Протопоп Аввакум
и его церковной реформы и идеологом ста-
рообрядничества стал протопоп Аввакум,
личность совершенно незаурядная,он борол-
ся против всяческих греховных неурядиц в
обществе за установление благочестия на
Руси.
Аввакум Петров родился в селе Григо-
рове под Нижним Новгородом совсем недале-
ко от села Вельдеманово,где родился и вы-
рос Никита Минин,будущий патриарх Никон.
Аввакум появился на свет в 1620 году.
Они были знакомы с детства,позже Ав-
вакум напишет об этом в своих записках.
Он упоминает и национальность патриарха
Никона:отец будущего патриарха был чере-
мисом,мать - русалкой.
Черемисы - это народ мари.Во многих
книгах упоминается,что патриарх Никон по
национальности был мордвин,наверное,пото-
му что он родился и вырос в мордовском
селе Вельдеманово.В те года много мордвы
и черемисов проживало в Нижегородской гу-
бернии.
Аввакум указывает,что мать Никона яв-
ляется русалкой,скорее всего,это такое
местное обозначение русских.
Сомнительно,конечно,что Аввакум,знаю-
щий всех в округе,неправильно указал на-
циональность Никиты Минина,будущего пат-
риарха Никона.
Будем считать,что патриарх Никон был
наполовину черемисом(мари)и русским,но
вырос в мордовском селе,отсюда всеми счи-
тался за мордвина.
Интересно,что патриарх Никон и самый
главный противник его церковной реформы
родились в одной местности,знали друг
друга с детства,несомненно,общались,воз-
можно,дружили в детской компании.
Я помню только один ещё подобный слу-
чай в истории страны:это главный идеолог
Октябрьской революции 1917 года и основа-
тель советского государства Владимир Ле-
нин и его главный политический противник
на момент революции Александр Керенский.
Помним клише:председатель Временного пра-
вительства Александр Керенский бежал от
восставших революционеров - в женском
платье.По сути,он бежал от Ленина в жен-
ском платье.
Ульянов и Керенский жили в одном го-
роде Симбирске,их семьи дружили и ходили
в гости друг к другу.Отец Ульянова-Ленина
был инспектором симбирских гимназий,отец
Керенского был директором гимназии,где
учились и все дети Ульяновых и сам Керен-
ский.Более того,после того как отец Уль-
янова умер,старший брат Ленина был казнен
за попытку цареубийства,все добропорядоч-
ные граждане Симбирска отвернулись от се-
мьи Ульяновых(если бы они заранее знали,
что Ленин совершит революцию и сможет ос-
новать первое государство в мире по тео-
рии Маркса и Энгельса,то они не отво-
рачивались бы так все в едином порыве во-
змущения:но нам не дано предугадать)и то-
лько директор Симбирской гимназии Федор
Керенский не отвернулся от семьи Ульяно-
вых,он дал выпускнику Володе Ульянову
заслуженную им золотую медаль,хотя при
этом Керенский преступил негласное пра-
вило:не награждать золотой медалью брата
государственного преступника.За этот
благородный поступок Керенский сам мог
быть наказан,но он предпочел поступить
так,как должно было поступить в этой
ситуации честному человеку.
Итак,Аввакум родился в одной местно-
сти с Никитой Мининым,будущим патриархом
Никоном,они были знакомы и вряд ли они
воевали уже с детства,более того,в самом
начале церковной реформы Аввакум поддер-
жит Никона и будет помогать ему во всем,
но будучи натурой страстной и яростно
борящейся за всяческую правду всюду,где
он оказывался,Аввакум всё-таки выберет
старые церковные правила и обряды,и до
смерти будет стоять за них.
Отец и дед Аввакума были священника-
ми.Аввакуму было 15 лет,когда умрёт его
пьющий отец.Аввакум находился полностью
под влиянием матери,большой молитвенницы.
По указанию матери он женится в 17 лет
на сироте Настье Марковне 14-и лет.В 20
лет он уже рукоположен во диаконы,через
два года во священники.Ему дали приход
в селе Лопатицы около Макарьева Желтовод-
ского монастыря.
Аввакум тщательно соблюдает все посты
и уличает односельчан,даже и богатых и
влиятельных людей,в бытовых пороках,на-
пример,в пьянстве.Стыдит людей.
В Лопатицы пришли плясовые с медведя-
ми и бубнами,Аввакум изгнал их,сломал и
бубны и хари(маски и костюмы зверей)у
многих,отнял двух медведей:одного ушиб,
другого выгнал в поле.
В 1648 году Аввакум наотрез отказался
благословить Матвея,сына воеводы Василия
Шереметева,хотя воевода весьма дружелюбно
относился к Аввакуму.Разъярённый Шереме-
тев выбросил Аввакума в реку,так,что тот
едва не утонул,едва спасся.
Аввакума нередко били,гоняли те,кого
он разоблачал и стыдил.Он был вынужден
дважды бежать из Лопатиц в Москву,спаса-
ясь от гнева разъярённых людей.
В Москве его перевели в Юрьевец про-
топопом(старшим священником),но через 8
недель священники и женщины,которых он
стыдил за блуд и разврат,прелюбодеяния,
уже били его батожьем(палками с утолщен-
ным концом),топтали посреди улицы и гро-
зили его убить и тело бросить в ров псам
на съедение.
В 1651 году он бежит в Москву.
В Москве многие,в том числе сам царь
Алексей Михайлович, патриарх Иосиф,моло-
дой протопоп Казанского собора Москвы
Иоанн Неронов,царский духовник Стефан
Вонифатьев,книжные справщики Иван Насе-
дка,Шестак Мартемьянов пытались возродить
прежнее благочестие на Руси,которое было
до Смутного времени.
В частности,они пытались ввести еди-
ногласие,очистить богослужения от ошибок,
ввести древние традиции церкви,унифици-
ровать богослужебные книги.
Богослужебные книги того времени были
полны ошибок,которые делали малограмотные
переписчики,потому,например,богослужения
в одном храме сильно отличалось от бого-
служения в другом храме.Конечно,вначале
надо было провести унификацию богослуже-
бных книг и обрядов по современным грече-
ским и украинским изданиям.Все остальные
древнерусские рукописи отложили пока в
сторону,потому что кропотливая и тщате-
льная работа над ними требовала многие
месяцы и годы.
Церковная реформа назревала.
Аввакум был сильной незаурядной лич-
ностью,он познакомился с царем Алексеем
Михайловичем и вошёл в его ближайшее
окружение.
Аввакум понимал,что церковная реформа
в ближайшее время была неизбежна и в этом
он был единодушен с патриархом Иосифом и
царем Алексеем Михайловичем и особые на-
дежды он возлагал на сильного и харизма-
тичного Никона,в котором видел своего
сторонника.
Вокруг Аввакума сплотилась большая
группа единомышленников консервативного
толка,ратуя за возрождение былого благо-
честия русского общества.
Вскоре стало ясно,что Аввакум и Никон
по-разному смотрят на церковную реформу,
и хотя Аввакум приветствовал унификацию
богослужебных книг,обрядов,много чего
другого,но на этом их сходство во взгля-
дах и заканчивалось.Разрыв между Авваку-
мом и Никоном был неизбежен.
Вскоре выяснилось,что Никон смотрит
иначе на цель и суть очищения церкви,на
задачи церковной реформы.
продолжение 1
Свидетельство о публикации №225080200961