Дагестанские терекеменцы 19 век. Ремесло
В то время как мастеров по изготовлению орудий из дерева было в больших селениях пять-шесть, число кузнечных мастерских на территории Терекеме не превышало 1—2. Хорошо известен был здесь и кузнец из сел. Башлы Салах, у которого многие терекеменцы покупали готовые лемехи — котан-демир. В некоторых селениях (Берикей, Уллутерекеме и др.) кузнецам отводились «особые участки... обрабатываемые обыкновенно теми из поселян, которым кузнец обязан производить починку... бесплатно». Обычно кузница размещалась под навесом первого этажа. В ней были горны с мехами, наковальня, инструменты, необходимые для работы, точильное колесо и другие орудия. Ремесло не было отделено от земледелия окончательно, и среди местных ремесленников трудно было найти такого, который занимался бы только ремеслом и не имел своей пашни, скота и т. д. Что касается изделий ремесленного производства (медных, гончарных, отчасти и деревянных), то терекеменцы
приобретали их у соседних горских народов. Существовал главным образом натуральный обмен. Чаще всего горцы-ремесленники приезжали в Терекеме и на месте обменивали свои изделия на зерно. Следует отметить, что лужение медной посуды,
изготовление утвари, модной обуви на твердой подошве находилось почти всецело в руках лакских мастеров, приезжавших на сезон, а иногда и на постоянное жительство в терекеменские селения. Традиции изготовления мелких предметов хозяйственное
обихода и одежды из хлопчатобумажной пряжи, сумок — хэйбэ, чанта для ношения на плече продуктов, переметных сумок — гаш хэйбэ, обмоток для мужской кожаной обуви — дола, сохранялись сравнительно устойчиво. Станок для тканья этих, предметов назывался «хана агадж». Он был вертикальным и в принципе мало отличался от общераспространенного в Дагестане ткацкого станка такого типа, хотя был меньше по размеру. Такой станок представлял собой прямоугольную раму длиной до 1,2—2 м и шириной не более 40—50 см. Посередине он имел горизонтально расположенную перекладину, как бы делившую его на две части, так что можно было на нем ткать и мелкие по размеру наплечные сумки, обмотки, натянув нити лишь в нижней половине, и сравнительно большие предметы, в частности переметные сумки, натянув пряжу по всей высоте станка. На основу ткани — узатмасы использовалась обычно белая пряжа — аг-ип, и на уток— арчагы — синяя — гёк-ип. Шелковая пряжа (в крашеном и натуральном виде) шла главным образом на одежду, на вышивки — гюлебетин, на плетение всевозможных, шнуров — чал, тесьмы — буфта и т. д. Особое развитие в Терекеме получило тканье и плетенье нарядных гашников из шелковой пряжи — иштин-багы, или туман-багы. Для тканья гашника применялась рама размером 30x60—70 см. Плели и ткали гашники разной ширины и толщины, в виде сетки, иногда с узором.
В то время как на нарядные гашники шла шелковая пряжа, гашники повседневного пользования, имевшие форму узкой ленты, делались из хлопчатобумажной пряжи.
Некоторые виды домашних промыслов, связанные с изготовлением одежды и обуви, головных уборов, продолжали сохраняться до начала XX в. Отходничество в Терекеме не получило широкого развития, если не считать отход на нефтяные и рыбные промыслы. Исключение составляет такой вид отхожего промысла, как извоз —
кире, которым терекеменцы занимались в свободное от полевых работ время, обычно глубокой осенью и зимой. Для этого они объединялись в артели и отправлялись на своих арбах чаще всего в Дербент, откуда перевозили товар в Маджалис, Уркарах, Дешлагар, Порт-Петровск и даже в Темир-Хан-Шуру. При наличии груза извозчики зарабатывали и на обратном пути. Часть их груза составлял провиант, поставляемый в войсковые части. В силу специфики хозяйственной деятельности по производству зерна (для богатой верхушки общества оно приобрело, особенно в пореформенный период, товарное значение) само Терекеме привлекало рабочую силу из числа горской бедноты.
Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990
Свидетельство о публикации №225080301407