Почему Бог допускает войны?

«Почему не сделает Всемогущий Господь, чтобы в мире не было войн?» «Зачем Он допускает убийства»?
Такими вот вопросами люди задаются не первый век. Сегодня, в мире, как и всегда, идут войны, происходит взаимное физическое истребление человека человеком. Потому такой вопрос: «Почему Господь допускает войны и убийства» — остается актуальным и жизненно важным.


БОГ СДЕЛАЕТ ТАК, ЧТО ЗЛА НЕ БУДЕТ

В Священном Писании говорится, что не Господь, а падший ангел, сатана, натравливает людей друг на друга и сеет всяческие раздоры. Именно он, вселяясь в людей и делая их нечестивыми разжигает пламя вражды.
Вот что говорится о таковых в Священном Писании «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57:21). «Пути мира они не знают» (Ис.59:8).

Еще в Раю Бог говорил сатане и Еве, которая поддалась его соблазну: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3).

Таким образом после грехопадения прародителей и как его следствие в мир вошла вражда. Она началась уже с семьи Евы и Адама. Их сын Каин по наущению сатаны убил брата Авеля и стал враждовать с Богом, отказываясь принести покаяние. Именно вражда с Богом, нежелание каяться за грехи и породило у людей вражду между собой. Господь учит, чтобы люди не друг другу завидовали, не имели зла друг на друга, не поднимали рук своих друг на друга. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) - говорил Иисус Христос.

С появления сатаны и грехопадения Адама и Евы в мире стали действовать лишь две силы - это сила любви и добра, сила дружбы и сила, которая называется насилием, враждой и злостью. Бог призывает к любви, а сатана к вражде. Но коль Бог не пользуется насилием, то мы, люди свободны. Мы свободны в своем выборе – стать на сторону Бога или же служить сатане. Так вот, люди, служащие сатане и устраивают войны. Именно о них сказал Христос: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Хотя, когда – то, согласно Библии, человечество преобразится и войн не станет. Тогда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4.).

В заключение приведём размышления на эту тему священника Николая Карова: «Люди думают, что вся история человечества творится Богом. Что каждое событие в жизни человека предопределено Богом. На самом деле: - Это не верно! Не все в нашем мире творится по воле Божьей.

Многое в нашем мире творится по воле человека. Когда происходят войны и социальные несправедливости, то мы должны задаваться вопросом: - А кто развязывает эти войны? Кто есть начальник социальных катастроф? Естественно человек: - Кто воюет? - Человек! Кто отбирает детей? – Человек! Не Бог внушает эти мысли людям, а сам человек, имея свободную волю, избирает путь зла, греха и разрушения. И результатом этого выбора, является грех, и все те ужасные события. Поэтому надо задавать вопрос: - Не почему Бог так устроил? А почему человек до такого докатился? Все это происходит в нашем мире, потому что человек грешит, и все эти события, они противны Богу.

… Наступит такое время, когда Бог сделает так, что зла не будет: - И этот момент называется Страшный Суд. Где грешники будут отделены от праведников. И праведники засияют вместе с Господом в вечной радости. Поэтому, видя те ужасы, которые были всегда в человеческой истории, мы должны понимать, что так происходит, не потому что Бог так захотел. А потому что люди в своей свободной воле избрали зло. Поэтому эти войны должны заставить нас задуматься: - Как мы живем? И заставить нас быть социально активными, чтобы бороться за мир и справедливость.

Бороться за то, чтобы в нашей жизни было больше добрых людей, чем злых. И эта борьба начинается с каждого из нас. Когда мы сами себя, преображая, даем добрый пример окружающим. Как говорил Серафим Саровский: «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся!» Давайте спасаться, стяжать благодать Духа Святого: - И избегать таких обвинений в сторону Господа, и понимать, что многое решается человеком».




СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ВОЙНАХ

Конечно война – это несомненное зло. Но ведь они бывают как наступательные, так и оборонительные. А оборонительные войны можно считать справедливые и несправедливыми. Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное».

А бывают еще и вынужденные войны о которых святит. Филарет говорил: «Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества».

Святитель Николай Сербский указывал даже на пользу военных действий. По его словам, «Одни на войне губят тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».

Святитель Феофан Затворник, относясь с критикой учению о не6соприотивлении злу насилием говорил: «На воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?»

В ответ на то, почему же христиане в войнах участвуют, если Иисус Христос учил любить даже врагов своих равноапостольный Кирилл сказал: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).
Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам».

«Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» - так кратко и убедительно высказался святитель Филарет о Отечества и о Христовой заповеди о любви к врагам. Также и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя заповедь о любви к врагам, писал: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви».

КАК ХРИСТИАНИУ ОТНОСИТЬСЯ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ?

«Убивать вообще преступно, но убивать своего врага на войне законно и похвально. Не думайте, что христианин с оружием в руках не может угодить Богу. Он доблестью своей защищает родину от варваров и тем охраняет слабых в тылу» - писал святитель Афанасий Великий. Следуя этому, а также учению других святых отцов появились великие христианские воины. Многие из них стали святыми, как, например, преподобный Илья Муромец, святой воин Иоанн Русский, Монахи Ослябя и Пересвет, святые князья-воины – Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Ушаков и др.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - говорится в Евангелии (Ин. 15). Святые отцы учат, что даже на войне необходимо оставаться христианами.К врагам проявлять христианское благородство, раненых ни в коем случаене добиватьи щадить тех, кто просит пощады. Выбор, как вести себя на войне, впрочем, как и в каждомважном жизненном поступкеостается за каждым отдельным человеком. А святые отцы учат, что самое главное, когда сердце человека принадлежало Господу, и тогда, водимое Его любовью и получая помощь от Бога, человек найдет правильное решение.


Рецензии