Дагестанские терекеменцы 19 век. Ремесло

Ремесло в Терекеме не получило заметного развития и в силу земледельческой направленности хозяйства, и в силу существовавшего в Дагестане территориального разделения труда. Терекеме не являлось ни центром ковроделия, ни центром художественной обработки металла или гончарного производства. Это был центр зернового хозяйства Южного Дагестана. Сравнительно большое значение имели домашние промыслы. Они носили разнообразный характер и сохранялись устойчиво. «Домашние промыслы,— писал В. И. Ленин,— составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства, остатки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство». Домашние промыслы основывались на переработке «сырых материалов в том самом хозяйстве (крестьянской семье), которое их добывает», и удовлетворяли исключительно местные нужды. Здесь, в частности, были признанные мастера по обработке дерева, железа, по производству сельскохозяйственных орудий, инвентаря, транспортных средств, предметов домашнего обихода. В начале века такими известными мастерами по обработке дерева, изготовлению сельскохозяйственных орудий были Иса Агарагимов (сел. Берикей), Магомед Исрафилов (сел. Великент), Ханмамед Ханмагомедов (сел. Джемикент), Гаджи Исрафилов (сел. Падар) и многие другие. Почти в каждом селении были и свои кузнецы — демирчи. Помимо изготовления и починки плугов, серпов, кос, топоров, многих других орудий труда они делали подковы, снабжали сельчан и другими предметами хозяйственного назначения такими, как ножницы для стрижки овец, ножи, щипцы и т. д. В начале XX в. самым прославленным кузнецом на Терекемейском участке был Магомед Мирзаханов (сел. Берикей). В его кузню — мешхана приезжали крестьяне со всего Терекеме.
В то время как мастеров по изготовлению орудий из дерева было в больших селениях пять-шесть, число кузнечных мастерских на территории Терекеме не превышало 1—2. Хорошо известен был здесь и кузнец из сел. Башлы Салах, у которого многие терекеменцы покупали готовые лемехи — котан-демир. В некоторых селениях (Берикей, Уллутерекеме и др.) кузнецам отводились «особые участки... обрабатываемые обыкновенно теми из поселян, которым кузнец обязан производить починку... бесплатно». Обычно кузница размещалась под навесом первого этажа. В ней были горны с мехами, наковальня, инструменты, необходимые для работы, точильное колесо и другие орудия. Ремесло не было отделено от земледелия окончательно, и среди местных ремесленников трудно было найти такого, который занимался бы только ремеслом и не имел своей пашни, скота и т. д. Что касается изделий ремесленного производства (медных, гончарных, отчасти и деревянных), то терекеменцы
приобретали их у соседних горских народов. Существовал главным образом натуральный обмен. Чаще всего горцы-ремесленники приезжали в Терекеме и на месте обменивали свои изделия на зерно. Следует отметить, что лужение медной посуды,
изготовление утвари, модной обуви на твердой подошве находилось почти всецело в руках лакских мастеров, приезжавших на сезон, а иногда и на постоянное жительство в терекеменские селения. Традиции изготовления мелких предметов хозяйственное
обихода и одежды из хлопчатобумажной пряжи, сумок — хэйбэ, чанта для ношения на плече продуктов, переметных сумок — гаш хэйбэ, обмоток для мужской кожаной обуви — дола, сохранялись сравнительно устойчиво. Станок для тканья этих, предметов назывался «хана агадж». Он был вертикальным и в принципе мало отличался от общераспространенного в Дагестане ткацкого станка такого типа, хотя был меньше по размеру. Такой станок представлял собой прямоугольную раму длиной до 1,2—2 м и шириной не более 40—50 см. Посередине он имел горизонтально расположенную перекладину, как бы делившую его на две части, так что можно было на нем ткать и мелкие по размеру наплечные сумки, обмотки, натянув нити лишь в нижней половине, и сравнительно большие предметы, в частности переметные сумки, натянув пряжу по всей высоте станка. На основу ткани — узатмасы использовалась обычно белая пряжа — аг-ип, и на уток— арчагы — синяя — гёк-ип. Шелковая пряжа (в крашеном и натуральном виде) шла главным образом на одежду, на вышивки — гюлебетин, на плетение всевозможных, шнуров — чал, тесьмы — буфта и т. д. Особое развитие в Терекеме получило тканье и плетенье нарядных гашников из шелковой пряжи — иштин-багы, или туман-багы. Для тканья гашника применялась рама размером 30x60—70 см. Плели и ткали гашники разной ширины и толщины, в виде сетки, иногда с узором.
В то время как на нарядные гашники шла шелковая пряжа, гашники повседневного пользования, имевшие форму узкой ленты, делались из хлопчатобумажной пряжи.
Некоторые виды домашних промыслов, связанные с изготовлением одежды и обуви, головных уборов, продолжали сохраняться до начала XX в. Отходничество в Терекеме не получило широкого развития, если не считать отход на нефтяные и рыбные промыслы. Исключение составляет такой вид отхожего промысла, как извоз —
кире, которым терекеменцы занимались в свободное от полевых работ время, обычно глубокой осенью и зимой. Для этого они объединялись в артели и отправлялись на своих арбах чаще всего в Дербент, откуда перевозили товар в Маджалис, Уркарах, Дешлагар, Порт-Петровск и даже в Темир-Хан-Шуру. При наличии груза извозчики зарабатывали и на обратном пути. Часть их груза составлял провиант, поставляемый в войсковые части. В силу специфики хозяйственной деятельности по производству зерна (для богатой верхушки общества оно приобрело, особенно в пореформенный период, товарное значение) само Терекеме привлекало рабочую силу из числа горской бедноты.

Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990


Рецензии