Симонов Михаил Петрович. Авиаконструктор
Поздней осенью 1986 года с подмосковного аэродрома Лётно-исследовательского института им. Громова взлетел необычного вида самолёт. Два киля в оперении и изогнутый нос - этой машине предстояло побить рекорд скороподъёмности, ранее принадлежавшему американскому F-15 Eagle. За 25,4 секунды лётчик-испытатель Виктор Пугачёв взлетел на необходимую высоту - 3000 м. Есть рекорд!
Потом этот самолёт установит ещё более 40 достижений, заставив серьёзно волноваться зарубежных конкурентов, а в 1989 году после показа "Кобры" на авиасалоне в Ле-Бурже, станет знаменитым на весь мир. Повторить такую фигуру не сможет ни один истребитель.
Су-27 - знаковая, этапная машина в нашем самолётостроении. Она в полной мере является детищем авиаконструктора Михаила Симонова.
Он родился в Ростове-на-Дону в семье учёных-географов. Когда мальчику исполнилось четыре года родители переехали в подмосковное Быково. Недалеко от дома был большой аэродром, и, когда по выходным вся семья выбиралась на лётное поле за цветами, Миша засматривался на самолёты Туполева, Поликарпова, Калинина.
Перед войной отца распределили в Алма-Ату. Там будущий конструктор посещал авиамодельный кружок, и уже понимал, что станет делом его жизни. "Часто я забирался на ближайший хребет, и возникало ощущение настоящего полёта, - будет вспоминать он потом.
Упорство, склонность к нестандартным решениям, умение брать на себя ответственность за них, смелость, граничащая с авантюризмом, - всё это проявилось уже тогда. И во всех делах он окружал себя командой. В 15 лет он возглавил авиамодельный кабинет Дворца пионеров Алма-Аты (первая должность, за которую он получал зарплату), а будучи студентом руководил планерным кружком. И с такими же юными единомышленниками всё время что-то просчитывал, чертил и строил.
В 1942 году в боях под Сталинградом погиб отец. Семье живётся тяжело, Михаилу приходится работать, но десятилетку он окончил с отличием. Это будет уже после войны в родном Ростове-на Дону, куда он вернётся с мамой и младшим братом. И тут новые удары судьбы: мама заболеет туберкулёзом, а брат Вячеслав погибнет в автоаварии.
Путь в большую авиацию для него лежит через МАИ. Юноша знает наизусть специальности всех его факультетов, готов поступить хоть завтра, но на кого оставить больную мать? Чтобы быть рядом с ней, он выбирает Новочеркасский политех. С авиацией там ничего не связано (поступил на механический факультет на специальность "проектирование автомобилей"), но зато до дома три часа на автобусе или попутках. Можно каждую неделю навещать маму.
В вузе он становится одним из лучших, участвует в спортивных соревнованиях, создал футбольную команду и женился на студентке химфака Александре. Но о другой любви своей жизни - авиации забыть не сможет. Когда станет ясно, что в Новочеркасском политехе авиационный факультет так и не появится, Симонов послал заявление о переводе в Казань. И стал студентом пятого курса КАИ - Казанского авиационного института.
В новом вузе он сразу включился в работу планёрного кружка, а вскоре создал одно из первых в СССР студенческих конструкторских бюро (СКБ). На его базе потом открылось первое ОКБ спортивной авиации. Всю свою невероятную энергию Симонов отдаёт работе в этом ОКБ. Тут и проявляется его талант авиационного конструктора: вокруг Михаила группируется команда единомышленников, задумавшая построить планер собственной конструкции.
Ребята с азартом и наслаждением возятся с чертежами, пишут формулы, рассчитывают прочность узлов подвески крыла и движутся к заветной цели. К весне 1956 года одноместный спортивный планер КАИ-6 готов. "Это, конечно, не истребитель, но всё-таки...Я хотел выразиться в машине, которая несла в себе частицу меня, моего характера, моего темперамента", - будет рассказывать потом Михаил Петрович.
