождаются не из потребности дать ответ на запросы общества, а из желания завершить незавершённое прошлое.
Авторитарный реформатор будет черпать вдохновение у Ивана Грозного, Петра или Сталина — он мечтает восстановить утраченную державность.
Либеральный — застрянет в иллюзии Февральской революции или 1990-х, считая их поражение трагической случайностью, а не системной проблемой.

Каждый из них бессознательно стремится дописать чужую, прерванную главу истории. Но жить в незавершённой истории — значит отказываться от собственной.

И авторитарные, и либеральные модели реформ, по сути, реставрационные.Они не создают новое, а лишь воскрешают призраки старого: одни — ради силы, другие — ради свободы.
Но Россия уже не царство XVI века, не империя XVIII, не СССР и не 1991 год. И даже не “эпоха стабильности” начала XXI века.

Поэтому реформа, ориентированная на прошлое, не сработает.
Очевидно, выход из положения состоит  не в поисках “третьего пути”, между коммунизмом и либерализмом, а в осознании уникальности того момента истории ,в котором мы живём. Настоящее требует не подражания чьим-то провалам или амбициям, а формирования контекста, в котором прошлое признаётся, но не диктует действия реформаторов и всего общества. Мы должны отказаться от попыток построить Советский Союз 2.0 или вернуться в февраль 1917 года.
Только реформа, осознавшая свой разрыв с судьбами предшественников, может быть успешной.
Необходимо, не завершить чужую мечту, а начать свою дорогу.


Рецензии