Дела адвокатские

Я, прожив до 50 лет, ни разу лично не сталкивался с работой адвоката. Знал я о ней лишь по передачам телевидения да по художественным фильмам. Мне была непонятна такая фраза: «Вам нужно нанять хорошего адвоката». Я полагал, что судит суд и судит по букве закона. Так в чём разница, думал я? Существуют же гражданский и уголовный кодексы, и что бы адвокат ни говорил, обвиняемый будет либо осуждён, либо оправдан, если не виновен. Вот таким наивным человеком я жил.

Тема этой миниатюры не является в наши дни, судя по российским телевизионным передачам, чем-то необычным. Уже никто не удивляется, что квартира того или иного пожилого человека «отжата» неким злоумышленником. Но случай, о котором я бы хотел вам рассказать, произошёл в законопослушной Германии. Дом у 86-летней фрау «отжал» херр её же возраста. И ГЛАВНОЕ! Как этот дом удалось вернуть обратно хозяйке.

Я уже довольно долго живу и работаю в небольшом городке на юго-западе Германии. Приехал я сюда из Ленинграда, где родился и прожил до пятидесяти лет. В первый же год после нашего приезда мы с женой свели дружбу с одной интеллигентной немецкой семьёй, живущей на соседней улице, застроенной небольшими частными домами. Разница в возрасте между нами совсем не мешала нашим приятельским отношениям. Каждый из нас находил свой интерес в общении. Это не была материальная выгода, поскольку я почти сразу же нашёл высокооплачиваемую работу по своей профессии, а Вилли и Хельга Штольц имели очень достойную пенсию.

Мы с женой оттачивали немецкий язык, узнавали обычаи, законов страны. Вилли до выхода на пенсию работал юрист-консультом. Наши друзья имели возможность общения с нами, людьми намного моложе себя. И, главное, у них, не имевших своих детей, появились внимательные, благодарные слушатели их жизненных историй (многократно повторяемых). Что, согласитесь, для пожилых людей вещь важная. Мы ездили вместе с нашими друзьями в отпуска, часто бывали в гостях друг у друга.

Прошли годы, а они, как говорится, взяли своё. Заболел и ушёл из жизни Вилли. Хельга, как казалось, справилась со свалившимся на неё горем. На нашу подругу теперь обрушились юридические дела с переоформлением на себя всех документов. Мы, как могли, опекали её, но юридическую помощь, конечно же, не в силах были ей оказать из-за недостаточного знания законов да и, что греха таить, отсутствия понимания в полной мере бюрократического немецкого языка. С предложением помощи в оформлении документов к Хельге обратился пожилой мужчина — херр Зигмунд Ессигкруг, живущий через дом от неё. Понимая свою беспомощность в оформлении бумаг, Хельга согласилась. Её не смутило то, что муж её, Вилли, общался с этим соседом лишь на уровне «Здравствуйте – до свидания». Хотя с соседями из других близлежащих домов дружил и приглашал тех на свои дни рождения.

Шло время, дела бумажные двигались. Однажды Хельга попросила меня проводить её в банк — чтобы взять выписку счёта за прошлый месяц и немного наличных денег. По выписке получалось, что неделю назад Хельга уже сняла со счёта 50 тысяч евро! Хельга мне клялась, что не брала денег. Мы обратились за разъяснением к служащему банка. Тот нас огорошил, сообщив, что деньги выданы по генеральной доверенности господину Ессигкругу. Мы звоним тому, просим как можно скорее прийти к Хельге.

Господин Ессигкруг не стал отказываться — да, взял эти деньги в награду за свои старания по оформлению документов. Хельга возмутилась тем, что сосед не поставил её в известность о снятии такой большой суммы, назвав это воровством. Она предполагала, что Зигмунд Ессигкруг помогает ей по-соседски и собиралась его щедро отблагодарить, но не такой же огромной суммой. И что за значительно меньшие деньги она бы могла обратиться в специальную фирму. Хельга потребовала, чтобы Ессигкруг вернул деньги и больше не появлялся в её доме. Оформление оставшихся документов она поручит другому человеку. Тут у Ессигкруга вырвалось:
— А дом-то не Ваш. Вы же мне его подарили, что нотариально оформлено. Вы, фрау Штольц, подарили мне ваш дом с правом вашего проживания в нём до самой кончины.