Планер полетел, и вся команда студентов-разработчиков бежала за ним, а впереди бежал Симонов. Много раз впоследствии авиаконструктор будет отправлять в первый полёт свои крылатые машины, но такого воодушевления, такой радости и подъёмной (в переносном смысле слова) силы, как в тот весенний день, он не испытает никогда.
Работа в студенческом КБ, а затем в ОКБ спортивной авиации была для молодого человека прекрасной конструкторской школой. Под руководством Симонова создано несколько типов планеров, самые удачные из них пошли в серийное производство. А планер КАИ-19 и вовсе станет лидером по количеству установленных мировых рекордов.
Теперь Симонов легко разбирается во всём, что связано с авиацией. Судьба несёт его на своих крыльях к главному предназначению жизни: от авиамоделизма и планеризма - к боевым самолётам. В конце 1960-х годов карьера резко взлетает, словно истребитель, и Михаил Петрович перебирается в Москву, где вскоре становится заместителем главного конструктора в ОКБ Сухого.
Его первый проект - испытания и доводка тактического фронтового бомбардировщика Су-24. По сути - первого сложнейшего комплекса вооружения в отечественной авиации. Это был прорывной самолёт с изменяемой стреловидностью крыла, впервые снабжённой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) и его способность летать в любую погоду в автоматическом режиме на малых высотах, огибая рельеф местности.. Такого в СССР ещё не было.
Су-24 создавался как наш ответ на американский бомбардировщик F-111, и цена ошибки была высока. В коллективе ОКБ царило недоумение: зачем назначать на столь сложный проект нового сотрудника, пришедшего со стороны? Удастся ли ему справиться? За каждым его шагом пристально следили, а испытательная бригада в Жуковском, состоявшая из асов авиации, встретила его прохладно.
Доработка Су-24 прошла успешно, хотя не обошлось без трудностей и даже катастрофы во время испытаний. Симонов стал своим в коллективе. Мало того, что он блестяще знал все технические нюансы создания самолётов, он лично принимал решения в любой сложной ситуации, брал ответственность на себя. Всегда вставал на защиту лётчиков и не делал их крайними, даже когда они ошибались. А ещё восхищал коллег своим упорством и выносливостью. Но не только ими.
"К лётчикам он относился с уважением и любовью. Меня он выбрал на первый подъём Су-47"Беркут", весь полёт простоял у взлётно-посадочной полосы, - вспоминает лётчик-испытатель Игорь Вотинцев. - Когда я уже зарулил, Михаил Петрович вместе с поздравлениями вручил маленький цветочек, незабудку, и сказал: "А это передашь Дине", - моей супруге. Естественно, близкие люди очень волнуются, и Михаил Петрович думал об этом, ожидая моей посадки. Он был не только мудрым человеком и прекрасным конструктором, но и романтиком.
Запустив в жизнь Су-24, Симонов стал "отцом" для истребителей четвёртого поколения Су-27. Под его руководством была создана отечественная школа сверхманёвренных боевых самолётов. Впрочем, эксперты отрасли считают, что он сделал нечто большее - спас нашу отечественную авиацию в тяжёлые 90-е годы. Возглавляя ОКБ Сухого, он, когда уже не было госзаказа, смог сохранить серийные заводы в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре, заключил успешные контракты с Китаем и Индией и, по сути, вывел наши самолёты на мировой рынок.
На его могиле на Новодевичьем кладбище написана лаконичная эпитафия: "Опустела без тебя земля..." А с памятника рвётся в небо взлетающий Су-27.
Источник: аргументы и факты. 19.10.2024. Дмитрий Писаренко.
Симонов Михаил Петрович - 19 октября 1929 года Ростов-на-Дону - 4 марта 2011 года Москва.
Награды и звания:
Герой Российской Федерации - 1999 год.
Орден Трудового Красного Знамени.
Медаль "В память 1000-летия Казани".
Золотая медаль им. В.Г.Шухова.
Лауреат Ленинской премии 1976 год.
Государственная премия Российской Федерации 1997 год.
Государственная премия Российской Федерации 2003 год.
Доктор технических наук, профессор МАИ, действительный член Международной
и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и
воздухоплавания.
Источник: википедия.
Свидетельство о публикации №225080301323