Протопоп Аввакум

      Главным противником патриарха Никона
  и его церковной реформы и идеологом ста-
  рообрядничества стал протопоп Аввакум,
  личность совершенно незаурядная,он борол-
  ся против всяческих греховных неурядиц в
  обществе за установление благочестия на
  Руси.
      Аввакум Петров родился в селе Григо-
  рове под Нижним Новгородом совсем недале-
  ко от села Вельдеманово,где родился и вы-
  рос Никита Минин,будущий патриарх Никон.
  Аввакум появился на свет в 1620 году.
      Они были знакомы с детства,позже Ав-
  вакум напишет об этом в своих записках.
  Он упоминает и национальность патриарха
  Никона:отец будущего патриарха был чере-
  мисом,мать - русалкой.
      Черемисы - это народ мари.Во многих
  книгах упоминается,что патриарх Никон по
  национальности был мордвин,наверное,пото-
  му что он родился и вырос в мордовском
  селе Вельдеманово.В те года много мордвы
  и черемисов проживало в Нижегородской гу-
  бернии.
      Аввакум указывает,что мать Никона яв-
  ляется русалкой,скорее всего,это такое
  местное обозначение русских.
      Сомнительно,конечно,что Аввакум,знаю-
  щий всех в округе,неправильно указал на-
  циональность Никиты Минина,будущего пат-
  риарха Никона.
      Будем считать,что патриарх Никон был
  наполовину черемисом(мари)и русским,но
  вырос в мордовском селе,отсюда всеми счи-
  тался за мордвина.
      Интересно,что патриарх Никон и самый
  главный противник его церковной реформы
  родились в одной местности,знали друг
  друга с детства,несомненно,общались,воз-
  можно,дружили в детской компании.
      Я помню только один ещё подобный слу-
  чай в истории страны:это главный идеолог
  Октябрьской революции 1917 года и основа-
  тель советского государства Владимир Ле-
  нин и его главный политический противник
  на момент революции Александр Керенский.
  Помним клише:председатель Временного пра-
  вительства Александр Керенский бежал от
  восставших революционеров - в женском
  платье.По сути,он бежал от Ленина в жен-
  ском платье.
      Ульянов и Керенский жили в одном го-
  роде Симбирске,их семьи дружили и ходили
  в гости друг к другу.Отец Ульянова-Ленина
  был инспектором симбирских гимназий,отец
  Керенского был директором гимназии,где
  учились и все дети Ульяновых и сам Керен-
  ский.Более того,после того как отец Уль-
  янова умер,старший брат Ленина был казнен
  за попытку цареубийства,все добропорядоч-
  ные граждане Симбирска отвернулись от се-
  мьи Ульяновых(если бы они заранее знали,
  что Ленин совершит революцию и сможет ос-
  новать первое государство в мире по тео-
  рии Маркса и Энгельса,то они не отво-
  рачивались бы так все в едином порыве во-
  змущения:но нам не дано предугадать)и то-
  лько директор Симбирской гимназии Федор
  Керенский не отвернулся от семьи Ульяно-
  вых,он дал выпускнику Володе Ульянову
  заслуженную им золотую медаль,хотя при
  этом Керенский преступил негласное пра-
  вило:не награждать золотой медалью брата
  государственного преступника.За этот
  благородный поступок Керенский сам мог
  быть наказан,но он предпочел поступить
  так,как должно было поступить в этой
  ситуации честному человеку.
      Итак,Аввакум родился в одной местно-
  сти с Никитой Мининым,будущим патриархом
  Никоном,они были знакомы и вряд ли они
  воевали уже с детства,более того,в самом
  начале церковной реформы Аввакум поддер-
  жит Никона и будет помогать ему во всем,
  но будучи натурой страстной и яростно
  борящейся за всяческую правду всюду,где
  он оказывался,Аввакум всё-таки выберет
  старые церковные правила и обряды,и до
