Дагестанские терекеменцы 19 век. Скотоводство
далеко не каждая зима с ее морозами, ветрами, толстым слоем снега позволяла содержать скот на подножном корме. Ведущей отраслью скотоводческого хозяйства являлось разведение крупного рогатого скота. В составе стада крупного рогатого скота, как и во всем равнинном и предгорном Дагестане, значительную роль играли буйволы — гомуш — незаменимая тягловая сила при вспашке полей тяжелым плугом. Развитию буйволоводства способствовали условия местности: умеренный климат, наличие богатой кормовой базы, болотной растительности, в том числе зарослей камыша на орошаемой земле. Буйволы высоко ценились и как скот, дающий «великолепное молоко, масло, мясо, кожу и т. п.». На долю буйволов в Кайтаго-Табасаранском округе в 1912 г. приходилось 31,7% общего количества крупного рогатого скота. Если исключить при этом горную часть округа, где буйволов обычно не разводили, то этот показатель для терекеменского участка окажется выше.
Коневодство играло второстепенную роль. Лошадей использовали для верховой езды и как тяговую силу, в частности во время молотьбы зерновых. Овцеводство было развито в ограниченных размерах. О роли скотоводства и его отдельных видов в хозяйственной деятельности терекеменцев свидетельствуют данные переписи
1886 г. По этим данным, на 69 хозяйств сел. Падар приходилась 281 голова крупного рогатого скота и 34 лошади, овец не было вовсе; в сел. Ханмагомедкала на 40 хозяйств — 196 голов крупного рогатого скота, 26 лошадей и 219 голов овец и коз; в сел. Берикей на 226 хозяйств— 1187 голов крупного рогатого скота, 221 лошадь и 404 овцы и т. д., в сел. Великент на 150 хозяйств — 1352 головы крупного рогатого скота, 120 лошадей и 320 голов овец и коз; в сел. Карадаглы на 25 хозяйств —
242 головы крупного рогатого скота, 69 лошадей и 2734 овцы, в сел. Селик на 37 хозяйств— 188 голов крупного рогатого скота, 19 лошадей, овец не было; в сел. Татляр — на 68 хозяйств — 300 голов крупного рогатого скота, 34 лошади и 94 головы овец и коз; в сел. Уллутерекеме на 35 хозяйств — 226 голов крупного
рогатого скота, 36 лошадей и 108 овец и коз; в сел. Джемикент на 159 хозяйств — 730 голов крупного рогатого скота, 168 лошадей и 146 голов овец и коз, в сел. Деличобан на НО хозяйств — 860 голов рогатого скота, 100 лошадей и 273 овцы и козы. Как видно из приведенных данных, наибольшую роль в скотоводческом хозяйстве терекеменцев играл крупный рогатый скот, значительно меньшую — лошади и еще меньшую — овцы и козы. Большой удельный вес крупного рогатого скота, в частности
рабочего, объясняется его значением для крестьянского хозяйства. Однако с развитием капиталистических отношений, способствовавших глубокому классовому расслоению крестьян, скот все более концентрировался в руках богатой части общества. Что же касается поголовья овец, то оно почти целиком находилось во владении лишь нескольких зажиточных хозяйств, имеющих возможности для содержания отар на нагорных — летних, а также кутанных — зимних пастбищах. Зимой, в период сильных морозов, снегопада, скот находился в основном на стойловом содержании, но в хорошую погод у — всегда на подножном корму. Крупный рогатый скот, находящийся на стойловом содержании, кормили мякиной — саман, соломой — лэмбз, а также кукурузными стеблями — таяг, лошадей же — мякиной и сеном (бичан) с ячменем (арла). Утром и вечером скот выводили на водопой. Уход за скотом был обязанностью мужчин и подростков. Только доение молочного скота составляло важнейшую хозяйственную функцию женщин. Для каждого вида скота во дворе имелось особое помещение или отдельные отсеки в общем помещении. В зимний период лошадей и буйволов на ночь обычно помещали в хлевах — аран, расположенных внизу жилого дома, остальной скот держали под навесом. Зажиточные терекеменцы, имевшие много скота, зимой содержали его на богатых растительностью пастбищных местах,
вдали от населенных пунктов. На этих пастбищах для скота строили полуподземные помещения — газма с двускатной крышей из камыша, засыпанной сверху глиной. Ухаживали за окотом обычно наемные работники или мужчины семьи. Летом
весь скот находился во дворе, внутри оград (чалы), построенных отдельно для каждого вида скота. Общество круглый год держало наемных пастухов, причем отдельно для крупного рогатого скота (коров, быков, буйволов и буйволиц), отдельно для лошадей и отдельно для телят. Отдельно формировалась и отара овец. Пастухов нанимали дважды: с октября до весны и с весны до осени. Зимой скот выпасали обычно горцы (в основном даргинцы), а летом— табасаранцы. Последние легче переносили летний зной, чем жители гор. Во многих селениях яловый
скот, кроме ездовых лошадей, все лето (4—5 месяцев) содержался на специальных лугах, вдали от населенных мест. Такими местами были Кафары, Йсмаил-кутан и другие, богатые сочными травами, или же залежные земли общества — курамит ерлер.
Ночью скот загоняли в загон — гезив чалы, огороженный высоким земляным валом — хандаг и колючим кустарником. На таких пастбищах скот пасли по очереди сами общинники. Они выводили его на луга, на водопой, приводили в загон, охраняли. Охрану несли по 3—4 человека в течение 2—3 дней. Реже такой скот пасли наемные пастухи. Общинники-скотоводы выходили с арбами на строительство и ремонт загонов. Для охранников строили полуземлянки, где они отдыхали в прохладное время или укрывались от дождя. Кроме того, возводили двухъярусные шалаши — чардах для дневнего отдыха и охраны. Труд пастуха обычно оплачивался зерном: за каждую голову взрослого скота платили 3 сага пшеницы или 4 сага ячменя за квартал, за телят — немного меньше. Кроме того, хозяева скота по очереди приглашали пастухов на ужин, включавший жидкое блюдо. На день пастуха снабжали чуреком. Пастух нес
перед обществом ответственность за порученное ему поголовье. Он выпасал его в течение целого дня и отгонял в середине дня на водопой. Если пастух допускал потраву посевов, то общественная охрана посевов — тургак немедленно загоняла нарушивший границу скот в специально огороженное место, а на пастуха
накладывали штраф. Пастух отвечал также за пропажу скота.
Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990
Свидетельство о публикации №225080301144