Хельга в тот же день позвонила своей племяннице, живущей за 300 км и которая была, по сути, единственной наследницей Хельги. Да ещё и муж племянницы был юрист, правда, по экологическим вопросам и в Австрии. Но в любом случае он знал подход к юридическим вопросам. Даже при первом взгляде на проблему было понятно, что дом оформлен законно, и вернуть его владелице — задача почти нереальная. По своим каналам муж племянницы выяснил, кто из немецких адвокатов был успешен в этой теме. Как лучшего рекомендовали одного пожилого мужчину из Франкфурта. Адвокат попросил два дня, чтобы вникнуть в суть вопроса, поскольку дело, как он выразился, «тухлое». Через два дня он позвонил и сообщил, что берётся за нашу проблему и попытается её решить, не доводя до суда.

Адвокат назначает встречу у нотариуса, оформлявшего документ дарения. На встречу был приглашён и Зигмунд Ессигкруг. Я, как свидетель, сопровождал адвоката.

Адвокат:
— Уважаемый господин нотариус, я ни секунды не сомневался, что сделка по дарению дома, заверенная вашей подписью, была законна. Невозможно доказать, что подпись госпожи Штольц под актом дарения была получена обманным путём. Что моя клиентка, в силу возрастного расстройства памяти, не знала, что подписывает (даже если это и так).

Нотариус:
— Благодарю Вас. Но тогда я не очень понимаю причину нашего сегодняшнего собрания. Ведь Вы бы могли просто подать в суд, если усмотрели в моих действиях нарушение закона.

Адвокат:
— В Ваших? Да ни Боже ж мой.

Лицо нотариуса расплылось в довольной улыбке.

Адвокат продолжал, обращаясь теперь к, условно говоря, обвиняемому:
— Господин Ессигкруг, нотариус прав. Если мы, как частное лицо, подадим на Вас в суд как на человека, незаконно завладевшего чужим имуществом, то мы, безусловно, проиграем дело.

Ессигкруг удивлённо, с гримасой превосходства на лице, развёл руками и повторил вопрос нотариуса:
— Но тогда я не очень понимаю причину нашей сегодняшней встречи.
— Я проехал больше 200 километров, чтобы задать Вам, господин Ессигкруг, всего лишь один вопрос: какого числа вы оплатили налог государству на акт дарения дома?

Ессигкруг молчал некоторое время, потом резко:
— Я завтра же переведу необходимую сумму в финансовые органы.
— Каааак?! — воскликнул нотариус, даже привстав со стула.
— Можете уже  не спешить, — ответил адвокат с улыбкой. — Возможно, результатом собрания будет Ваше решение добровольно вернуть уважаемой фрау Штольц её дом.
— С чего это вдруг?
— Я просто Вам честно расскажу о дальнейших наших действиях, которые последуют в случае вашего отказа. Итак: Вы помните дату оформления дарственной? Иными словами, с какого числа, какого месяца Вы стали владельцем имущества этой достойной дамы? Уже давно прошёл тот срок, в течение которого Вы обязаны были оплатить государству налог за полученный в подарок дом. Вы, как я установил, до сих пор этого не сделали.

Нотариус:
— Господин Ессигкруг, Вы до сих пор не заплатили налог на дарение? Какой ужас! Вы теперь будете обязаны заплатить штраф, размер которого соизмерим со стоимостью этого дома.

Зигмунд Ессигкруг:
— Я заплачу сегодня же.

Адвокат:
— Но перевод денег теперь, не освободит Вас от штрафа за нарушение одного из наиважнейших законов Германии — закона о налогах. Вы решили в данном случае так неудачно пошутить не с частным лицом, а с государством.

Договор дарения был тут же расторгнут.

Что же касается тех 50 тысяч евро, что успел украсть Ессигкруг, то их возвращение, по словам адвоката, возможно лишь через длительное судебное разбирательство с присутствием Хельги на заседаниях суда. Во-первых, это сильная физическая и эмоциональная нагрузка, и она может просто не выдержать. Во-вторых, не факт, что удастся вернуть деньги.

PS.
Услуги адвоката покрыла страховка, оформленная Хельгой ещё при жизни мужа. История непорядочности Зигмунда Ессигкруга и того нотариуса непонятным образом распространилась по городку, что для жителя провинции вещь весьма неприятная. Это послужило причиной, что многие знакомые, с кем семья Ессигкруг до этого общалась, от них отвернулись, а у конкурентов их нотариуса появилось больше клиентов.


Рецензии
То есть, заплати он налог — и были бы с него взятки гладки?
Почему же пройдоха так нелепо подставился?

Иван Жемакин   10.08.2025 12:22     Заявить о нарушении
Я, Иван, этого не знаю, почему он так. Я лишь рассказал историю, имевшую место.
А заплатил бы, возможно адвокат нашёл бы другой крючок.

Спасибо, что прочитали!

Эгрант   10.08.2025 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.