  смерти будет стоять за них.
      Отец и дед Аввакума были священника-
  ми.Аввакуму было 15 лет,когда умрёт его
  пьющий отец.Аввакум находился полностью
  под влиянием матери,большой молитвенницы.
  По указанию матери он женится в 17 лет
  на сироте Настье Марковне 14-и лет.В 20
  лет он уже рукоположен во диаконы,через
  два года во священники.Ему дали приход
  в селе Лопатицы около Макарьева Желтовод-
  ского монастыря.
      Аввакум тщательно соблюдает все посты
  и уличает односельчан,даже и богатых и
  влиятельных людей,в бытовых пороках,на-
  пример,в пьянстве.Стыдит людей.
      В Лопатицы пришли плясовые с медведя-
  ми и бубнами,Аввакум изгнал их,сломал и
  бубны и хари(маски и костюмы зверей)у
  многих,отнял двух медведей:одного ушиб,
  другого выгнал в поле.
      В 1648 году Аввакум наотрез отказался
  благословить Матвея,сына воеводы Василия
  Шереметева,хотя воевода весьма дружелюбно
  относился к Аввакуму.Разъярённый Шереме-
  тев выбросил Аввакума в реку,так,что тот
  едва не утонул,едва спасся.
      Аввакума нередко били,гоняли те,кого
  он разоблачал и стыдил.Он был вынужден
  дважды бежать из Лопатиц в Москву,спаса-
  ясь от гнева разъярённых людей.
      В Москве его перевели в Юрьевец про-
  топопом(старшим священником),но через 8
  недель священники и женщины,которых он
  стыдил за блуд и разврат,прелюбодеяния,
  уже били его батожьем(палками с утолщен-
  ным концом),топтали посреди улицы и гро-
  зили его убить и тело бросить в ров псам
  на съедение.
      В 1651 году он бежит в Москву.
      В Москве многие,в том числе сам царь
  Алексей Михайлович, патриарх Иосиф,моло-
  дой протопоп Казанского собора Москвы
  Иоанн Неронов,царский духовник Стефан
  Вонифатьев,книжные справщики Иван Насе-
  дка,Шестак Мартемьянов пытались возродить
  прежнее благочестие на Руси,которое было
  до Смутного времени.
      В частности,они пытались ввести еди-
  ногласие,очистить богослужения от ошибок,
  ввести древние традиции церкви,унифици-
  ровать богослужебные книги.
      Богослужебные книги того времени были
  полны ошибок,которые делали малограмотные
  переписчики,потому,например,богослужения
  в одном храме сильно отличалось от бого-
  служения в другом храме.Конечно,вначале
  надо было провести унификацию богослуже-
  бных книг и обрядов по современным грече-
  ским и украинским изданиям.Все остальные
  древнерусские рукописи отложили пока в
  сторону,потому что кропотливая и тщате-
  льная работа над ними требовала многие
  месяцы и годы.
      Церковная реформа назревала.
      Аввакум был сильной незаурядной лич-
  ностью,он познакомился с царем Алексеем
  Михайловичем и вошёл в его ближайшее
  окружение.
      Аввакум понимал,что церковная реформа
  в ближайшее время была неизбежна и в этом
  он был единодушен с патриархом Иосифом и
  царем Алексеем Михайловичем и особые на-
  дежды он возлагал на сильного и харизма-
  тичного Никона,в котором видел своего
  сторонника.
      Вокруг Аввакума сплотилась большая
  группа единомышленников консервативного
  толка,ратуя за возрождение былого благо-
  честия русского общества.
      Вскоре стало ясно,что Аввакум и Никон
  по-разному смотрят на церковную реформу,
  и хотя Аввакум приветствовал унификацию
  богослужебных книг,обрядов,много чего
  другого,но на этом их сходство во взгля-
  дах и заканчивалось.Разрыв между Авваку-
  мом и Никоном был неизбежен.
      Вскоре выяснилось,что Никон смотрит
  иначе на цель и суть очищения церкви,на
  задачи церковной реформы.
      продолжение 1
      
      


Рецензии